Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?

03.07.2025

Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резервов и обеспечений прописать в учетной политике? Об этом и расскажем далее.


Вопросы – ответы

Для каких предприятий формирование резервов и обеспечений является обязательным?

Формирование резервов и обеспечений, в частности резерва сомнительных долгов, резерва оплаты отпусков и прочих, является обязательным для всех коммерческих предприятий независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (естественно, при наличии оснований для их формирования). Этот факт подтверждается такими нормами и письмами:

  • по резерву сомнительных долгов: п. 7 НП(С)БУ 10 (обязывает отражать в балансе текущую дебиторскую задолженность по чистой стоимости реализации, которая равна фактической сумме такой задолженности за минусом резерва сомнительных долгов), а также письмо Минфина от 07.07.2004 № 31-04200-01-29/12137;
  • по прочим резервам (обеспечениям): п. 13, 14 НП(С)БУ 11 (обязывает создавать обеспечения, если в результате прошлых событий есть вероятность уменьшения ресурсов предприятия), по резерву отпусков – дополнительно п. 7 НП(С)БУ 26 (обязывает создавать обеспечения под будущие выплаты работникам, подлежащие накоплению), а также письма Минфина от 21.03.2006 № 31-34000-20-16/5770 и от 09.06.2006 № 31-34000-20-25/12321.

Но из этого правила есть исключения (см. далее).

Для каких предприятий формирование резервов и обеспечений – это право, а не обязанность?

Согласно п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 от обязательного формирования резервов и обеспечений освобождаются две категории юрлиц, указанные в пп. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 (напомним, что в этом подпункте названы те СМП, которые подают упрощенный финансовый отчет по формам № 1-мс и № 2-мс). Речь идет:

  • о микропредприятиях (независимо от применяемой ими системы налогообложения). Это предприятия, у которых согласно ст. 2 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют как минимум двум из следующих критериев:

1) балансовая стоимость активов – до 350 тыс. евро включительно;

2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тыс. евро включительно;

3) среднее количество работников – до 10 человек включительно.

Подробно о том, какие предприятия попадают в категорию микро и когда происходит смена группы, – в статье «Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия» и примерах от Минфина «Как предприятию определить категорию, к которой оно относится (микро-, малое, среднее, крупное)»;

  • о непредпринимательских обществах.

Важно! Ранее имела право не формировать резервы и обеспечения еще одна категория – юрлица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, то есть единщики третьей группы (именно их относят нормы пп. 3 п. 291.4 и п. 44. 2 Налогового кодекса к тем, кто ведет упрощенный бухучет доходов и расходов). Однако изменениями, внесенными в НП(С)БУ приказом Минфина от 12.01.2023 № 18 (вступил в силу с 17.02.2023), эту категорию убрали из пп. 2 п. 2 НП(С)БУ 25. Так что сейчас система налогообложения не имеет значения, весомым является размер. То есть юрлица – единщики третьей группы могут не формировать резервы и обеспечения, только если они являются микропредприятиями (потому что микро предоставлено такое право). Если же предприятие малое, оно обязано формировать резервы независимо от системы налогообложения, на которой находится.

Указанным категориям предприятий (микропредприятиям и непредпринимательским обществам) на основании п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 резервы можно не формировать, поскольку этот пункт разрешает:

  • не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (на оплату предстоящих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;
  • текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме (а не по чистой реализационной стоимости с созданием резерва сомнительных долгов).

Свое решение о том, формировать или не формировать резервы и обеспечения, такие предприятия должны зафиксировать в учетной политике.

Как принимается решение о неформировании резервов и обеспечений?

Поскольку микропредприятия и непредпринимательские общества имеют право не создавать резервы и обеспечения, решение об этом нужно закрепить в приказе об учетной политике. Ведь если ничего не прописать в учетной политике, считается, что резервы и обеспечения следует формировать (отказ от них не зафиксирован).

Прописать отказ от резервов микропредприятие может буквально так, как это звучит в НП(С)БУ 25:

«Не создавать обеспечение последующих расходов и платежей (на выплату последующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в период их фактического понесения.

Текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме».

Не будет ошибкой, если сформулировать это коротко: «Не создавать обеспечение будущих расходов и платежей на оплату последующих отпусков работников, выполнение гарантийных обязательств, резервы сомнительных долгов и другие резервы и обеспечения».

Микропредприятие по факту ошибочно подает в органы статистики (а «прибыльщики» – и в орган ГНС) не Финансовый отчет микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс), а обычный Финансовый отчет малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м). Может ли это предприятие не формировать резервы?

Считаем, что да. Ведь в п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 речь идет о том, что резервы могут не формировать предприятия, дословно: «...указанные в подпункте 2 пункта 2 данного раздела...». Условия о том, что такие предприятия должны фактически подавать именно упрощенные формы № 1-мс и № 2-мс, в п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 – нет. И если, например, микропредприятие, которое указано в пп. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25, по факту вместо форм № 1-мс и № 2-мс подает формы № 1-м и № 2-м, то оно от этого не перестанет быть микропредприятием. А значит, согласно п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 будет иметь право не формировать резервы.

Впрочем, не исключаем, что налоговики могут иметь другое мнение. Так что теоретический риск негативных последствий при использовании «не своих» форм финотчетности существует. То есть, если микропредприятие воспользовалось формами для малых, контролеры могут расценивать его как малое, и тогда отказ от создания резерва сомнительных долгов, резерва отпускных не будет действовать… Ведь это прерогатива только микропредприятий. Избежать такого риска поможет подача своих форм, а для микро – это формы № 1-мс и № 2-мс.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
23.10.2025
Инвентаризация денежных средств
Как провести инвентаризацию наличных денег на предприятии? В статье рассмотрим порядок организации проверки и оформления ее результатов, действия при смене материально ответственного лица и отражение полученных результатов в учете. Предприятия, осуществляющие наличные расчеты, должны проводить инв...
17.10.2025
Как сельхозпредприятию получить разрешение на полет БПЛА во время военного положения?
В статье расскажем, может ли сельхозпредприятие получить разрешение на полет БПЛА в период действия военного положения. В современных условиях аграрные предприятия все активнее внедряют дроновые технологии как инструмент повышения эффективности хозяйственной деятельности. Беспилотные летательные апп...
09.10.2025
Возвратная финансовая помощь получена от учредителя: как погасить задолженность, если нет денег?
Из статьи вы узнаете, каким образом можно погасить задолженность юрлица по возвратной финансовой помощи перед своим учредителем, если у предприятия нет необходимой суммы, а срок возврата долга по договору уже наступил. Ситуация, когда учредитель предоставляет своему предприятию возвратную финансовую...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
04.11.2025
Расторжение договоров аренды земельного участка: анализируем практику Верховного Суда
В статье рассмотрим важные решения Верховного Суда, которые следует учесть арендаторам земельных участков. В статье рассмотрим три кейса Верховного Суда, которые фактически расставляют все точки над «i» в основаниях для расторжения договора аренды земельного участка в судебном порядке и ...
03.11.2025
Выплата арендной платы в натуральной форме: натуральный коэффициент, НДС и бухучет
В статье рассмотрим особенности налогообложения и бухучета операций по выплате арендной платы в натуральной форме. Выплата арендной платы за землю в натуральной форме (обычно сельхозпродукцией собственного производства) – частое явление на сельхозпредприятиях. Но при этом у бухгалтера возникае...
03.11.2025
Арендодатель находится в плену: как выплатить арендную плату
В статье расскажем, кому предприятие-арендатор может выплачивать арендную плату, если арендодатель находится в плену. Ситуация. Сельхозпредприятие заключило договор аренды земельного участка в 2021 году. С 2022 года арендодатель служит в ВСУ, а в августе 2025-го стало известно, что он попал в плен. ...
Лучшие материалы