Годовая инвентаризация в вопросах и ответах
23.11.2016 6346 0 2
Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться сельскохозяйственным предприятиям при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов, является Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879), и Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий, приведенные в приложении к письму Минагрополитики от 04.12.03 г. № 37-27-12/14023 (далее – Методрекомендации № 14023). Сегодня остановимся на актуальных вопросах организации и проведения инвентаризации на сельскохозяйственных предприятиях.
Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию на предприятии?
Как известно, инвентаризация активов и обязательств – предусмотренный законом способ их проверки и документального подтверждения, необходимый для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности (п. 6 ст. 145 Хозяйственного кодекса; п. 1 ст. 10 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996).
При инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку. Поэтому проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой финотчетности. Ведь это предусмотрено п. 2 ст. 10 Закона № 996, п. 7 разд. I Положения № 879 и п. 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
Какие объекты подлежат инвентаризации?
Годовая инвентаризация должна быть сплошной (п. 6 разд. 1 Положения № 879). То есть инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве, независимо от технического состояния.
Проверке также подлежат активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, в распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, прочие активы.
В какие сроки следует проводить годовую инвентаризацию?
По общему правилу, установленному п. 10 разд. I Положения № 879, инвентаризацию следует провести в трехмесячный срок до даты годового баланса, то есть с 1 октября по 31 декабря 2016 года включительно. Это касается необоротных активов, запасов, текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов. Впрочем, для некоторых активов предусмотрены специальные сроки:
- два месяца до даты баланса (с 1 ноября по 31 декабря) – для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование;
- один раз в три года – для земельных участков, зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов. Также инструментов, приборов, инвентаря (мебели), но при условии, что на предприятии эти объекты инвентаризируют ежегодно в объеме не менее 30 %;
- до временного выбытия с предприятия – для объектов основных средств, в частности автомобилей, которые отправятся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия.
Кроме того, рекомендованные сроки проведения годовой инвентаризации специфических для аграрных предприятий объектов указаны в п. 1.4 Методрекомендаций № 14023. В частности:
- по состоянию на 1 ноября следует провести инвентаризацию незавершенного производства в растениеводстве;
- не позднее 1 декабря целесообразно инвентаризировать продукцию сельхозпроизводства (за исключением кормов, семян, кож- и мехсырья, готовых изделий, продукции промышленных и других производств и хозяйств); корма, семена, минеральные и органические удобрения, гербициды, пестициды и прочие средства защиты растений;
- перед составлением годовых отчетов на 31 декабря – полуфабрикатов собственного производства, незавершенное производство в промышленных, вспомогательных, прочих производствах и хозяйствах; взрослый продуктивный и рабочий скот, молодняк животных, животных на откорме, птицу, кроликов, зверей;
- до наступления зимы (в IV квартале) – плодовые питомники и насаждения.
Как создать инвентаризационную комиссию?
Для проведения инвентаризации на предприятии распорядительным документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия. Это может быть приказ или распоряжение (п. 1 разд. ІІ Положения № 879), в котором также утверждаются объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации (п. 3 разд. ІІ Положения № 879).
В инвентаризационную комиссию следует включить (п. 1 разд. II Положения № 879):
- представителей аппарата управления предприятия;
- работников бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии);
- опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров и т. п.).
Кроме того, по решению руководителя предприятия в состав комиссии могут входить и члены ревизионной комиссии.
Для чего создают и как формируют рабочие инвентаризационные комиссии?
Если из-за большого объема работ одна комиссия не может обеспечить проведение инвентаризации, то для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии. Требования к их составу изложены в п. 1 разд. ІІ Положения № 879. Также могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.
Кто возглавляет инвентаризационную комиссию?
Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. Это может быть и главбух. Обратите внимание: запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, которые находятся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц (далее – МОЛ), одного и того же работника два года подряд (п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
Можно ли включать в состав инвентаризационной комиссии МОЛ?
МОЛ в состав инвентаризационной комиссии не включают, поскольку они являются лицами, которые проверяются (п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
Однако МОЛ обязаны присутствовать во время проверки (п. 1 разд. II Положения № 879): они дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Кроме того, при необходимости МОЛ должны давать письменные объяснения (в случае выявления недостачи, порчи ценностей, находящихся на ответственном хранении).
Можно ли проводить инвентаризацию при отсутствии одного из членов инвентаризационной комиссии?
Пункт 1 разд. ІІ Положения № 879 предусматривает, что инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии МОЛ. Поэтому если член инвентаризационной комиссии не может по каким-то причинам принять участие в ее работе, он должен быть заменен (в состав комиссии должны быть внесены изменения).
В своем письме от 15.12.03 г. № 31-04200-30-23/191 Минфин отмечает, что руководитель предприятия или другое должностное лицо, утвердившее состав инвентаризационной комиссии, соответствующим распорядительным документом может заменить председателя инвентаризационной комиссии в случае, если отсутствие ранее назначенного председателя вызвано, в частности, его болезнью, командировкой.
