Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финансовая отчетность-2016: общие аспекты


Как известно, результаты деятельности предприятия находят свое отражение в финансовой отчетности. Вы узнаете, кто, кому, в какие сроки и в каком составе обязан представлять годовую финотчетность. Отдельное внимание обратим на порядок составления Финансового отчета субъекта малого предпринимательства (далее – СМП) и Упрощенного финансового отчета СМП.

В данной статье рассмотрим состав годовой финансовой отчетности, требования к ее составлению и предельные сроки представления в соответствующие органы.


Требования к составлению

Прежде всего отметим, что основные требования к составлению и представлению годовой финансовой отчетности изложены в Законе от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996), НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» и Порядке представления финансовой отчетности, утвержденном постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419). Более подробно – в табл. 1.

Таблица 1. Требования к годовой финансовой отчетности


п / п

Требование

Содержание

Чем регламентировано

1

2

3

4

1

Кто представляет:
– финансовую отчетность

 Все юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухучет и представлять финотчетность согласно законодательству

Абзац первый ст. 2 Закона № 996

– консолидированную финансовую отчетность

Предприятия, имеющие дочерние предприятия

Абзац первый ст. 12 Закона № 996

– сводную финансовую отчетность

Объединения предприятий

Абзац третий ст. 12 Закона № 996

– отдельный баланс и остальные формы финотчетности

Оператор совместной деятельности

П. 7 разд. НП(С)БУ 1, п. 19 П(С)БУ 12

2

Кто подписывает

Руководитель и бухгалтер предприятия

Абзац первый ст. 11 Закона № 996

3

Кому предоставляется

Органам, в сферу управления которых входит предприятие, трудовому коллективу по требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами

Абзац первый ст. 14 Закона № 996, п. 2 Порядка № 419

Госрегистратору по местонахождению регистрационного дела

Абзац третий ст. 14 Закона № 996

 

 

Органам госстата (вместе со справкой о наличии согласия предоставления органам госвласти данных из финотчетности предприятия.
В случае отсутствия такого согласия указанная справка в органы статистики не представляется)

П. 2 Порядка № 419

Органам Государственной казначейской службы (местным финансовым органам)*

П. 2 Порядка № 419

Органам Государственной фискальной службы**

4

Отчетный период

Календарный год

Абзац первый ст. 13 Закона № 996

5

Отчетный период для вновь созданных предприятий

Может быть меньше чем 12 месяцев, но не больше чем 15 месяцев

Абзац второй ст. 13 Закона № 996

6

Дата баланса

31 декабря

Абзац первый ст. 13 Закона № 996

7

Общие правила составления

Перед составлением годовой финотчетности обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия***

Абзац первый ст. 10 Закона № 996, п. 12 Порядка № 419

Сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов недопустимо, кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ

П. 3 разд. ІV НП(С)БУ 1, п. 6 разд. І П(С)БУ 25

Можно:
– не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, если такая информация была в предыдущем отчетном периоде);
– добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей финотчетности, приведенных в приложении 3 к НП(С)БУ 1

П. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1

Исправление ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущих годах, производится путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

П. 4 П(С)БУ 6

Субъекты малого предпринимательства составляют Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в тыс. грн. с одним десятичным знаком

П. 1 разд. І П(С)БУ 25

Прочие субъекты предпринимательской деятельности заполняют отчетность в тыс. грн. без десятичного знака.
Исключение: разд. IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (форма № 2), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками)

Приложения к НП(С)БУ 1

8

Обнародование

ПАТ, предприятия – эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, а также профессиональные участники фондового рынка и прочие финансовые учреждения обязаны не позднее чем до 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением путем размещения на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях

Абзац четвертый ст. 14 Закона № 996

* Для распорядителей и получателей средств госбюджета (местных бюджетов).
** Для плательщиков налога на прибыль.
*** Об особенностях организации и проведения инвентаризации см. «Инвентаризируем зерно»; «Годовая инвентаризация в вопросах и ответах».

