Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Поставщик + покупатель = финансовая выгода + налоговые преимущества


В чем проблема: поставщик хочет реализовать товар, а покупатель – его приобрести, но у него не хватает денег для быстрой оплаты. Поэтому обычный договор поставки здесь не эффективен. Бухгалтеру надо найти наиболее экономически выгодный вариант договорных отношений, который устроит обе стороны.

Чем помогут статьи: в зависимости от конкретной ситуации мы предлагаем использовать механизм товарного кредита или товарного займа. Оба договора предусматривают не только финансовую выгоду, но и налоговые преимущества. В статьях приведены формулировки условий договоров и практические примеры учета и налогообложения.


Договор товарного кредита

Ситуация из жизни. Покупатель не может сразу рассчитаться за товар, а поставщик не хочет (или не может) искать другого покупателя, но и ждать ему не с руки: нужны деньги для закупки нового товара. Покупатель не может взять кредит в банке, чтобы рассчитаться с поставщиком. А вот поставщик может взять кредит, чтобы купить новый товар, но не хочет нести расходы на уплату процентов. Из этой ситуации есть выход: сторонам стоит заключить договор товарного кредита.

В чем выгода для поставщика? Поставщик получит деньги за отгруженный товар позже, но при этом он получит от покупателя и сумму процентов, которая компенсирует ему расходы на уплату процентов банку.

В чем выгода для покупателя? Покупатель получит нужный ему товар сейчас, даже не имея денег для его оплаты. Рассчитаться за товар (цена плюс проценты за отсрочку оплаты) он сможет позже, причем не исключено, что деньгами, полученными от перепродажи этого товара. Также если покупатель продаст товар дешевле, чем купил сам, то доначисленные налоговые обязательства по НДС (или их часть) могут быть компенсированы налоговым кредитом, полученным при уплате процентов поставщику (если эти операции произойдут в одном отчетном периоде).

Договор товарного займа

Ситуация из жизни. Одному субъекту хозяйствования необходим товар определенной марки. А у другого такой товар есть, но он ему временно не нужен. В этом случае можно одолжить товар по договору товарного займа.

В чем выгода для заимодавца? Передача товара заемщику не приводит к возникновению дохода в бухгалтерском и налоговом учете. Возврат переданного в заем товара позволяет заимодавцу отразить налоговый кредит и увеличить лимит регистрации. Если на период возврата товара запланировать поставку товаров (услуг) на сумму, которая равна стоимости возвращаемого товара, тогда сумма налоговых обязательств перекроется суммой налогового кредита по декларации и не уменьшится лимит регистрации. Кроме того, если взаем передать товар, который временно не нужен, освобождается место на складах (например, туда можно завезти другой товар), уменьшаются расходы на хранение этого товара.

В чем выгода для заемщика? Договор займа позволяет получить необходимый товар без оплаты. И при этом – в отличие от бесплатной передачи – заемщик может отразить налоговый кредит при получении этого товара и увеличить лимит регистрации.

Также заемщик в ходе использования товара, взятого взаем, может получить деньги от его продажи (если он был взят для этой цели) или использовать полученный товар для производства собственной продукции. А впоследствии приобрести такой же товар для возврата заимодавцу.

Теперь рассмотрим более подробно особенности юридического оформления таких договоров, а также учет операций у сторон.

Договор товарного кредита: оформление

Товарный кредит: учет

Договор товарного займа: оформление

Товарный заем: учет

Соавтор
Зинаида Омельницкая

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
20.06.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы