• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Инвентаризировать ли активы, полученные на ответственное хранение?

10.09.2019 314 0 0

Годовая инвентаризация: организация, проведение, отражение результатов и ответственность

Инвентаризация на сельхозпредприятии


Инвентаризация давальческого сырья

Обязательно ли проводить инвентаризацию давальческого сырья, которое требует переработки по условиям договора между предприятием и поклажедателем?

Проведения сплошной инвентаризации таких активов требует п. 6 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879). Кроме того, потребность в их инвентаризации следует опосредованно из положений других нормативных актов.

В частности, согласно ст. 942, 943 и 945 ГК предприятие несет контроль за фактическим наличием, качеством и состоянием материальных ценностей, полученных на ответственное хранение или комиссию, или давальческого сырья. Поэтому поскольку предприятие несет ответственность, то и инвентаризацию забалансовых активов нужно проводить. В результате возможно выявление пересортицы, недостачи и излишков.

Кроме того, согласно пп. 14.1.13 НК материалы, полученные на ответственное хранение и использованные предприятием-хранителем, считаются безвозмездно предоставленными хранителю, а потому попадают в доходы. Для предупреждения таких случаев и нужна инвентаризация.

Итак, предприятие обязано инвентаризировать активы, которые числятся на забалансовых счетах.

Детально на процессе инвентаризации забалансовых активов сосредоточиваться не будем, поскольку он такой же, как и для собственных активов. Однако на некоторых важных, по нашему мнению, моментах все-таки остановимся.

Наличие забалансовых товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) во время инвентаризации устанавливают с помощью обязательного подсчета, взвешивания и обмера. К тому же определять вес (объем) навалочных материалов можно на основе обмеров и технических расчетов с добавлением актов таких обмеров (расчетов) в инвентаризационные описи.

Результаты инвентаризации забалансовых активов оформляют инвентаризационными описями, актами инвентаризации, сличительными ведомостями, которые могут быть заполнены как от руки, так и электронными средствами обработки информации. Впрочем, форм таких документов Положение № 879 не предложило. Их можно разработать самому с учетом требований относительно обязательных реквизитов для первичного документа или воспользоваться уже готовыми типовыми формами, утвержденными приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572. Они обязательны для применения бюджетными учреждениями, а другие субъекты хозяйствования могут их использовать по желанию. На это прямо указывает п. 2 указанного приказа. Вместе с тем ничто не запрещает включать в инвентаризационные формы другие реквизиты, если этого требует специфика деятельности предприятия.

Так, в частности, для оформления результатов инвентаризации материалов на ответственном хранении подойдет Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а для давальческого сырья или товаров, принятых на комиссию, можно применить Инвентаризационную опись запасов.

Материалы инвентаризации «чужих» активов (акты, описи, сличительные ведомости) оформляют не менее чем в двух экземплярах. При этом нужно принять во внимание то, что п. 20 pазд. II Положения № 879 обязывает направлять копию сличительной ведомости владельцу таких активов. После окончания инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов. Бухгалтерия составляет сличительные ведомости активов с отражением в них расхождений между данными бухучета и данными инвентаризационных описей, если таковые есть. Сличительные ведомости опять-таки должна проверить инвентаризационная комиссия.

Выявленные расхождения по забалансовым активам, приведенным в сличительных ведомостях, с предложениями относительно их урегулирования отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе. Этот протокол должен быть утвержден руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 pазд. IV Положения № 879).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2936 грн. / год

Купить

Лучшие материалы