Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Предприятие трудоустраивает переселенцев: как получить компенсацию от государства

09.04.2022 1297 0 2

Ситуация: предприятие принимает на работу нескольких работников, которые временно переехали в безопасное место из населенных пунктов, где в настоящее время происходят активные боевые действия. Возник ряд вопросов, связанных с получением компенсации расходов работодателя на оплату труда таких работников (далее – компенсация).


Сейчас многие работодатели принимают на работу переселенцев, поэтому ситуация весьма злободневная. Ниже мы подробно ответим на вопросы о получении компенсации работодателями.

Вопросы – ответы

1. Каким нормативным документом предусмотрена выплата компенсации работодателю?

С 22.03.2022 вступил в силу Порядок предоставления работодателю компенсации расходов на оплату труда за трудоустройство внутренне перемещенных лиц в результате проведения боевых действий во время военного положения в Украине, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2022 № 331 (далее – Порядок № 331).

Компенсация предоставляется за счет средств резервного фонда госбюджета (п. 1 Порядка № 331).

2. В каком размере и в течение какого периода выплачивается компенсация?

Компенсация выплачивается в сумме 6 500 грн ежемесячно за каждого работника из числа внутренне перемещенных лиц (далее – переселенцы), за которого работодатель уплачивает ЕСВ.

Компенсация предоставляется на период военного положения и в течение 30 календарных дней после его отмены или прекращения. Однако общая продолжительность ее предоставления не может превышать 2 месяцев со дня трудоустройства переселенца на условиях, предусмотренных п. 2 Порядка № 331.

3. При выполнении каких условий выплачивается компенсация?

Порядок № 331 предусматривает несколько требований, которые должны выполняться для получения компенсации. Условно эти требования можно разделить на две категории: требования к работодателю и требования к работнику. Рассмотрим детальнее.

Требования к работодателю установлены п. 2 Порядка № 331. Так, работодатель должен:

  • состоять на учете в качестве плательщика ЕСВ;
  • подать в установленном порядке налоговую отчетность за IV квартал 2021 года или годовую отчетность за 2021 год;
  • заключить с переселенцем трудовой договор (контракт) или гиг-контракт;
  • выплачивать работнику за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда зарплату в размере не ниже минимальной заработной платы (далее – МЗП), установленной законодательством (в настоящее время МЗП = 6 500 грн);
  • начислять и уплачивать за переселенца ЕСВ.

Требования к работнику таковы:

  • во-первых, работник должен являться внутренне перемещенным лицом;
  • во-вторых, такой работник должен получить справку внутренне перемещенного лица в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, утвержденным постановлением КМУ от 01.10.2014 № 509 (далее – Порядок № 509).

4. Какие граждане признаются внутренне перемещенными лицами?

Об этом сказано в п. 1 Порядка № 331. Под внутренне перемещенным лицом понимается лицо, которое после введения военного положения в Украине переместилось с территории административно-территориальной единицы, на которой проводятся боевые действия. При этом такая административно-территориальная единица должна быть указана в перечне, утвержденном распоряжением КМУ от 06.03.2022 № 204-р. В этом перечне (с учетом изменений, внесенных распоряжением КМУ от 11.03.2022 № 213-р) сейчас указаны: Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Запорожская, Киевская, Луганская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Черниговская области и г. Киев.

Напоминаем! Военное положение введено Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».

5. Как переселенцу получить справку внутренне перемещенного лица?

Для получения такой справки переселенец обращается в структурное подразделение по вопросам соцзащиты районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае образования) советов с заявлением по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 509 (п. 2 Порядка № 509).

Кроме того, в период действия военного положения для получения справки можно обратиться к уполномоченному лицу исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета или центра предоставления административных услуг.

Также заявление о постановке на учет может быть подано в электронной форме с использованием мобильного приложения Единого государственного вебпортала электронных услуг (Портал Дія), п. 21 Порядка № 509. В этом случае переселенец сможет получить электронную справку.

6. Может ли работодатель получить компенсацию, если переселенец ранее уже был трудоустроен на условиях, предусмотренных Порядком № 331, и за него ранее была выплачена компенсация другому работодателю?

Нет. Переселенец может быть принят на работу на условиях, предусмотренных Порядком № 331, только один раз. Например, работодатель подавал заявление о получении компенсации расходов на выплату зарплаты переселенцу, а затем этот работник уволился. В таком случае новый работодатель этого работника уже не сможет получить компенсацию.

7. Когда и куда нужно обращаться работодателю для получения компенсации?

