Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как предпринимателю прекратить свою деятельность: правила и нюансы

29.07.2021 396 0 0

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие именно действия нужно выполнить предпринимателю, который решил прекратить свою предпринимательскую деятельность;
  • какие есть варианты подачи заявления госрегистратору для регистрации прекращения предпринимательства;
  • обязательно ли уведомлять налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности;
  • в какие сроки нужно подать последнюю отчетность и уплатить налоги.

Обращаемся к госрегистратору

Сведения о предпринимателе как субъекте хозяйствования содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). И если уж предприниматель решил прекратить свою деятельность, то в ЕГР необходимо внести информацию о прекращении предпринимательства. Поэтому следует начинать с визита к госрегистратору.

Какие документы подаются госрегистратору в этом случае?

Следует подать только заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по решению предпринимателя (ч. 4 ст. 18 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», далее – Закон № 755).

Внимание! Каких-либо других документов для регистрации прекращения предпринимательства подавать не нужно. Уплата административного сбора за регистрацию прекращения предпринимательской деятельности не предусмотрена.

По какой форме подается заявление и как его заполнить?

Заявление подается по форме 1, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5.

В первом разделе заявления (выбор регистрационного действия) нужно сделать отметку в «окошке» «Державна реєстрація припинення підприємницької діяльності фізичною особою – підприємцем».

Далее заполняется раздел «Відомості про фізичну особу – підприємця» (указывается Ф. И. О. предпринимателя и регистрационный номер его учетной карточки налогоплательщика (ИНН). Если ИНН у предпринимателя нет – тогда он приводит здесь свои паспортные данные).

Также в заявлении можно сделать отметку о способе получения выписки из ЕГР в бумажной форме (выбрать удобный вариант – получить лично или по почте).

Не забудьте также поставить на заявлении свою подпись и дату составления заявления.

На заметку! Подать на регистрацию заявление можно через фронт-офис (Центр предоставления административных услуг). Такие центры действуют в каждом регионе в соответствии с Законом от 06.09.12 г. № 5203-VI. А информацию о них можно найти на соответствующих региональных сайтах. Услуги фронт-офисов платные.

Можно ли подать заявление для регистрации прекращения предпринимательской деятельности в электронном виде, без личного посещения госрегистратора?

Да, но для этого нужно иметь квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП). Причем вы можете использовать один из двух вариантов подачи заявления, а именно:

  • вариант 1. Через Кабинет электронных сервисов Минюста. В данном случае следует руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минюста от 23.03.16 г. № 784/5. А для подачи заявления необходимо войти в раздел «Реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» электронного кабинета (подраздел «Заявление о государственной регистрации…»), авторизовавшись в кабинете при помощи КЭП, и заполнить форму 1 заявления, подписать ее и отправить на регистрацию;
  • вариант 2. При помощи электронного сервиса «Дія» (Государственные услуги онлайн). На этом портале тоже нужно авторизоваться или зарегистрироваться при помощи КЭП, заполнить форму заявления, подписать ее и отправить на регистрацию. Статус поданного заявления можно будет проверить на этом же портале в личном кабинете, также уведомление о регистрации прекращения будет отправлено на указанную вами при регистрации электронную почту.

Можно ли отправить заявление о прекращении предпринимательской деятельности по почте?

Да, можно. Но такой способ подачи заявления обойдется вам дороже, чем, например, подача заявления лично или в электронном виде. Ведь для подачи заявления по почте подпись на заявлении нужно будет нотариально удостоверить, а услуги нотариуса – не бесплатны (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Предприниматель не имеет физической возможности подать заявление о прекращении предпринимательской деятельности лично. Может ли он уполномочить на такие действия другое лицо?

Да, может. При этом у представителя должна быть нотариально удостоверенная доверенность, выданная предпринимателем, на право совершать действия по государственной регистрации от имени предпринимателя (ч. 5 ст. 6 Закона № 755).

Предприниматель подал заявление на регистрацию прекращения предпринимательской деятельности. В течение какого срока будет проведена регистрация? И как убедиться, что регистрация действительно произошла?

Если заявление оформлено правильно и подано с соблюдением требований законодательства, то регистрация будет проведена в течение 24 часов с момента поступления заявления госрегистратору (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

А убедиться в том, что регистрация произведена, можно очень быстро и просто при помощи Кабинета электронных сервисов на сайте Минюста в разделе «Реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» в подразделе «Бесплатный запрос на получение сведений».

В поисковом окне нужно ввести либо Ф. И. О. предпринимателя, либо его ИНН – и в результате поиска можно увидеть статус предпринимателя. В разделе «Данные об осуществлении предпринимательской деятельности» будет указано «Припинено». А в развернутом виде в сведениях можно будет увидеть дату и номер регистрационной записи в ЕГР.

Что еще нужно сделать помимо госрегистрации?

Помимо государственной регистрации прекращения предпринимательства придется выполнить также ряд других действий.

Прощаемся с налоговой

Предприниматель состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика налогов и сборов. Поэтому сразу возникает вопрос:

Нужно ли как-то уведомлять налоговый орган о том, что предприниматель прекратил свою деятельность?

Сведения о том, что предприниматель «закрыл» предпринимательство, поступят в налоговый орган автоматически – от госрегистратора в порядке информационного взаимодействия (ст. 13 Закона № 755). Но такое положение дел вовсе не означает, что предприниматель после обращения к госрегистратору может быть свободен как птица.

Да, налоговый орган снимет предпринимателя с учета на основании сведений, полученных из ЕГР (пп. 1 п. 11.18 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588). Однако бывший предприниматель будет находиться на учете в налоговом органе теперь уже в другом статусе – как налогоплательщик, который получал доходы от предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 11.18 Порядка № 1588).

Имейте в виду! Госрегистрация прекращения предпринимательской деятельности не прекращает обязательств, возникших у предпринимателя во время осуществления такой деятельности, и не изменяет сроки и порядок их выполнения, а также не освобождает от применения штрафных санкций и пени за их нарушение (пп. 65.10.4 Налогового кодекса, далее – НК; пп. 4 п. 11.18 Порядка № 1588).

В данном случае это означает, что в сроки, предусмотренные налоговым законодательством, предпринимателю еще нужно будет подать обязательную налоговую отчетность и уплатить налоговые обязательства. Ну а если он не сделает этого, то к нему могут применить штрафные санкции, предусмотренные законодательством, несмотря на утрату им предпринимательского статуса. И только после того как последняя отчетность сдана, а налоги уплачены, бывшему предпринимателю можно будет «выдохнуть».

Какую отчетность нужно будет подать и какие платежи уплатить после утраты предпринимательского статуса?

Здесь все зависит от того, на какой системе налогообложения находился предприниматель и плательщиком каких налогов он был, а также использовал ли он РРО (см. таблицу).

Прекращение предпринимательской деятельности и взаимоотношения с налоговыми органами

№ п/п

Категория налогоплательщика

Что нужно сделать

1

2

3

1

Предприниматель на едином налоге

(далее – ЕН)

Отчетность. Последним налоговым (отчетным) периодом является период, в котором налоговый орган получил от госрегистратора уведомление о регистрации прекращения предпринимательской деятельности (п. 294.6 НК). Срок подачи отчетности – 40 к. д. после окончания отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 НК).

Подается Налоговая декларация плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя по форме, утвержденной приказом Минфина от 19.06.15 г. № 578, с учетом внесенных в нее изменений приказом Минфина от 09.12.20 г. № 752.

Предприниматели, которые являются плательщиками ЕСВ, обязаны приложить к декларации приложение 1, в котором привести сведения о суммах начисленного ЕСВ. Предприниматели, освобожденные от уплаты ЕСВ, это приложение не подают

Уплата ЕН. Уплатить налог нужно за полный месяц, в котором произошла регистрация прекращения предпринимательской деятельности (п. 295.8 НК). Уплатить налог должны:

– единщики первой, второй группы – до 20-го числа текущего месяца (месяца, в котором зарегистрировано прекращение) (п. 295.1 НК);

– единщики третьей группы – в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) после окончания срока для подачи декларации за налоговый (отчетный) квартал (п. 295.3 НК).

Уплата ЕСВ. Последним периодом, за который необходимо начислить и уплатить ЕСВ, будет период со дня окончания предыдущего отчетного периода до месяца, в котором осуществлена регистрация прекращения предпринимательской деятельности включительно (пп. 8 п. 2 разд. IV Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 20.04.15 г. № 449, далее – Инструкция № 449). Уплатить ЕСВ нужно в течение 10 к. д. после окончания срока, установленного для подачи отчетности.

Например, госрегистрация прекращения предпринимательской деятельности проведена в августе (любым числом, от 1-го до 31-го), а предыдущий отчетный период закончился 30 июня. Значит, ЕСВ в таком случае нужно начислить и уплатить за июль и август

2

Предприниматель на общей системе налогообложения

Отчетность. Последняя отчетность должна быть подана за последний базовый налоговый (отчетный) период. Последним базовым налоговым (отчетным) периодом является период со дня, следующего за днем окончания предыдущего базового налогового (отчетного) периода, по последний день календарного месяца, в котором зарегистрировано прекращение предпринимательской деятельности.

Например, госрегистрация прекращения предпринимательской деятельности проведена 22.07.21 г. Значит, последним базовым налоговым периодом будет период с 01.01.21 г. по 31.07.21 г. А подать декларацию нужно в сроки, установленные для месячного налогового периода (т. е. в течение 20 к. д. после окончания отчетного (налогового) месяца) – пп. 49.18.2, п. 177.11 НК. В нашем примере – не позднее 20 августа 2021 года.

В декларации отражаются исключительно доходы от предпринимательской деятельности. Форма Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах утверждена приказом Минфина от 02.10.15 г. № 859 (в редакции приказа Минфина от 17.12.20 г. № 783).

Плательщики ЕСВ заполняют также приложение ЄСВ-1 к декларации.

Уплата НДФЛ. Уплатить НДФЛ и военный сбор (далее – ВС) нужно в течение 10 к. д. после подачи декларации (п. 57.1 НК; ОИР, категория 104.09).

Уплата ЕСВ. Последним периодом, за который необходимо начислить и уплатить ЕСВ, будет период со дня окончания предыдущего отчетного периода до месяца, в котором осуществлена регистрация прекращения предпринимательской деятельности включительно (пп. 8 п. 2 разд. IV Инструкции № 449).

Уплатить ЕСВ нужно в течение 10 к. д. после окончания срока для подачи отчетности

3

Плательщики НДС

Аннулирование НДС-регистрации. Подавать заявление об аннулировании регистрации плательщиком НДС предпринимателю не нужно, поскольку такое аннулирование произойдет автоматически на основании сведений о регистрации прекращения предпринимательской деятельности, полученных налоговым органом из ЕГР (п. 184.2 НК и пп. 1 п. 5.5 Положения, утвержденного приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1130).

Отчетность. Декларация подается за последний налоговый период в статусе плательщика НДС. Согласно п. 184.6 НК, последний налоговый период в данном случае начинается со следующего дня после окончания предыдущего налогового периода и заканчивается днем аннулирования НДС-регистрации.

Уплата НДС. Если по результатам последнего налогового периода у предпринимателя имеются налоговые обязательства по НДС, он обязан их погасить в сроки, установленные НК (п. 184.8 НК)

4

Предприниматели, имеющие зарегистрированные РРО

Предприниматель, у которого есть зарегистрированный РРО, может снять его с регистрации, подав в налоговый орган по месту регистрации РРО соответствующее заявление. Однако подается такое заявление в добровольном порядке.

Если же предприниматель этого не сделает, тогда налоговый орган самостоятельно снимет РРО с регистрации на основании сведений, полученных из ЕГР о регистрации прекращения предпринимательской деятельности (п. 1, 2 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547, далее – Порядок № 547).

Заявление об отмене регистрации РРО подается по форме № 4-РРО (приложение 4 к Порядку № 547), вместе с заявлением подается регистрационное свидетельство.

Регистрацию РРО отменят в течение 5 к. д. с момента подачи заявления, а предпринимателю выдадут Справку об отмене регистрации по форме № 6 (приложение 6 к Порядку № 547).

При подаче заявления в нем нужно указать способ получения этой справки!

5

Если у предпринимателя есть объекты налогообложения, о которых он уведомлял по форме № 20-ОПП

Если предприниматель прекращает свою деятельность, то и объекты налогообложения, о которых он информировал налоговый орган, подав форму № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку № 1588), нужно закрыть. Для этого предприниматель должен подать в налоговый орган форму № 20-ОПП с информацией о закрытии объектов налогообложения.

В гр. 2 этой формы «Код признака предоставления информации» нужно указать числовой код 6 – «Закрытие объекта налогообложения»

Закрываем банковские счета

Если предприниматель имеет счета в банках, которые были открыты для ведения предпринимательской деятельности, то теперь эти счета нужно закрыть.

Банк закрывает счет на основании заявления клиента (п. 142 Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492, далее – Инструкция № 492). Заявление составляется в произвольной форме с указанием следующей информации (п. 148 Инструкции № 492):

  • наименование банка;
  • наименование клиента (фамилия, имя, отчество), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте) владельца счета;
  • номер счета, который закрывается;
  • реквизиты счета, на который перечисляется остаток средств с текущего счета клиента, или требование физлица о выдаче остатка наличными;
  • дата составления заявления.

Заявление подписывается предпринимателем или его представителем, имеющим соответствующую доверенность.

Рассчитываемся с наемными работниками

Если у предпринимателя были наемные работники, тогда, прежде чем регистрировать прекращение предпринимательской деятельности, их нужно уволить.

На каком основании следует уволить работников?

Специальной статьи, которая бы предусматривала увольнение работников в таком случае, КЗоТ не содержит. Поэтому здесь следует действовать в зависимости от конкретной ситуации – и использовать имеющиеся нормы КЗоТа.

Так, если работники согласны, их увольняют либо по собственному желанию на основании ст. 38 КЗоТ (получите от них заявления с просьбой уволить по этой статье!), либо же по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ).

Ну, а если работники не согласны увольняться добровольно, тогда увольнять их придется на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (сокращение штата) – разумеется, с соблюдением всех требований, предусмотренных трудовым законодательством.

Напоминаем! В день увольнения нужно произвести полный расчет с работниками и выдать им копии приказа об увольнении (ст. 47, 116 КЗоТ). По желанию работников в их трудовые книжки вносится запись об увольнении.

Аннулируем разрешительные документы

Это действие не является обязательным. Но при желании предприниматель, имеющий лицензии и иные разрешительные документы, может подать в орган, выдавший такой документ, заявление об аннулировании документа. Если же он этого не сделает, тогда орган лицензирования (разрешительный орган) должен аннулировать документ автоматически, получив сведения из ЕГР о регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Такой порядок предусмотрен:

Таблица_Прекращение предпринимательской деятельности и взаимоотношения с налоговыми органами.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы