Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финансовая отчетность-2016: общие аспекты


Как известно, результаты деятельности предприятия находят свое отражение в финансовой отчетности. Вы узнаете, кто, кому, в какие сроки и в каком составе обязан представлять годовую финотчетность. Отдельное внимание обратим на порядок составления Финансового отчета субъекта малого предпринимательства (далее – СМП) и Упрощенного финансового отчета СМП.

В данной статье рассмотрим состав годовой финансовой отчетности, требования к ее составлению и предельные сроки представления в соответствующие органы.


Требования к составлению

Прежде всего отметим, что основные требования к составлению и представлению годовой финансовой отчетности изложены в Законе от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996), НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» и Порядке представления финансовой отчетности, утвержденном постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419). Более подробно – в табл. 1.

Таблица 1. Требования к годовой финансовой отчетности


п / п

Требование

Содержание

Чем регламентировано

1

2

3

4

1

Кто представляет:
– финансовую отчетность

 Все юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухучет и представлять финотчетность согласно законодательству

Абзац первый ст. 2 Закона № 996

– консолидированную финансовую отчетность

Предприятия, имеющие дочерние предприятия

Абзац первый ст. 12 Закона № 996

– сводную финансовую отчетность

Объединения предприятий

Абзац третий ст. 12 Закона № 996

– отдельный баланс и остальные формы финотчетности

Оператор совместной деятельности

П. 7 разд. НП(С)БУ 1, п. 19 П(С)БУ 12

2

Кто подписывает

Руководитель и бухгалтер предприятия

Абзац первый ст. 11 Закона № 996

3

Кому предоставляется

Органам, в сферу управления которых входит предприятие, трудовому коллективу по требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами

Абзац первый ст. 14 Закона № 996, п. 2 Порядка № 419

Госрегистратору по местонахождению регистрационного дела

Абзац третий ст. 14 Закона № 996

 

 

Органам госстата (вместе со справкой о наличии согласия предоставления органам госвласти данных из финотчетности предприятия.
В случае отсутствия такого согласия указанная справка в органы статистики не представляется)

П. 2 Порядка № 419

Органам Государственной казначейской службы (местным финансовым органам)*

П. 2 Порядка № 419

Органам Государственной фискальной службы**

4

Отчетный период

Календарный год

Абзац первый ст. 13 Закона № 996

5

Отчетный период для вновь созданных предприятий

Может быть меньше чем 12 месяцев, но не больше чем 15 месяцев

Абзац второй ст. 13 Закона № 996

6

Дата баланса

31 декабря

Абзац первый ст. 13 Закона № 996

7

Общие правила составления

Перед составлением годовой финотчетности обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия***

Абзац первый ст. 10 Закона № 996, п. 12 Порядка № 419

Сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов недопустимо, кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ

П. 3 разд. ІV НП(С)БУ 1, п. 6 разд. І П(С)БУ 25

Можно:
– не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, если такая информация была в предыдущем отчетном периоде);
– добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей финотчетности, приведенных в приложении 3 к НП(С)БУ 1

П. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1

Исправление ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущих годах, производится путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

П. 4 П(С)БУ 6

Субъекты малого предпринимательства составляют Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в тыс. грн. с одним десятичным знаком

П. 1 разд. І П(С)БУ 25

Прочие субъекты предпринимательской деятельности заполняют отчетность в тыс. грн. без десятичного знака.
Исключение: разд. IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (форма № 2), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками)

Приложения к НП(С)БУ 1

8

Обнародование

ПАТ, предприятия – эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, а также профессиональные участники фондового рынка и прочие финансовые учреждения обязаны не позднее чем до 30 апреля следующего за отчетным периодом года обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением путем размещения на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях

Абзац четвертый ст. 14 Закона № 996

* Для распорядителей и получателей средств госбюджета (местных бюджетов).
** Для плательщиков налога на прибыль.
*** Об особенностях организации и проведения инвентаризации см. «Инвентаризируем зерно»; «Годовая инвентаризация в вопросах и ответах».

Сроки представления

Сроки представления годовой финотчетности в государственные органы установлены в Налоговом кодексе (далее – НК), Законе № 996 и Порядке № 419. Мы обобщили их в табл. 2. Если предельный срок представления финотчетности приходится на нерабочий день, такой срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).

Таблица 2. Сроки представления годовой финансовой отчетности в государственные органы


п / п

Состав отчетности

Сроки представления

в органы Госстата
(п. 5 Порядка № 419)

в органы ГФС – только для плательщиков налога на прибыль (!)
(п. 46.2 НК)

Госрегистратору
(ч. 3 ст. 14 Закона № 996)

1

2

3

4

5

Субъекты малого предпринимательства (далее – СМП)*

1

1. Форма № 1-м «Баланс».
2. Форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

Субъекты микропредпринимательства**

2

1. Форма № 1-мс «Баланс».
2. Форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

Субъекты крупного*** и среднего предпринимательства****

3

1. Форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)».
2. Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)».
3. Форма № 3 (или форма № 3-н) «Отчет о движении денежных средств».
4. Форма № 4 «Отчет о собственном капитале».
5. Форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности».*****
6. Форма № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам»******

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года

Вместе с декларацией по налогу на прибыль в сроки представления такой декларации (п. 49.18 НК)

Не позднее 1 июня следующего за отчетным года

* Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 чел. и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ (ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Напомним: среднее количество работников исчисляется согласно Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госстата от 28.09.05 г. № 286.
** Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 чел. и годовой доход от какой-либо деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсом НБУ (ч. 3 ст. 55 ХК).
*** Предприятия, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 чел. и годовой доход от какой-либо деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ (ч. 3 ст. 55 ХК).
**** Прочие предприятия, не включенные в предыдущие группы (ч. 3 ст. 55 ХК).
***** Не применяется банками, бюджетными организациями, представительствами иностранных субъектов хозяйствования.
****** Заполняется предприятиями, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность или занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг), или в случае если до начала отчетного года в отношении продукции (товаров, работ, услуг) предприятия принято решение о государственном регулировании цен.

Ответственность за нарушение порядка представления

Органы статистики и госрегистратор не имеют права применять финансовые санкции и привлекать к административной ответственности за непредставление финотчетности. Однако сельхозпредприятия с государственной формой собственности и те, которые получают дотации из бюджета и денежные средства из фондов, а также предприятия, арендующие государственное или коммунальное имущество (например, земельные участки), подлежат финансовому контролю (ст. 2 разд. I Закона от 26.01.93 г. № 2939-XII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине»). Для таких предприятий предусмотрены следующие виды административной ответственности, которые применяются к должностным лицам (ст. 1642 КУоАП):

  • сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводительных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финотчетность, непредставление финотчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей – штраф в размере от 8 до 15 НМДГ;
  • те же действия, совершенные лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию, – от 10 до 20 НМДГ.

Непосредственно за непредставление финотчетности в органы ГФС ответственность не предусмот­рена. В то же время орган ГФС может в письменной форме затребовать представление такой отчетности. И если налогоплательщик не выполнит такого законного требования, то его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (ст. 1633 КУоАП).

Читайте также:

Финансовая отчетность СМП (формы № 1-м и № 2-м).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
21.07.2025
Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует!
В статье речь идет о возобновлении обязанности своевременно представлять отчетность в органы статистики, а также о переходном периоде для непредставленных отчетов за 2022–2025 годы. Важные изменения: если во время военного положения не представляли в Госстат финансовую и статистическую отчетно...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
29.09.2025
Экспорт сельхозпродукции по договору комиссии: правила учета и налогообложения
Рассмотрим особенности учета и налогообложения операции по продаже сельхозпродукции на экспорт на условиях договора комиссии. Договор комиссии – один из ключевых инструментов в посреднических отношениях, позволяющий комитенту делегировать продажу своей продукции комиссионеру без утраты права с...
26.09.2025
Хранение и перемещение товара: ТЗР или расходы на сбыт?
Расскажем о правилах учета расходов на транспортировку и хранение товаров, предупредим о налоговых рисках, предоставим аргументы и нормативное обоснование. Казалось бы, в этом вопросе неоднозначности быть не может. Но, как свидетельствует судебная практика, у налоговиков есть свои рецепты учета и, к...
22.09.2025
Как подтвердить форс-мажор и остаться единщиком четвертой группы
В статье расскажем, как плательщикам единого налога четвертой группы подтвердить обстоятельства непреодолимой силы, чтобы не пришлось переходить на общую систему налогообложения. Для кого эта статья: для плательщиков единого налога четвертой группы, у которых возникли обстоятельства непреодолимой си...
Лучшие материалы