Кроме того, согласно п. 18 разд. ІІ Положения № 879 ответственность за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, материальных ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолженности в расчетах несут все члены рабочих инвентаризационных комиссий.
Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного человека?
Такое возможно, если в штате предприятия единственный работник – руководитель. В письме Минфина от 27.05.14 г. № 31-08410-0-29/12918 находим подтверждение: в такой ситуации руководитель предприятия может утвердить соответствующим распорядительным документом состав постоянно действующей комиссии из одного человека или включить в комиссию специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.
Какими документами оформляют результаты инвентаризации?
Положение № 879 не устанавливает типовых форм инвентаризационных документов. Как отмечено в п. 14 разд. II данного документа, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости оформляют в соответствии с Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88).
Поэтому предприятия, разрабатывая инвентаризационные документы, могут взять за базу:
- формы, предусмотренные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241;
- формы, приведенные в приложениях к Методрекомендациям № 14023.
Можно вообще не привязываться к установленным формам и документировать процесс инвентаризации с помощью самостоятельно изготовленных бланков (письмо Госкомстата от 15.07.10 г. № 14/2-18/72).
Правильно оформленные и подписанные всеми членами комиссии инвентаризационные описи (акты инвентаризации) передают в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.
Бухгалтерская служба составляет сличительные ведомости, в которых отражает выявленные расхождения между данными бухучета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).
Выводы по выявленным расхождениям между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, которые приводят в сличительных ведомостях, инвентаризационная комиссия отражает в протоколе. В течение пяти дней после завершения инвентаризации протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия. На основании утвержденного протокола можно отражать в бухучете результаты инвентаризации.
Как исправить ошибки, допущенные при оформлении инвентаризационных документов?
В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарки и подчистки не допускаются. На это указывает п. 17 разд. ІІ Положения № 879. Если же все-таки возникла необходимость исправить ошибку, следует зачеркнуть неправильную запись и написать над ней правильную. Причем такое исправление необходимо сделать во всех экземплярах документа. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и МОЛ.
Обязательно ли проводить контрольные проверки инвентаризации?
После окончания инвентаризации, проведенной рабочими инвентаризационными комиссиями, инвентаризационной комиссией при участии членов рабочих инвентаризационных комиссий и МОЛ могут проводиться контрольные проверки, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация (п. 13 разд. ІІ Положения № 879). В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации.
Нужно ли проводить сплошную инвентаризацию во время контрольной проверки?
Во время проведения контрольных проверок данных инвентаризации (инвентаризационных актов и описей) не обязательно проводить повторную сплошную инвентаризацию тех или иных активов, которые находятся под материальной ответственностью того или иного МОЛ. Достаточно перепроверить лишь наиболее ценные активы и активы, имеющие наибольший спрос, перечень которых определяет председатель постоянно действующей инвентаризационной комиссии, а в исключительных случаях – руководитель предприятия.
Кто и как несет ответственность за нарушение порядка проведения инвентаризации?
Обязанность организации процесса инвентаризации и создания всех надлежащих для этого условий возложена на собственника или уполномоченный им орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами, то есть руководителя предприятия (п. 4 разд. I Положения № 879). Поэтому именно он является ответственным за проведение инвентаризации. Если же инвентаризация прошла несвоевременно или некачественно, ответственное лицо оштрафуют. При этом размер штрафа варьирует в пределах, установленных ст. 1642 КУоАП: от 8 до 15 НМДГ (т. е. от 136 до 255 грн.).
Если в течение года нарушитель уже был привлечен за подобные нарушения, штраф несколько больший: от 10 до 20 НМДГ (т. е. от 170 до 340 грн.).
Кроме того, к членам инвентаризационной и рабочей инвентаризационной комиссий применяется дисциплинарная ответственность в случае, если они не справились с порядком ее проведения в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя – выговор и даже увольнение (ст. 147 КЗоТ).
Выводы
1. При инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку.
2. Ежегодно до даты баланса предприятия обязаны проводить сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств. Рекомендованные сроки проведения годовой инвентаризации для сельхозпредприятий указаны в п. 1.4 Методрекомендаций № 14023.
3. Для проведения инвентаризации создают приказом руководителя предприятия инвентаризационную комиссию, а если объем проверки значительный, то и рабочие инвентаризационные комиссии.
4. Специализированные формы инвентаризационных документов для сельхозпредприятий приведены в приложениях к Методрекомендациям № 14023. Однако не запрещено использование и самостоятельно разработанных документов при условии соблюдения требований Положения № 88.
5. Выводы по выявленным расхождениям между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, которые приводятся в инвентаризационных документах, и предложения по их урегулированию отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе. На основании утвержденного руководителем предприятия протокола в бухучете отражаются результаты проведенной инвентаризации (недостачи, излишки, пересортицы).
Читайте также:
Комментарии к материалу