Ответственность в условиях войны: штрафы таки будут
Читайте по теме:
27.05.2022 вступило в силу большинство положений Закона от 12.05.2022 № 2260-ІХ. Он предусматривает частичное возобновление обязанностей налогоплательщиков, выполнение которых было временно приостановлено на период действия военного времени, и снимает некоторые ограничения в части проведения налоговых проверок.
В статье подробно расскажем, в какие сроки нужно зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки (с учетом позиции ГНС и Минфина), когда нужно представить декларации и уплатить налоги, а также какая ответственность грозит.
Условия и основания для освобождения от ответственности
Согласно изменениям, внесенным в пп. 69.1 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса (далее – НК), критерием для освобождения от ответственности за налоговые нарушения во время военного положения является наличие или отсутствие у налогоплательщика возможности выполнить свои налоговые обязанности.
Порядок подтверждения такой возможности/невозможности, а также перечень подтверждающих документов должны утверждаться Минфином, но пока это не выполнено.
В зависимости от категории плательщиков определен период освобождения от ответственности и период, отведенный для выполнения своих налоговых обязанностей (когда это будет возможным) (табл. 1).
Таблица 1. Особенности освобождения налогоплательщиков от ответственности в связи с военным положением
Категории |
Какого периода касается освобождение от ответственности |
Период, отведенный для выполнения налоговых обязанностей для освобождения от ответственности |
1 |
2 |
3 |
Имеющие возможность своевременно исполнять налоговые обязанности |
По обязанностям, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 по 27.05.2022 |
Регистрация НН/РК за февраль -май – не позже 14.07.2022. Представление отчетности – не позже 19.07.2022 (за май рекомендуем все же не позже 20.06.2022) Уплата налогов, сборов – не позже 31.07.2022 (за май рекомендуем не позже 30.06.2022) |
Не имеющие возможности своевременно выполнить налоговые обязанности |
На период до прекращения или отмены военного положения – за период невозможности выполнять свои налоговые обязанности |
В течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения |
Не имеющие возможности своевременно исполнить налоговые обязанности относительно своего филиала, представительства, отделенного или др. структурного подразделения |
В рамках деятельности, которая осуществляется через такие филиалы, представительства, обособленные или иные структурные подразделения, на период до прекращения или отмены военного положения |
В течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения |
У которых не было возможности, но она появилась, в т. ч относительно их филиала, представительства, обособленного или др. структурного подразделения |
По обязанностям, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 по день возобновления возможности |
В течение 60 календарных дней (далее – к. д.) с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей |
Которые в связи с последствиями своего непосредственного участия в военных действиях не соблюдали сроки выполнения налоговых обязанностей |
По налоговым обязанностям, выполнение которых было невозможно в связи с непосредственным участием налогоплательщика в военных действиях |
В течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких налоговых обязанностей |
Плательщики единого налога (далее – ЕН) третьей группы по ставке 2% |
По обязанностям, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 по день перехода таких плательщиков на применение особенностей налогообложения ЕН 2 % |
В течение 60 к. д. со дня перехода на систему налогообложения, на которой были до выбора 2 % |
В пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК для тех, кто имеет возможность выполнять свои налоговые обязанности, специальные сроки прописаны только для «переноса» выполнения на июль тех из них, предельная дата по которым пришлась на период с 24.02.2022 по 27.05.2022 (дату вступления в силу Закона № 2260).
В связи с этим наиболее актуальными вопросами были:
В какие сроки нужно зарегистрировать НН/РК за май, чтобы избежать ответственности?
По общим правилам, предельная дата регистрации:
- за первую половину мая (с 1-го по 15 мая) – 31.05.2022;
- за вторую половину мая (с 16-го по 31 мая) – 15.06.2022.
Следовательно, эти даты уже за пределами 27.05.2022.
Но на сегодняшний день и Минфин в сообщении на сайте и ГНС в ОИР утверждают:
«плательщики НДС обязаны до 15 июля 2022 года зарегистрировать в ЕРНН НН/РК, составленные по операциям по поставке товаров/услуг, осуществленным в течение февраля – мая 2022 года».
То есть дали «добро» на регистрацию НН/РК за весь май не позже 14.07.2022, и штрафов за просрочку регистрации не будет. Было бы чудесно, если бы выводы Минфина были сформулированы в Обобщающей консультации. Это защищало бы плательщиков НДС, в частности, в случае, если свой подход контролирующие органы изменят.
Кстати, 10.06.2022 в ВРУ зарегистрирован законопроект № 7458 «О внесении изменений в пункт 69 подраздела 10 Раздела XX Налогового кодекса Украины по уточнению порядка регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных», чтобы устранить коллизию, касающуюся сроков регистрации майских НН/РК. Тем самым и законодатели признают, что норма прописана некачественно.
Справочно: долгое время ГНС нарабатывала свою позицию и 08.06.2022 в 18:13 сделала вывод: регистрация НН/РК за первую половину мая – не позже 11.06.2022 (перенесли с 31.05.2022 на 11 «замороженных» дней, прошедших с 16.05 по 27.05), а за вторую – не позже 15.06.2022.
Но уже впоследствии, а именно утром 10.06.2022 Минфин изложил свою позицию, и разъяснение налоговиков удалили с сайта ГНС, поэтому оно уже не актуально. Сейчас в озвучен подход, соответствующий минфиновскому, согласно которому регистрация майских НН/РК – до 15.07.2022.
В какие сроки представить декларации?
Исходя из требований пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК, если есть возможность, то налоговую отчетность, предельные сроки представления которой пришлись на период с 24.02.2022 по 27.05.2022 (а это, например, декларации по налогу на прибыль за 2021 год и за I квартал для тех, кто отчитывается поквартально, и месячные декларации по НДС за февраль, март, апрель, декларации по другим налогам, если предельная дата попала в этот промежуток), следует представить не позднее 19.07.2022. И ответственности за просрочку тогда не будет.
Если же возможности нет или предприятие является плательщиком ЕН по ставке 2 %, то сроки выполнения обязанностей таие, как показано в табл. 1.
А до какой даты нужно представить декларацию за май 2022 (если есть возможность): не позже 20.06.2022 или все-таки не позже 19.07.2022?
Если исходить из норм НК, то, поскольку предельная дата представления декларации за май – 20.06.2022 уже за пределами 27.05.2022, «перенос» на июль не срабатывает (пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК). Поэтому и рекомендуем соблюдать именно этот срок, то есть декларацию за май 2022 г. следует представить не позже 20 июня (конечно, если есть возможность)
Кстати, Минфин, разъясняя сроки регистрации НН/РК за май, о сроке представления декларации за май четкого вывода не делает, а только намекает, что можно до 20.07.2022. Налоговики в ОИР четче говорят: за февраль-май декларация – до 20.07.2022. Если же заглянуть в законопроект № 7458, то, возможно, и май попадет в «перенос» на июль. Но пока что это только проект.
Самостоятельное исправление ошибок без самоштрафа: каковы условия?
При самостоятельном исправлении налогоплательщиком ошибок в налоговых периодах до 25.07.2022 с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 НК, которые привели к занижению налогового обязательства в отчетных(налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НК, и пени.
Налоговики трактуют это как возможность самостоятельно исправить ошибки военного периода, приведшие к занижению налоговых обязательств, без начисления самоштрафа, если уточнение будет не позже 24.07.2022 (актуальный комментарий ГУ ГНС в Черкасской области на тему: «Изменения, предусмотренные Законом Украины от 12.05.2022 №2260»).
При этом плательщики НДС временно, до прекращения или отмены военного положения, не имеют права на представление уточняющих расчетов к налоговым декларациям, предусмотренных п. 50.1 НК, за отчетные (налоговые) периоды до февраля 2022 года с показателями на уменьшение налоговых обязательств и/или декларирование суммы бюджетного возмещения НДС.
Спасает ли карантин и военное положение от ответственности за нарушение налоговых правил?
Нет. Если по результатам проведения проверок будет выявлено нарушение, которое не вписывается в вышеупомянутые освобождения, предприятию грозит ответственность, даже несмотря на карантин и военное положение.
