Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

3 основных налоговых риска при аренде: как их избежать

18.08.2014

Риск 1. Расходы на ремонт имущества

В чем риск: налоговые органы могут не признать затраты на ремонт имущества (у арендодателя или арендатора) в составе налоговых расходов. Причина: в договоре аренды стороны не указали, за чей счет проводится ремонт имущества, переданного в аренду.

Возникает вопрос: зачем это указывать в договоре? Кто потратился на ремонт, того и расходы. И в ст. 776 Гражданского кодекса (далее – ГК) сказано, что ремонт может осуществляться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора.

Однако обратите внимание на две оговорки в этой статье ГК:

  • за текущий ремонт платит арендатор, если иное не предусмотрено договором или законом;
  • за капитальный ремонт платит арендодатель, если договором или законом не установлено иное.

Поэтому если капремонт оплатил арендатор, то ему надо иметь оправдание такой инициативы – в виде условия в договоре или нормы закона.

Второй вопрос: какую сумму затрат на ремонт можно включить в состав налоговых расходов? Существует 10%-ный ремонтный лимит, установленный п. 146.11 и 146.12 Налогового кодекса (далее – НК). Суммы затрат, которая выходит за рамки этого лимита, в налоговые расходы не попадет. Правда, п. 146.19 НК разрешает арендатору амортизировать сумму превышения – но только в том случае, если договор аренды обязывает или позволяет арендатору проводить ремонты и другие улучшения объекта аренды.

Вот почему в договоре надо четко указать, какая из сторон обязана ремонтировать имущество. Это очень важно. Включив данное условие в договор, вы избавите себя от споров с налоговым органом по поводу признания налоговых расходов.

К тому же согласно п. 1 ст. 10 Закона от 10.04.92 г. № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее – Закон № 2269) порядок восстановления арендованного имущества является существенным условием договора аренды. А руководствоваться нормами Закона № 2269 при сдаче имущества в аренду могут предприятия любой формы собственности.

Как избежать риска: указать в договоре, за чей счет осуществляется ремонт имущества.

Риск 2. Индексация арендной платы

В чем риск: налоговые органы могут трактовать часть суммы индексации как безвозмездную финансовую помощь арендодателю и не признают эти расходы у арендатора. Причина: в договоре предусмотрена индексация арендной платы, но не указана формула для ее расчета.

Возможность увеличивать размер арендной платы на индекс инфляции предусмотрена ч. 3 ст. 762 ГК. Приняв решение об индексации арендной платы, стороны должны договориться и о порядке ее проведения. Например, можно предусмотреть ежегодную индексацию (если договор аренды заключается на несколько лет), а можно и ежемесячную.

Почему это так важно? Дело в том, что если не указать в договоре формулу расчета индексированной арендной платы, налоговые органы могут применить формулу, предусмотренную п. 12 Методики, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). Ведь других нормативных актов, регулирующих порядок индексации арендной платы, нет.

Что в этом страшного? Поясним. Методика № 786 устанавливает правила расчета арендной платы только за госимущество. А предприятия частной формы собственности вправе применить и другой, более приемлемый для них порядок расчета. И тогда их сумма арендной платы может оказаться меньше суммы, рассчитанной налоговым органом с помощью Методики № 786. Это и приведет к риску, который мы сформулировали выше. Разницу посчитают безвозмездной финансовой помощью арендодателю, у арендатора не признают расходы в этой сумме.

Как избежать риска: указать в договоре, подлежит ли индексации сумма арендной платы, в каких случаях применяется индекс инфляции и по какой формуле рассчитывается индексированная арендная плата.

Риск 3. Компенсация коммунальных услуг

В чем риск: налоговый орган может признать, что коммунальные услуги получены арендатором бесплатно. Причина: в договоре не указан порядок компенсации стоимости таких услуг арендатором.

При аренде здания (помещения) арендатор в любом случае пользуется коммунальными услугами (электричество, отопление, водоотведение и пр.). При этом возможны такие варианты:

  • арендатор оплачивает коммунальные услуги самостоятельно (заключает договоры напрямую с поставщиками таких услуг);
  • арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг арендодателю по отдельным счетам;
  • стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.

Один из вариантов надо указать в договоре. Иначе у сторон могут быть проблемы. Например, у арендатора могут признать такие услуги бесплатно полученными. И потребовать, чтобы он исключил их стоимость из состава расходов и включил в доходы (согласно пп. 135.5.4 НК), а сумму НДС – исключил из налогового кредита. От арендодателя потребуют начислить налоговые обязательства согласно пп. "г" пю 198.5 НК.

Как избежать риска: предусмотреть в договоре порядок оплаты арендатором стоимости коммунальных услуг.

ВЫВОДЫ

Безусловно, в статье мы описали не все риски, которые могут возникнуть у арендаторов и арендодателей при аренде имущества. Исходите из своей конкретной ситуации и заранее включайте в договор «антирисковые» условия. Но в любом случае укажите в договоре:

  • за чей счет осуществляются ремонты;;
  • каким образом арендатор возмещает оплату коммунальных услуг.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
10.11.2025
В каких случаях НДС можно включать в первоначальную стоимость товаров: законодательство и судебная практика
Рассмотрим, в каких случаях НДС по приобретенным товарам может быть включен в их первоначальную стоимость. А в каких у плательщика есть основания отражать налоговый кредит, не подтвержденный налоговыми накладными в составе расходов. Ситуация. Плательщиком НДС был получен товар для использования в хо...
06.11.2025
Деловая цель в операциях с резидентами: практический кейс с арендой
Делимся интересной судебной практикой в отношении деловой цели в операции аренды. Предоставляем аргументы из решения суда и рекомендации для минимизации налогового риска. Деловая цель в операциях с резидентами? Разве этого требует Налоговый кодекс? Для налога на прибыль даже связь с хоздеятельностью...
27.10.2025
Цена товара привязана к курсу инвалюты: сколько расчетов корректировки оформлять в случае частичной постоплаты?
Условиями договора на поставку товаров предусмотрена оплата частями, а цена привязана к курсу инвалюты. Как откорректировать показатели налоговой накладной, если частичные оплаты поступали в разные дни, а их суммы были определены по разному валютному курсу? В статье выясним, сколько расчетов коррект...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
20.11.2025
14 способов скорректировать финрезультат законными методами
В чем суть вопроса. Как известно, чем больше положительный финрезультат (прибыль) предприятия, тем больше налоговая нагрузка. Можно ли уменьшить финрезультат, используя чисто бухгалтерские правила? Можно, следуя нашим рекомендациям. Но бывают ситуации, когда необходимо увеличить финрезультат. В тако...
11.11.2025
Ликвидационная отчетность по налогу на прибыль: когда и в каком порядке подавать?
В статье расскажем, в какие сроки и в каком порядке плательщик налога на прибыль, принявший решение о добровольной ликвидации, должен подать последнюю декларацию по этому налогу. Ситуация. Предприятие –плательщик налога на прибыль приняло решение о добровольной ликвидации. Когда и в каком поря...
Лучшие материалы