«Карантинная» льгота по НДС: как подтвердить право на ее применение
Ситуация
Предприятие – плательщик НДС в период карантина поставляет медицинские изделия из Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 224 (далее – Постановление № 224). Какие документы нужно иметь, чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной п. 71 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) и не начислять НДС на такие поставки? Такую льготу можно применять при поставке товаров только медучреждениям или кому-либо? Эти и другие вопросы рассмотрим подробно.
Напомним, что Постановлением № 224 утвержден Перечень товаров (в т. ч. лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке которых на таможенной территории Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень № 244).
Итак, если плательщик НДС в период карантина импортирует или поставляет на таможенной территории Украины товары из Перечня № 224, то он имеет право на льготу из п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НК и не начисляет НДС-обязательства на такие операции. Эта льгота применяется независимо от того, кто является покупателем (импортером) – медицинское заведение, иное юридическое лицо или физическое лицо и т. п.
Условия применения «карантинной» НДС-льготы
В п. 71 подразд. 2 разд. ХХ ПК предусмотрено, что временно, на период с 17.03.20 г. и по последний календарный день месяца, в котором завершается карантин, установленный КМУ на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке на таможенной территории Украины товаров (в т. ч. лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), перечень которых определен КМУ.
Итак, главное условие применения «карантинной» льготы – наличие товара в Перечне № 224.
Обращают внимание на это и контролеры (см. ответ 4 из Информационного письма ГНСУ от 16.04.20 г. № 10, далее – Инфописьмо № 10).
Кроме того, в Информационном письме ГНСУ от 03.04.20 г. № 8 (ответы 9, 12 и 13) налоговики заверяют, что эта льгота применяется:
- на всех этапах поставки товаров, включенных в Перечень № 224, независимо от даты их производства;
- к поставке товаров как отечественного производства, так и ввезенных на таможенную территорию Украины, независимо от того, когда состоялся такой ввоз – до17 марта 2020 года или после этой даты;
- независимо от круга субъектов, осуществляющих такие операции, их статуса как плательщиков НДС или формы собственности.
Цель введения этой льготы – сделать более доступными товары из Перечня № 224 для всех покупателей (на всех этапах поставки) – будь то медицинское заведение, общественное объединение или благотворительная организация, предприятие, предприниматель или обычное физическое лицо. То есть априори товары, указанные в Перечне № 224, на период действия карантина считаются товарами, необходимыми для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19).
Рассматривая корректировку ошибочно начисленных НДС-обязательств при поставке таких «карантинных» товаров, ГНСУ в ответе 6 из Инфописьма № 10 отмечает: «В случае если поставка товаров, включенных в Перечень № 224, осуществлялась с начислением НДС конечному потребителю (неплательщику НДС), в связи с чем возврат уплаченного налога покупателям невозможен, корректировка начисленных сумм налоговых обязательств непосредственным продавцом не производится».
Как видим, ГНСУ здесь не ставит под сомнение, что покупателем льготного товара может быть даже неидентифицированный конечный потребитель (неплательщик НДС), которому невозможно возвратить излишне уплаченную им при приобретении «карантинного» товара сумму НДС.
И все же, для перестраховки плательщики НДС – поставщики товаров из Перечня № 224 часто прописывают в договорах «карантинное» предназначение таких товаров. Что-то наподобие того, что такие товары поставляются для их дальнейшего использования в мероприятиях, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19).
Безусловно, поставщик «карантинных» товаров при всем желании не может, да и не должен отслеживать целевое использование таких товаров. Повторимся, что главное условие применения этой льготы – товары, которые ввозятся на таможенную территорию Украины или поставляются в Украине, входят в «карантинный» Перечень № 224.
Итак, плательщику НДС нужно только доказать, что товар, который он поставляет (импортирует), есть в Перечне № 224. И именно с этим иногда возникают трудности.
Какие товары входят в «карантинный» Перечень
В Перечне № 224 «карантинные» товары подразделены на три группы (таблицы):
- лекарственные средства;
- дезинфекционные средства, антисептики и оборудование для проведения дезинфекции;
- медицинские изделия, медицинское оборудование и прочие товары, необходимые для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID- 19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2.
Для поиска в Перечне удобно использовать код УКТ ВЭД, а не название товара. Впрочем, будьте внимательные! В примечании 1 (ниже Перечня) сказано:
«Коды согласно УКТВЭД указываются в данном перечне справочно. Главным основанием для освобождения от обложения НДС и от уплаты ввозной пошлины товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, является соответствие таких товаров названию товара (медицинского изделия, основного компонента), международному непатентованному наименованию (названию) лекарственного средства, которые указаны в перечне».
То есть НДС-льгота распространяется только на товар, который соответствует определенной позиции из Перечня № 224 не только по коду УКТ ВЭД, но и по названию.
Кроме того, в Перечне используются термины:
1) медицинские изделия – означает медицинские изделия, активные медицинские изделия в значении, приведенном в:
- Техническом регламенте на медицинские изделия, утвержденном постановлением КМУ от 02.10.13 г. № 753 (далее – Техрегламент № 753);
- Техническом регламенте относительно медицинских изделий для диагностики in vitro, утвержденном постановлением КМУ от 02.10.13 г. № 754 (далее – Техрегламент № 754);
- Техническом регламенте на активные медицинские изделия, которые имплантируют, утвержденном постановлением КМУ от 02.10.13 г. № 755 (далее - Техрегламент № 755).
2) средства индивидуальной защиты – в значении, приведенном в:
- Техническом регламенте средств индивидуальной защиты, утвержденном постановлением КМУ от 27.08.08 г. № 761 (далее - Техрегламент № 761);
- Техрегламенте № 753.
Вместе с тем, согласно постановлению КМУ от 08.04.20 г. № 271 Перечень № 224 дополнен примечанием 3, в котором предусмотрены дополнительные критерии по товарам для применения НДС-льготы как при ввозе, так и при поставке их на таможенной территории Украины.
В частности, в этом примечании сказано, что товары, указанные в разделе «Медицинские изделия, медицинское оборудование и прочие товары, необходимые для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID- 19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» Перечня, могут быть отнесены к «карантинным» при условии представления:
- или декларации о соответствии и нанесения на товар либо на его упаковку, а также на сопроводительные документы, если такие документы предусмотрены соответствующим техрегламентом, знака соответствия технрегламентам согласно правилам и условиям его нанесения, определенным в Техрегламентах № 753, № 754, № 755, № 761;
- или уведомления МОЗ о вводе в обращение и/или эксплуатацию медицинских изделий (медицинских изделий для диагностики in vitro, активных медицинских изделий, которые имплантируют), по которым не выполнены требования техрегламентов, или уведомления Гоструда о вводе в обращение средств индивидуальной защиты, по которым не выполнены требования техрегламентов.
В ответе 4 из Инфописьма № 10 налоговики отметили, что эти дополнительные критерии (из примечания 3) для целей применения п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НК должны в полной мере выполняться с даты вступления в силу Постановления № 271 (т. е. с 15.04.20 г.).
Комментарии к материалу