Об этом четко сказано в НК:
«В случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно настоящему Кодексу, законам, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 112.8.9 пункта 112.8 статьи 112 настоящего Кодекса, которые освобождают от финансовой ответственности. При этом требования законодательства относительно моратория (приостановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID – 19), не применяются». (пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК) |
Заметим: «карантинное» освобождение согласно пп. 521 подразд. 10 разд. XX не исчезло из НК. К тому же, карантин продлен до 31.08.2022 (постановление КМУ от 27.05.2022 № 630). Однако на период военного положения приоритет имеет п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК, согласно которому при выявлении нарушений во время разрешенных проверок ответственность грозит, и ни карантин, ни военное положение не спасают.
От ответственности спасает доказанная связь между форс-мажором и нарушением!
Если внимательно прочитать пп. 112.8.9 НК, к которому отсылает пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК, то среди обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений и нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, есть, в частности, совершение деяния (действия или бездеятельности) в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
Однако нужно будет доказать причинно-следственную связь между форс-мажором (военным положением) и невозможностью выполнить свою налоговую обязанность. И подозреваем, что общего письма ТПП от 28.02.2022 относительно признания военного положения форс-мажором будет недостаточно. Вероятнее всего, придется получать сертификат ТПП на каждое обязательство. Эту позицию мы уже обосновывали (см. материал «Потеря посевов как форс-мажор войны: как провести обследование и списать без НДС-последствий», подраздел «Если потеря посевов привела к невыполнению/ненадлежащему выполнению договорных обязательств»).
Как сообщает ТПП в случае необходимости сторона, нарушившая свои обязательства в период действия форс-мажорных обстоятельств, также имеет право обращаться в ТПП Украины и уполномоченные ею региональные ТПП за получением соответствующего Сертификата о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы), соблюдая порядок, установленный Регламентом по каждому обязательству отдельно.
Пока от ГНС нет разъяснений по применению пп. 112.8.9 НК в период военного положения.
Основные виды ответственности
С 27.05.2022 могут проводиться следующие виды налоговых проверок (пп. 69.2, пп. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НК):
1) все камеральные (а во время таких проверок проверяется, в частности, вся налоговая отчетность, сроки регистрации НН/РК и сроки уплаты налогов – ст. 76 НК);
2) документальные внеплановые проверки, которые проводятся:
- на обращение налогоплательщика;
- по основаниям, определенным пп. 78.1.7 (в случае реорганизации, кроме преобразования) и 78.1.8 НК (в случае декларирования бюджетного возмещения или/и отрицательного значения по НДС на сумму более 100 тыс. грн);
- в случае получения налоговой информации, свидетельствующей о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям;
3) фактические проверки (основания для их проведения – в п. 80.2 НК и пп. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НК).
Именно за нарушения, выявленные в ходе этих проверок в период военного положения, может грозить ответственность. Конечно, с учетом сроков выполнения налоговых обязанностей, которые зависят от того, была возможность их выполнить или нет (см. табл. 1).
Напомним основные виды ответственности (табл. 2 – 8).
Таблица 2. Штраф за нарушение срока регистрации НН/РК (п. 1201.1 НК)
Виды НН/РК |
Просрочка регистрации НН/РК |
Размер штрафа |
НН/РК без НДС |
Независимо от длительности |
2% объема поставки без НДС в НН/РК, |
НН/РК по НДС по ставке 0% |
||
НН/РК с компенсирующими НДС-обязательствами, начисленными согласно п. 198.5 или 199.1 НК |
||
НН/РК на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки (с типом причины 15) |
||
Другие НН/РК |
До 15 к. дн.**; |
10% суммы НДС в НН/РК |
От 16 до 30 к. дн.**; |
20% суммы НДС в НН/РК |
|
От 31 до 60 к. дн.**; |
30% суммы НДС в НН/РК |
|
От 61 до 365 к. дн.**; |
40% суммы НДС в НН/РК |
|
366 к. дн.** и больше |
50% суммы НДС в НН/РК |
|
* 1020 грн – максимальный размер штрафа за одну несвоевременно зарегистрированную НН/РК. Его применяют, если объем поставки без НДС в НН/РК более 51 000 грн. Для НН/РК с меньшим объемом без НДС штраф начисляют в размере 2% от такой суммы.** Количество дней нарушения отчисляет с первого дня, следующего за последним днем предельного срока регистрации НН/РК в ЕРНН. |
Важно: так как по результатам камеральных проверок выявляют несвоевременность регистрации НН/РК, получается, что за выявленные нарушения сроков может грозить штраф (зависит от количества дней просрочки). Конечно, если нарушены именно сроки, прописанные в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК в условиях военного положения.
