В чем актуальность темы: 15.01.19 г. вступили в силу Минимальные требования безопасности и здравоохранения при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте, утвержденные приказом Минсоцполитики от 29.11.18 г. № 1804 (далее – Приказ № 1804, Минимальные требования). Установленные этим документом общие требования к средствам индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работников распространяются на субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, которые в своей деятельности используют такие СИЗ. Безусловно, как и любой другой нормативно-правовой акт относительно хоздеятельности, новые требования опосредованно влияют и на бухучет предприятия.
Прежде всего рассмотрим основные положения Минимальных требований, которые нужно учитывать бухгалтеру, организовывая учет операций с СИЗ.
Для правильной организации учета и контроля за СИЗ нужно принимать во внимание следующие основные правила.
1. Приобретение СИЗ нужно осуществлять у субъектов хозяйствования, которые производят и/или реализуют продукцию согласно действующему законодательству, при условии что СИЗ, которые закупаются, соответствуют существенным требованиям безопасности и здравоохранения, имеют положительный вывод органов по оценке соответствия, сертификат соответствия или декларацию соответствия и удовлетворяют требования Технического регламента средств индивидуальной защиты.
2. СИЗ выдают по нормам, установленным приказом Госгорпромнадзора от 16.04.09 г. № 62, а также разным типовым отраслевым нормам безвозмездной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, или соответствующим отраслевым нормам безвозмездной выдачи СИЗ (п. 4 разд. ІІ Минимальных требований). Такое же утверждение содержится и в ст. 163 КЗоТ и ст. 8 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда» (далее – Закон № 2694).
То есть в пределах установленных норм спецодежду выдают работникам безвозмездно, то есть за счет работодателя.