Из этой статьи вы узнаете: кто и при выполнении каких условий имеет право на пособие по частичной безработице в связи с карантином.
Что можно сделать на практике: работодатель может оформить пакет необходимых документов и получить пособие, частично компенсирующее работникам потерю их заработка в связи с приостановкой или сокращением деятельности из-за введенного в стране карантина.
За последнее время Верховной Радой было принято несколько законов, призванных урегулировать непростую ситуацию, которая сложилась в стране в связи с введением карантина. Нововведения коснулись и порядка предоставления пособия по частичной безработице.
Частичная безработица – это вынужденное временное сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции по причинам экономического, технологического и структурного характера без прекращения трудовых отношений (п. 24 ч. 1 ст. 1 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения», далее – Закон № 5067).
К примеру, если в связи с введенным КМУ карантином работники предприятия переведены на режим неполного рабочего времени, то в этом случае можно говорить о частичной безработице.
Порядок предоставления пособия по частичной безработице (далее – пособие) предусмотрен ст. 47 Закона № 5067.
Изменения в Закон № 5067 были внесены Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (далее – Закон № 540). В частности, ст. 47 Закона № 5067 была изложена в новой редакции. Кроме того, появилась новая ст. 471, которая называется «Пособие по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVІD-19, вызванной коронавирусом Sars-cov-2». Именно о нормах этой новой статьи и пойдет речь в данной консультации.
Кроме того, в ст. 471 Закона № 5067 законодатели уже успели внести изменения (Законом от 13.04.20 г. № 553-IX, далее – Закон № 553, вступил в силу с 18.04.20 г.). А механизм предоставления пособия определен Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 22.04.20 г. № 306 (далее – Порядок № 306, вступил в силу 28.04.20 г. – опубликован в «Урядовом курьере» от 28.04.20 г. № 80).
Право на такое пособие имеют застрахованные лица, с которыми у работодателя оформлены трудовые отношения. Однако из этого правила есть исключение: не могут претендовать на пособие работники, которые получают пенсию (ч. 3 ст. 471 Закона № 5067).
Закон не уточняет, о какой именно пенсии идет речь (хотя законодательством предусмотрено несколько видов пенсий). Полагаем, что в данном случае речь идет о любой пенсии.
Пособие полагается застрахованным лицам в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности из-за проведения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVІD-19), предусмотренных карантином, установленным КМУ. Пособие предоставляется по обращению работодателя для его выплаты работникам (ч. 1 ст. 471 Закона № 5067).
Как видите, для получения пособия должны выполняться такие условия:
Нет, не любой. Здесь тоже есть свои условия:
Важная деталь! Изначально в ст. 471 Закона № 5067 было еще одно условие. У работодателя не должно быть задолженности перед работниками по зарплате, а также задолженности по ЕСВ за последние 5 лет, предшествующих остановке (сокращению) производства. Но эти требования были исключены из ст. 471 Законом № 553. И это вполне логично, ведь работники не виноваты в том, что работодатель не выплачивает им положенную зарплату.
В этом вопросе следует руководствоваться критериями, приведенными в ст. 55 Хозяйственного кодекса.
Так, к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты хозяйствования (далее – СХ) – физлица-предприниматели и юрлица любой организационно-правовой формы и формы собственности в случае выполнения одновременно двух условий:
К субъектам среднего предпринимательства относятся СХ, которые отвечают таким критериям:
Если работодатель соответствует этим критериям, то он вправе обращаться за получением пособия для своих работников на период карантина.
Нет, от вида деятельности право на пособие не зависит.
Все критерии, которые закон выдвигает к работодателю, мы перечислили выше (см. вопросы 4–6), других требований не предусмотрено.
А вопрос такой возникает у многих работодателей из-за не совсем удачных формулировок ст. 471 Закона № 5067 в редакции до внесения в нее изменений Законом № 553. Но эти недоразумения были устранены. И теперь, если вы внимательно посмотрите на последнюю редакцию этой статьи, вы не найдете в ней упоминаний о производстве. Везде речь идет о приостановлении (сокращении) деятельности. А деятельность может быть какой угодно: и производственной, и торговой, и т. д. Так что на этот счет работодателям не стоит беспокоится.
Пособие может быть предоставлено на весь период приостановки (сокращения) деятельности во время карантина, а также на 30 календарных дней (далее – к. д.) после завершения карантина (ч. 1 ст. 471 Закона № 5067). Фраза о 30 к. д. была добавлена в ст. 471 в результате изменений, внесенных Законом № 553. И такое дополнение уместно: ведь дата завершения карантина еще не означает полного восстановления работоспособности СХ, чтобы «прийти в себя», понадобится какое-то время. Законодатель дал на это еще 30 к. д.
В территориальный орган Государственного центра занятости по месту регистрации работодателя в качестве плательщика ЕСВ.
Работодателю нужно будет подать такие документы (ч. 2 ст. ст. 471 Закона № 5067):
Кроме того, необходимо предоставить удостоверенные работодателем копии документов, подтверждающих среднее количество работников и доход работодателя за год, предшествующий году подачи документов (п. 9 Порядка № 306). Такими документами могут быть, например, копии финансовой, статистической и другой обязательной отчетности.
Да, на период карантина прием граждан территориальными отделениями центра занятости ограничен. Информацию об этом можно найти на официальном сайте Государственного центра занятости, а также на сайтах его территориальных органов. Однако подать документы можно в электронном виде, воспользовавшись услугами «Электронного кабинета работодателя» на официальном сайте соответствующего территориального органа. Там же можно найти пошаговую инструкцию, как зарегистрироваться в этом кабинете. Также можно отправить документы на электронную почту территориального органа, указанную на его официальном сайте.
В течение 30 к. д. со дня приостановки (сокращения) производства.
Срок для рассмотрения документов органом Государственного центра занятости – 3 рабочих дня с момента подачи всех документов, предусмотренных законом (ч. 8 ст. 471 Закона № 5067).
Пособие предоставляется за каждый час, на который работнику была сокращена предусмотренная законодательством продолжительность рабочего времени.
Сумма пособия начисляется из расчета двух третей тарифной ставки (оклада), установленной работнику соответствующего разряда (ч. 4 ст. 471 Закона № 5067). Однако размер пособия определяется исходя из финансовых возможностей Фонда ОГСС на случай безработицы и не может превышать размера минимальной заработной платы, установленной законом (в настоящее время – 4 723 грн).
Да, такие случаи предусмотрены ч. 6 ст. 471 Закона № 5067. Здесь указано, что полученная сумма должна быть возвращена Фонду ОГСС на случай безработицы в полном объеме в случае нарушения гарантий занятости лиц, которым выплачивалось пособие по частичной безработице. Имеется в виду расторжение с ними трудового договора на протяжении шести месяцев (а если пособие выплачивалось менее чем 180 к. д., тогда на протяжении периода выплаты пособия) со дня окончания периода выплаты пособия по основаниям, предусмотренным следующими нормами КЗоТ:
Обновленное законодательство о занятости предусматривает возможность получения пособия по частичной безработице в связи с карантином. Для получения пособия работодателям, отвечающим необходимым критериям, необходимо обратиться с пакетом документов в территориальный орган Государственного центра занятости.