Скажете: «А как же карантинное освобождение?». К сожалению, мораторий из п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК не действует на нарушения, выявленные в ходе проверок в период военного положения. Разъяснений налоговиков по этому поводу еще нет. Ведь по камеральным проверкам своевременность/несвоевременность зависит, в частности, от того, имеет или не имеет возможности налогоплательщик выполнять свои налоговые обязанности, в частности и по регистрации НН/РК. Как будут узнавать о возможности/невозможности, а главное – как подтверждать невозможность, вопрос пока открыт, потому что нет порядка от Минфина (а он должен быть разработан и утвержден согласно пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК).
Кстати: в случае приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН согласно п. 201.16 НК штрафы, предусмотренные ст. 1201 НК, не применяют на период приостановления этой регистрации до принятия решения о возобновления регистрации таких НН/РК. Поэтому, если заблокированную НН/РК направили на регистрацию своевременно, после разблокирования штрафа не будет (при наличии достаточной суммы регистрационного лимита на дату разблокирования). Если же плательщик НДС отправил НН/РК на регистрацию с опозданием, то период блокирования не учитывают при определении количества дней просрочки регистрации для расчета штрафа.
Таблица 3. Штрафы за нерегистрацию НН/РК в ЕРНН (п. 1201.2 НК)
НН/РК |
Размер штрафа |
НН/РК без НДС (составленные на освобожденные от НДС операции) |
5% объема поставки без НДС, но не более чем 3 400 грн* |
НН/РК с НДС по ставке 0% |
|
НН/РК на компенсирующие НДС-обязательства, начисленные по п. 198.5 или ст. 199 НК |
|
НН/РК на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки |
|
Другие НН/РК |
50% суммы НДС, указанной в НН/РК |
дополнительно еще 50% суммы НДС, указанной в НН/РК, если в течение 10 к. дн. с даты получения |
|
* Это максимальный размер штрафа за одну незарегистрированную НН/РК. То есть 3 400 грн будут взимать за незарегистрированную НН/РК с объемом поставки без НДС свыше 68 000 грн. Если в НН/РК объем поставки меньший, для расчета суммы штрафа – 5% такого объема. |
Если плательщик НДС, «заработавший» 50%-ный штраф, не зарегистрирует НН/РК в течение 10 к. дн. с даты получения НУР, ему дополнительно начислят еще один штраф в размере 50% суммы НДС по незарегистрированной НН/РК. Тогда в целом штраф составит 100 % суммы НДС по этой операции.
Таблица 4. Ответственность за непредставление налоговых деклараций
Ответственность за непредставление/несвоевременное представление декларации |
Штраф |
Административная ответственность – штраф для должностных лиц (ст. 1631 КУоАП) |
От 85 до 170 грн |
Повторное в течение года – от 170 до 255 грн |
|
Финансовая ответственность – штраф для предприятия (п. 120.1 НК) |
340 грн |
Повторное в течение года – 1 020 грн |
Важно: админштраф за «просрочку», но представление до 20.07.2022 деклараций, предельная дата представления которых пришлась на период с 24.02.2022 по 27.05.2022, не применяется, так как фактически это своевременное представление в срок, обусловленный НК на период действия военного положения. Поэтому, даже если в электронном кабинете автоматически этот штраф начисляется, его должны «списать» (а точнее – удалить). Очевидно, это произойдет на 20.07.2022. Это касается и финответственности для предприятия.
Добавим: для тех, кто не имеет возможности представить отчетность и сможет подтвердить отсутствие такой возможности, время на выполнение обязанностей – полгода после окончания военного положения. И, конечно, это будет считаться своевременно поданной отчетностью. То есть ответственность не будет грозить.
Согласно пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК подать декларацию за май нужно не позже 20 июня 2022 года. То есть должны действовать уже общие сроки (потому что они – за датой 27.05.2022, с которой Закон № 2260 вступил в силу). Конечно, это актуально для тех, кто имеет возможность представлять декларации. ГНС сейчас говорит о подаче отчетности за май – до 20 июля 2022 года (ОИР).
Таблица 5. Ответственность за несвоевременное представление объединенной отчетности
Ответственность за непредставление/несвоевременное представление объединенной отчетности |
Штраф |
Административная ответственность – штраф для должностных лиц (ст. 1634 КУоАП, новость Центрального межрегионального управления ГНС по работе с КПН от 11.02.2022) |
От 51 до 85 грн |
Повторное в течение года – от 85 до 136 грн |
|
Административная ответственность – штраф для должностных лиц (ст. 1651 КУоАП) |
От 510 до 680 грн |
Повторное в течение года – от 680 до 850 грн |
|
Финансовая ответственность – штраф для предприятия (п. 119.1 НК)* |
1 020 грн |
Повторное в течение года – 1 040 грн |
|
Штраф за оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, в случае если законодательство требует от лица-резидента получения такого номера, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, кроме случаев, определенных п. 119.1 НК (п. 119.2 НК)* |
340 грн |
* Штрафы, предусмотренные п. 119.1 и п. 119.2 НК, не применяются в случае, если ошибки в регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченные) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в т. ч. в течение 30 к. дн. со дня поступления сообщений об ошибках, выявленных контролирующим органом. |
Заметим: в части ЕСВ действуют отдельные правила – п. 921 разд. VIII Закона от 08.07.2010 № 2464-VI (далее - Закон № 2464, о них – далее). А вот для НДФЛ и военного сбора – упомянутые нормы из НК, конечно, под углом зрения возможности/невозможности выполнить обязанности по представлению отчетности согласно пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК и уплате налогов в период военного положения.
Таблица 6. Ответственность за занижение налоговых обязательств, выявленное контролерами
Ответственность за занижение налоговых обязательств |
Размер штрафа/пени |
Административная ответственность – штраф для должностных лиц (ст. 1631 КУоАП, новость ГУ ГНС в г. Киеве от 22.11.2021, ОИР 132.03, ОИР 132.03) |
От 85 до 170 грн |
Повторное в течение года – от 170 до 255 грн |
|
Самоштраф за выявленное занижение налоговых обязательств и исправленное самостоятельно (ст. 50 НК)* |
В случае исправления уточняющей декларацией – 3 % |
В случае исправления текущей декларацией – 5 % |
|
Штраф в случае выявления налоговиками занижения налоговых обязательств (п. 123.1 НК) |
– 10% от суммы занижения |
– 25% – при наличии умысла |
|
– 50% – если повторно в течение 1095 дней при наличии умысла |
|
Пеня в случае самостоятельного исправления ошибок по занижению налоговых обязательств (пп. 129.1.3, п. 129.4 НК)** |
Начиная с 91-го дня просрочки в размере 100% |
Пеня в случае выявления налоговиками ошибок по занижению налоговых обязательств (пп. 129.1.1, 129.1.2, п. 129.4 НК)** |
Начиная с первого рабочего дня после предельной даты уплаты – 120 % |
* В случае исправления ошибок военного периода и самостоятельного исправления до 25.07.2022 (т. е. не позднее 24.07.2022) – самоштраф не начисляется (пп. 69.1 подразд. ст 10 р. ХХ НК).За исправление ошибок, приведших к занижению налоговых обязательств карантинного периода (с 01.03.2022 по 24.02.2022), кроме НДС, ренты, акциза, самоштраф не начисляется (п. 521 подразд 10 разд. ХХ НК с учетом пп. 69.1 подразд. 10 р. ХХ НК).** На период действия карантина (а точнее с 1 марта 2020 по последний день месяца окончания карантина) пеня не начисляется согласно п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК. Как только карантин окончится, пеня начнет «капать». То есть срок карантина выпал из расчета пени. |
От штрафов за нарушения, выявленные налоговиками в ходе разрешенных проверок по пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК, карантинные послабления не спасают. А вот относительно пени из ст. 129 НК считаем, что пока длится карантин, она не будет начисляться. Ведь ответственность за налоговые правонарушения – это штрафные санкции, а пеня – отдельная категория (п. 111.2 НК). Да и в самом п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК звучит:
«При этом требования законодательства относительно моратория (приостановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), не применяются».
