Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налог на прибыль: «благотворительную» разницу уточнили

Карантин
14.04.2020

Для закупочной организации

Одна из «старых» разниц, на которую корректируется финрезультат до налогообложения, подверглась чистке. Речь идет о разнице, установленной пп. 140.5.9 Налогового кодекса (далее - НК( (согласно этому подпункту, плательщики налога на прибыль корректируют свой финрезультат на сумму денежных средств или стоимость товаров, бесплатно перечисленных (переданных) неприбыльным организациям в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли такого плательщика за предыдущий отчетный год).

А чистку эту провел Закон от 17.03.20 г. № 532-IX (действует с 1 апреля 2020 года).

Начнем с того, что в пп. 14.1.1391 НК появилась ссылка на ч. 1 ст. 3 Закона от 19.11.92 г. № 2801-XII «Основы законодательства Украины в сфере здравоохранения». В этой норме приведено определение лица, уполномоченного осуществлять закупки в сфере здравоохранения. Это юрлицо, созданное Минздравом, которое занимается закупкой лекарств, медизделий, вспомогательных средств к ним и услуг на деньги госбюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, а также на средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее – закупочная организация).

Для справки. Осенью 2018 года Минздрав создал государственное предприятие «Медичні закупівлі України» (https://moz.gov.ua/). Это организация, которая должна поэтапно обеспечивать централизованную закупку лекарств и медизделий на средства госбюджета и отвечать за прозрачность и эффективность этих процедур. Кроме того, предусмотрено, что предприятие администрирует электронные каталоги и проводит тендеры для заказчиков лекарств и медизделий, а также осуществляет закупку по рамочным соглашениям (см. страничку ГП «Медичні закупівлі України» в «Фейсбуке»).

Что касается самого пп. 140.5.9 НК, то теперь в новых абзацах втором – пятом прямо установлено, что эта разница не применяется закупочной организацией при одновременном выполнении двух условий. А именно если товары:

  • на день заключения договора о закупке включены в Перечень лекарственных средств, медизделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства госбюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, утвержденный Кабмином. Сегодня действует «антикоронавирусный» Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 225 (далее - Перечень № 225);
  • приобретены этой закупочной организацией за счет средств госбюджета, предусмотренных для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению.

Также эта корректировка не применяется к безвозмездно поставленным (переданным) закупочной организацией товарам, приобретенным на средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине в соответствии с законом.

Не для всех! Освобождение от корректировки финрезультата на разницу из пп. 140.5.9 НК, которое установлено в самом этом подпункте, действует для закупочной организации бессрочно. Однако для обычных плательщиков налога на прибыль (не закупочных организаций) послабление нужно искать в другой норме.

Для предприятий-благотворителей

Закон от 30.03.20 г. № 540-IX (далее - Закон № 540) (действует со 2 апреля 2020 года) добавил в подразд. 4 разд. XX НК п. 511 следующего содержания: в 2020 году корректировка, установленная абзацем первым пп. 140.5.9 НК, не применяется в случае перечисления денег или передачи лекарственных средств, антисептиков, средств защиты, медицинского оборудования и т. п., а также товаров по перечню, установленному Кабмином (как было сказано выше, уже есть «антикоронавирусный» Перечень № 225, но, возможно, под эту норму Кабмин утвердит свой перечень), следующим получателям:

  • общественным объединениям;
  • благотворительным организациям;
  • Минздраву;
  • другим центральным органам исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств, противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям;
  • закупочной организации;
  • заведениям здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности;
  • департаментам здравоохранения госадминистраций.

Не бессрочно! Это освобождение применяется со 2 апреля 2020 года до окончания карантина, установленного Кабмином на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19). В письме ГНС от 03.04.20 г. № 8 (далее - Письмо № 8) подчеркнуто: для того чтобы выделить этот период, нужно вести отдельный учет.

Для предприятий-получателей

Не остались без внимания депутатов и получатели такой помощи, не зарегистрированные в качестве неприбыльных организаций. Для плательщиков налога на прибыль – заведений здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности, а также закупочной организации депутаты придумали две новые разницы.

А именно – согласно новому п. 512 подразд. 4 разд. XX НК (в НК его внес Закон № 540) такие плательщики налога на прибыль:

  • уменьшают финрезультат до налогообложения – на сумму доходов, признанных по правилам бухучета при получении от юридических или физических лиц денег или лекарственных средств, антисептиков, средств защиты, медицинского оборудования и т. п., а также товаров по перечню, установленному Кабмином;
  • увеличивают такой финрезультат – на сумму расходов, отраженных по правилам бухучета при использовании этих денег (товаров).

При этом использование полученного и, соответственно, увеличивающая корректировка может происходить в любых отчетных периодах 2020 года и последующих годов (см. п. 2 Письма № 8). Но нужно вести отдельный учет получения и использования такой помощи.

Также согласно новому п. 513 подразд. 4 разд. XX НК (в НК его тоже внес Закон № 540) такие корректировки должны делать заведения здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности, которые получают «антикоронавирусные» товары по перечню, установленному Кабмином, от закупочной организации.

Наше замечание. Деньги и товары, которые предприятия получают как целевое финансирование и целевые поступления, в бухучете отражаются особым образом. Доход от таких поступлений признается тогда же, когда и связанные с ними расходы, при этом доход = расходам. Так что необходимость применения новых п. 512 и 513 подразд. 4 разд. XX НК не совсем понятна. Но… Что есть, то есть. Нормам законодательства нужно следовать.

Что это даст плательщикам налога на прибыль

Не останутся внакладе ни обычные предприятия – плательщики налога на прибыль, решившие перечислить больницам благотворительные взносы или передать им такие нужные «антикоронавирусные» товары, ни сами больницы (даже если они не зарегистрированы в качестве неприбыльной организации). У первых будут полновесные расходы. Они уменьшат финрезультат до налогообложения. У вторых полученная благотворительная помощь никак на объект налогообложения не повлияет.


Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.11.2021
Ограничения и отстранение от работы в случае отказа от вакцинации
Постановлением КМУ от 20.10.2021 № 1096 (далее – Постановление № 1096) внесены изменения в постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236 «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой рес...
23.12.2020
Об отстранении от работы работника во время карантина и не только
В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье. Горячая линия «Антивирус...
17.12.2020
Тестирование сотрудников на COVID-19: нужно ли облагать расходы «зарплатными» и другими налогами?
Ситуация в Украине. Пандемия коронавируса пока не отступает, но бизнес понемногу начинает оживать и функционировать в условиях адаптивного карантина. А это означает, что работники, которые контактируют с посетителями в магазинах, кафе, заведениях здравоохранения и т. д., должны быть защищены. Кроме ...
Лучшие материалы