Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

3 основных налоговых риска при аренде: как их избежать

18.08.2014

Риск 1. Расходы на ремонт имущества

В чем риск: налоговые органы могут не признать затраты на ремонт имущества (у арендодателя или арендатора) в составе налоговых расходов. Причина: в договоре аренды стороны не указали, за чей счет проводится ремонт имущества, переданного в аренду.

Возникает вопрос: зачем это указывать в договоре? Кто потратился на ремонт, того и расходы. И в ст. 776 Гражданского кодекса (далее – ГК) сказано, что ремонт может осуществляться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора.

Однако обратите внимание на две оговорки в этой статье ГК:

  • за текущий ремонт платит арендатор, если иное не предусмотрено договором или законом;
  • за капитальный ремонт платит арендодатель, если договором или законом не установлено иное.

Поэтому если капремонт оплатил арендатор, то ему надо иметь оправдание такой инициативы – в виде условия в договоре или нормы закона.

Второй вопрос: какую сумму затрат на ремонт можно включить в состав налоговых расходов? Существует 10%-ный ремонтный лимит, установленный п. 146.11 и 146.12 Налогового кодекса (далее – НК). Суммы затрат, которая выходит за рамки этого лимита, в налоговые расходы не попадет. Правда, п. 146.19 НК разрешает арендатору амортизировать сумму превышения – но только в том случае, если договор аренды обязывает или позволяет арендатору проводить ремонты и другие улучшения объекта аренды.

Вот почему в договоре надо четко указать, какая из сторон обязана ремонтировать имущество. Это очень важно. Включив данное условие в договор, вы избавите себя от споров с налоговым органом по поводу признания налоговых расходов.

К тому же согласно п. 1 ст. 10 Закона от 10.04.92 г. № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее – Закон № 2269) порядок восстановления арендованного имущества является существенным условием договора аренды. А руководствоваться нормами Закона № 2269 при сдаче имущества в аренду могут предприятия любой формы собственности.

Как избежать риска: указать в договоре, за чей счет осуществляется ремонт имущества.

Риск 2. Индексация арендной платы

В чем риск: налоговые органы могут трактовать часть суммы индексации как безвозмездную финансовую помощь арендодателю и не признают эти расходы у арендатора. Причина: в договоре предусмотрена индексация арендной платы, но не указана формула для ее расчета.

Возможность увеличивать размер арендной платы на индекс инфляции предусмотрена ч. 3 ст. 762 ГК. Приняв решение об индексации арендной платы, стороны должны договориться и о порядке ее проведения. Например, можно предусмотреть ежегодную индексацию (если договор аренды заключается на несколько лет), а можно и ежемесячную.

Почему это так важно? Дело в том, что если не указать в договоре формулу расчета индексированной арендной платы, налоговые органы могут применить формулу, предусмотренную п. 12 Методики, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). Ведь других нормативных актов, регулирующих порядок индексации арендной платы, нет.

Что в этом страшного? Поясним. Методика № 786 устанавливает правила расчета арендной платы только за госимущество. А предприятия частной формы собственности вправе применить и другой, более приемлемый для них порядок расчета. И тогда их сумма арендной платы может оказаться меньше суммы, рассчитанной налоговым органом с помощью Методики № 786. Это и приведет к риску, который мы сформулировали выше. Разницу посчитают безвозмездной финансовой помощью арендодателю, у арендатора не признают расходы в этой сумме.

Как избежать риска: указать в договоре, подлежит ли индексации сумма арендной платы, в каких случаях применяется индекс инфляции и по какой формуле рассчитывается индексированная арендная плата.

Риск 3. Компенсация коммунальных услуг

В чем риск: налоговый орган может признать, что коммунальные услуги получены арендатором бесплатно. Причина: в договоре не указан порядок компенсации стоимости таких услуг арендатором.

При аренде здания (помещения) арендатор в любом случае пользуется коммунальными услугами (электричество, отопление, водоотведение и пр.). При этом возможны такие варианты:

  • арендатор оплачивает коммунальные услуги самостоятельно (заключает договоры напрямую с поставщиками таких услуг);
  • арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг арендодателю по отдельным счетам;
  • стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.

Один из вариантов надо указать в договоре. Иначе у сторон могут быть проблемы. Например, у арендатора могут признать такие услуги бесплатно полученными. И потребовать, чтобы он исключил их стоимость из состава расходов и включил в доходы (согласно пп. 135.5.4 НК), а сумму НДС – исключил из налогового кредита. От арендодателя потребуют начислить налоговые обязательства согласно пп. "г" пю 198.5 НК.

Как избежать риска: предусмотреть в договоре порядок оплаты арендатором стоимости коммунальных услуг.

ВЫВОДЫ

Безусловно, в статье мы описали не все риски, которые могут возникнуть у арендаторов и арендодателей при аренде имущества. Исходите из своей конкретной ситуации и заранее включайте в договор «антирисковые» условия. Но в любом случае укажите в договоре:

  • за чей счет осуществляются ремонты;;
  • каким образом арендатор возмещает оплату коммунальных услуг.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
15.09.2025
Изменения в правилах блокировки налоговых накладных
С 27 сентября 2025 года вступят в силу изменения к Порядку остановки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки. Из нашего обзора вы узнаете, что именно изменится в правилах блокировки НН/РК на этот раз. Постановлением КМУ от 26.08.2025 № 1048 (далее – Постановление № 1048) будут...
08.09.2025
Будет ли штраф за несвоевременную регистрацию нулевого РК?
Нулевой РК к налоговой накладной зарегистрирован с опозданием, но это не повлияло на сумму налоговых обязательств. Мы ответили на вопрос, может ли несвоевременная регистрация такого РК привести к применению штрафа. Регистрация налоговых накладных Ситуация. В июне на дату получения аванса поставщико...
04.09.2025
Денежные средства получены по ошибке: нужно ли начислять НДС?
Нужно ли начислять налоговые обязательства по НДС, если на счет плательщика денежные средства поступили из-за ошибки? Из статьи вы узнаете, действительно ли у плательщика НДС возникает такая обязанность и каково мнение ГНС по этому вопросу. Когда на счет плательщика НДС поступают не принадлежащие ем...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Как оформлять налоговые накладные при экспорте товаров, на которые распространяется режим экспортного обеспечения
Режим экспортного обеспечения НДС – это специальный порядок налогообложения, применяемый к отдельным группам товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Украины. Он предусматривает особые правила оформления и регистрации налоговых накладных, что позволяет экспортеру оформлять нулеву...
15.09.2025
Изменения в правилах блокировки налоговых накладных
С 27 сентября 2025 года вступят в силу изменения к Порядку остановки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки. Из нашего обзора вы узнаете, что именно изменится в правилах блокировки НН/РК на этот раз. Постановлением КМУ от 26.08.2025 № 1048 (далее – Постановление № 1048) будут...
15.09.2025
Работа предпринимателя на дому: учет приобретенной офисной техники и коммунальных платежей
Можно ли предпринимателю, ведущему бизнес на дому, учесть расходы на офисную технику и коммунальные услуги? Как такие расходы влияют на объект налогообложения и налоговый кредит по НДС? Обо всем этом читайте в статье. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель В некоторых случаях физлица-пре...
Лучшие материалы