Поэтому мораторий на пеню за налоговые нарушения на период карантина пока не снят!
Таблица 7. Ответственность за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства
Ответственность за несвоевременную уплату налога |
Размер штрафа/пени |
Административная ответственность – штраф для должностных лиц (ст. 1632 КУоАП, ОИР 132.01, ОИР 132.03, ОИР 132.03) |
От 85 до 170 грн |
Повторное в течение года – от 170 до 255 грн |
|
Финансовая ответственность – штраф на предприятие (п. 124.1, 124.2 НК) |
Задержка ≤ 30 к. дн. – 5% погашенной суммы налогового долга |
Задержка > 30 к. дн. – 10% погашенной суммы налогового долга |
|
Если преднамеренно – 25% от суммы неуплаченного (несвоевременно уплаченного) денежного обязательства |
|
Если повторно в течение 1095 дней преднамеренно не уплачено, или если просрочка более чем 90 дней – 50% |
|
Пеня за каждый календарный день просрочки уплаты* |
120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (включая день погашения), – относительно суммы денежного обязательства (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), определенного контролирующим органом по результатам проверки, или налогового обязательства, определенного контролирующим органом в установленных НК случаях, не связанных с проведением проверки |
100 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день, начиная с 91-го к. дн., следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, включая день погашения, – относительно суммы денежного обязательства (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок |
|
* На период действия карантина начисление пени приостановлено, а как только карантин завершится, начисление пени возобновится. При этом считаем, что это «карантинное» освобождение актуально, если карантин приходится на период военного положения. Ведь карантинный мораторий не действует относительно освобождения от штрафов, если ошибки выявят налоговики в ходе разрешенных проверок во время военного положения (пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК). А вот для пени карантинный мораторий действует. |
Таблица 8. Штраф за неначисление, неудержание, неуплату налога при выплате дохода в пользу другого плательщика
Неначисление и/или неудержание, и/или неуплата (неперечисление), и/или начисление, уплата (перечисление) не в полном объеме налогов налогоплательщиком, в т. ч. налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу нерезидента или другого налогоплательщика, а также нерезидентом, на которого возложена обязанность уплачивать налог в порядке, установленном разд. III НК (п. 1251.1 НК): |
|||
10% |
25% |
50% |
75% |
За неумышленное нарушение |
За те же действия, совершенные ПРЕДНАМЕРЕННО |
За те же действия, совершенные ПРЕДНАМЕРЕННО в течение 1095 дней повторно |
За те же действия, совершенные ПРЕДНАМЕРЕННО в течение 1095 дней в третий раз и более |
Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную выплату зарплаты?
Да, но есть условие. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX (далее - Закон № 2136) работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства относительно сроков оплаты труда, если докажет, что это нарушение совершено вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.
Как именно доказывать? Пока контролирующие органы не растолковали своего виденья. Вероятнее всего, будут искать причинно-следственную связь между невыплатой и военными действиями.
В то же время, это послабление не освобождает работодателя от обязанности выплаты заработной платы (ч. 3 ст. 10 Закона № 2136, см. новость Управления гоструда в Полтавской области).
Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную уплату/неуплату ЕСВ?
Пока что не будет ответственности в течение периода военного положения и еще в течение 3 месяцев после его отмены (п. 921 разд. VIII Закона № 2464).
Действует мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения.
Документальные проверки правильности начисления, исчисления, и уплаты ЕСВ, начатые до 24 февраля 2022 года и не завершенные, приостанавливаются до последнего календарного дня третьего месяца со дня прекращения (отмены) военного, чрезвычайного положения (п. 923 разд. VIII Закона № 2464).
Применяются ли штрафные санкции и пеня за нарушение законодательства в сфере ВЭД в период военного положения?
Да. В период военного положения в Украине не предусмотрено освобождение от применения штрафных санкций и пени за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Об этом отмечают и налоговики в ОИР 112.05.
Поэтому за нарушение предельных сроков расчетов по ВЭД может грозить ответственность – 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленого товара) по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленого товара) (ч. 5 ст. 13 Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях»). Конечно, только за нарушение сроков, за которыми осуществляется валютный надзор.
Комментарии к материалу