Сроки представления

Сроки представления годовой финотчетности в государственные органы установлены в Налоговом кодексе (далее – НК), Законе № 996 и Порядке № 419. Мы обобщили их в табл. 2. Если предельный срок представления финотчетности приходится на нерабочий день, такой срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).

Таблица 2. Сроки представления годовой финансовой отчетности в государственные органы


п / п

Состав отчетности

Сроки представления

в органы Госстата
(п. 5 Порядка № 419)

в органы ГФС – только для плательщиков налога на прибыль (!)
(п. 46.2 НК)

Госрегистратору
(ч. 3 ст. 14 Закона № 996)

1

2

3

4

5

Субъекты малого предпринимательства (далее – СМП)*

1

1. Форма № 1-м «Баланс».
2. Форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

Субъекты микропредпринимательства**

2

1. Форма № 1-мс «Баланс».
2. Форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

Субъекты крупного*** и среднего предпринимательства****

3

1. Форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)».
2. Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)».
3. Форма № 3 (или форма № 3-н) «Отчет о движении денежных средств».
4. Форма № 4 «Отчет о собственном капитале».
5. Форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности».*****
6. Форма № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам»******

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

* Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 чел. и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ (ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Напомним: среднее количество работников исчисляется согласно Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госстата от 28.09.05 г. № 286.
** Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 чел. и годовой доход от какой-либо деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсом НБУ (ч. 3 ст. 55 ХК).
*** Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 чел. и годовой доход от какой-либо деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ (ч. 3 ст. 55 ХК).
**** Прочие предприятия, не включенные в предыдущие группы (ч. 3 ст. 55 ХК).
***** Не применяется банками, бюджетными организациями, представительствами иностранных субъектов хозяйствования.
****** Заполняется предприятиями, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность или занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг), или в случае если до начала отчетного года в отношении продукции (товаров, работ, услуг) предприятия принято решение о государственном регулировании цен.

Ответственность за нарушение порядка представления

Органы статистики и госрегистратор не имеют права применять финансовые санкции и привлекать к административной ответственности за непредставление финотчетности. Однако сельхозпредприятия с государственной формой собственности и те, которые получают дотации из бюджета и денежные средства из фондов, а также предприятия, арендующие государственное или коммунальное имущество (например, земельные участки), подлежат финансовому контролю (ст. 2 разд. I Закона от 26.01.93 г. № 2939-XII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине»). Для таких предприятий предусмотрены следующие виды административной ответственности, которые применяются к должностным лицам (ст. 1642 КУоАП):

  • сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводительных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финотчетность, непредставление финотчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей – штраф в размере от 8 до 15 НМДГ;
  • те же действия, совершенные лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию, – от 10 до 20 НМДГ.

Непосредственно за непредставление финотчетности в органы ГФС ответственность не предусмот­рена. В то же время орган ГФС может в письменной форме затребовать представление такой отчетности. И если налогоплательщик не выполнит такого законного требования, то его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (ст. 1633 КУоАП).

Читайте также:

Финансовая отчетность СМП (формы № 1-м и № 2-м).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
07.04.2025
Как единоличникам подать декларацию об имущественном состоянии и доходах
Физлица, которые самостоятельно обрабатывают принадлежащие им земельные участки, выращивают на них сельхозпродукцию и продают ее на сторону (далее – единоличники), в некоторых случаях должны отчитываться о полученных от продажи сельхозпродукции доходах и подавать налоговую декларацию об имущес...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
05.05.2025
Особенности подачи и заполнения уточняющей декларации единщиками четвертой группы в 2025 году
В статье рассмотрим особенности подачи новой формы уточняющей декларации единщиком четвертой группы при приобретении или утрате права пользования земельным участком, а также в случае самостоятельного исправления ошибок. Плательщикам единого налога четвертой группы в течение отчетного года обычн...
05.05.2025
Внесение права пользования имуществом в складочный капитал фермерского хозяйства
Закон позволяет внести в складочный капитал ФХ не само имущество, а только право пользования им. Это решение имеет ряд учетных и налоговых нюансов, которые нужно принимать во внимание. Как фермерское хозяйство может использовать имущество своих членов Фермерское хозяйство пользуется имуществом сво...
Лучшие материалы