Для получения компенсации работодатель – не ранее чем через пять календарных дней после трудоустройства переселенца – подает в городской, районный, горрайонный центр занятости или филиал регионального центра занятости заявление о компенсации расходов.

В п. 4 Порядка № 331 указано, что заявление по выбору работодателя можно подать двумя способами:

  • в электронной форме – через Портал Дія;
  • в бумажной форме – лично во время посещения центра занятости или на адрес электронной почты соответствующего центра занятости (адрес электронной почты можно найти на сайте Государственного центра занятости). Обратите внимание! В случае подачи заявления на электронную почту вряд ли можно говорить о бумажной форме документов – скорее, это тоже вариант электронной формы, но так указано в п. 4 Порядкеа № 331.

Заявление подается в центр занятости, расположенный по местонахождению работодателя.

8. По какой форме подается заявление?

Как сказано в Порядке № 331, форма такого заявления утверждается Государственным центром занятости (кроме формы заявления, которое подается через Портал Дія). Форму такого заявления можно найти на официальном сайте Государственного центра занятости.

9. Какие документы нужно подать в центр занятости, если заявление подается в бумажной форме?

К заявлению нужно приложить такие документы (п. 5 Порядка № 331):

  • копию приказа о трудоустройстве. Внимание! Копию надо оформлять в соответствии с требованиями законодательства (подробнее об этом см. ниже ответ на вопрос 11);
  • документ, подтверждающий трудоустройство на условиях, предусмотренных п. 2 Порядка № 331. Внимание! На наш взгляд, если в приказе о приеме на работу указаны все необходимые сведения (вид трудового договора, размер заработной платы работника и т. д.), то достаточно будет представить только копию этого приказа. Однако если такие условия закреплены, например, в письменном трудовом договоре или контракте, тогда вам следует приложить копию этого договора (контракта);
  • сведения о работниках, которые являются застрахованными лицами (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта – для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеющим отметку в паспорте). Внимание! Эти сведения следует подать по утвержденной Государственным центром занятости форме (она тоже приведена на их веб-портале);
  • копию справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица.

10. Как быстро будет принято решение?

Решение о предоставлении компенсации или об отказе должно быть принято центром занятости в течение 5 календарных дней после получения заявления.

Об этом решении работодателя должны уведомить в течение 3 календарных дней – тем способом, которым было подано заявленин (п. 9 Порядка № 331). Так, если заявление вы подавали лично, то и уведомление о принятом решении должны вручить вам лично, если же заявление вы подавали по электронной почте – тогда и уведомление вы получите на адрес своей электронной почты.

11. Как должны быть оформлены копии документов, подаваемых в Центр занятости?

Копии документов (приказа о приеме, трудового договора, справки) нужно оформить согласно требованиям, установленным:

  • Правилами, утвержденными приказом Минюста от 18.06.2015 № 1000/5 (далее – Правила № 1000/5), а именно гл. 10 разд. ІІ Правил № 1000/5, которая называется «Удостоверение копий и извлечений служебных документов»;
  • ДСТУ 4163:2020, где в п. 5.26 определено, какие реквизиты должна иметь удостоверительная надпись.

Исходя из требований этих документов:

  • копия должна соответствовать оригиналу (полностью воспроизводить информацию оригинала и все его внешние признаки или их часть);
  • в верхнем правом углу на лицевой стороне первого листа копии должна стоять отметка «Копия»;
  • копия должна иметь удостоверительную надпись «Згідно з оригіналом». В этой надписи также должны быть указаны: наименование должности лица, удостоверившего копию, его личная подпись, инициалы (инициалы имени) и фамилия, а также дата удостоверения копии;
  • удостоверительная надпись должна быть скреплена оттиском печати соответствующего структурного подразделения (например, печатью отдела кадров) или же соответствующей печатью «Для копий». Если таких печатей нет, то можно воспользоваться печатью предприятия (при наличии).

12. Как подать заявление о получении компенсации через Портал Дія?

Здесь будем руководствоваться правилами, установленными п. 6 Порядка № 331. Для подачи заявления в электронной форме через Портал Дiя работодатель должен выполнить следующие действия.

1. Создать личный электронный кабинет пользователя на Портале Дiя и пройти электронную идентификацию и аутентификацию.

2. Заполнить, подписать и подать заявление, формируемое средствами Портала Дiя. В заявлении приводятся такие сведения:

  • данные о работодателе: наименование юрлица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физлица-предпринимателя, код согласно ЕГРПОУ;
  • данные о каждом трудоустроенном лице: фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта гражданина Украины (для физлиц, отказавшихся от принятия регистрационного номера);
  • данные о документе, подтверждающем трудоустройство на условиях, предусмотренных п. 2 Порядка № 331 (укажите здесь наименование, номер и дату соответствующего документа: приказа о приеме, письменного трудового договора или контракта);
  • расчетный счет работодателя.

О результатах обработки заявления и принятом решении работодатель будет уведомлен автоматически средствами Портала Дiя.

13. Предприятие заключает с переселенцем срочный трудовой договор (на период отсутствия основного работника, который призван на службу в ВСУ). Есть ли в этом случае у предприятия право на получение компенсации?

Да, такое право у предприятия есть, если работодатель и работник соответствуют всем критериям, о которых мы говорили выше. Об этом прямо сказано в п. 2 Порядка № 331, согласно которому компенсация работодателю полагается за каждое лицо, трудоустроенное на условиях срочного или бессрочного трудового договора. Поэтому вид договора в данном случае не имеет значения.

15. Принимаем на работу переселенца. Он не смог уволиться с предыдущего места работы, поскольку там сейчас ведутся боевые действия. Поэтому оформляем его по совместительству. Есть ли в этом случае у работодателя право на получение компенсации?

Да, в этом случае у работодателя тоже есть право на получение компенсации (конечно, при выполнении других условий, предусмотренных Порядком № 331). Об этом тоже сказано в п. 2 Порядка № 331 – работодатель имеет право на получение компенсации за лиц, трудоустроенных в том числе на условиях совместительства.

16. В Порядке № 331 указано, что право на получение компенсации имеют работодатели, заключившие с переселенцами не только трудовые договоры, но и гиг-контракты. Что это за контракты и когда они заключаются?

Это касается IT-предприятий, которые приобрели статус резидента Дия Сити в соответствии с Законом от 15.07.2021 № 1667-IX (далее – Закон № 1667). Законом № 1667 определено, что такие резиденты могут заключать гиг-контракты. А гиг-контракт – это гражданско-правовой договор, по которому гиг-специалист обязуется выполнять работы и/или предоставлять услуги резиденту Дия Сити как заказчику, а резидент Дия Сити обязуется оплачивать выполненные работы (предоставленные услуги) и обеспечивать надлежащие условия для выполнения работ (предоставления услуг), а также социальные гарантии, предусмотренные разделом V Закона № 1667 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). То есть, по сути, гиг-контракт – это особая разновидность гражданско-правового договора, заключаемого в соответствии с требованиями Закона № 1667.

Если же ваше предприятие не имеет статуса резидента Дия Сити, тогда упоминание о заключении гиг-контрактов вас не касается.

17. В течение какого срока должны выплатить компенсацию работодателю?

Сроки выплаты компенсации определены п. 10, 12 Порядка № 331, а именно:

  • за первый месяц работы переселенца деньги должны быть перечислены работодателю в течение 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации (в случае, если заявление подавалось непосредственно в центр занятости) или с момента получения сведений из Реестра работодателей — получателей компенсации расходов (если заявление подавалось через Портал Дiя);
  • за второй месяц работы переселенца сумма компенсации перечисляется работодателю после подтверждения им факта продолжения трудовых отношений с переселенцем (если работник уволился, то компенсация предоставляться не будет). Компенсация за второй месяц должна быть выплачена в течение 5 рабочих дней с момента поступления от работодателя такого уведомления. Данное уведомление работодатель может подать либо через Портал Дiя, либо непосредственно в центр занятости (лично или по электронной почте).

18. Нужно ли работодателю возвращать полученную компенсацию, если работник, на которого она предоставлялась, уволился по собственному желанию, не проработав и месяца?

Да, в этом случае часть полученной компенсации работодателю придется вернуть. Как предусмотрено п. 11 Порядка № 331, в случае прекращения трудовых отношений до истечения срока выплаты компенсации работодатель в течение 5 рабочих дней со дня такого прекращения обязан вернуть сумму неиспользованной компенсации расходов на счет регионального центра занятости.

На заметку! Подлежащая возврату сумма определяется как разница между суммой компенсации расходов (6 500 грн) и ее частью, рассчитанной пропорционально времени, отработанному работником за месяц.

19. Как будет контролироваться предоставление компенсации?

Центр занятости имеет право проверить достоверность сведений, представленных работодателем для получения компенсации, а также соблюдение порядка их использования работодателем (п. 18 Порядка № 331).

Проверка может быть проведена по местонахождению работодателя или в помещении центра занятости. Работодатель обязан допустить работников центра занятости к проведению проверки, а в случае ее проведения в помещении центра занятости – представить соответствующие документы.

Имейте в виду! Проверка может быть проведена в течение 180 календарных дней после последней выплаты компенсации.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы