Ответственность за нарушения в сфере НДФЛ и военного сбора
16.03.2016 34375 0 0
По тем или иным причинам налогоплательщики допускают нарушения в сфере обложения НДФЛ и военным сбором. Это может быть как несвоевременное перечисление указанных налогов в бюджет, так и ошибки в расчетах. Какая ответственность грозит за это налогоплательщику, рассмотрим в данной консультации.
Общие положения
Вопросы, касающиеся ответственности в сфере уплаты НДФЛ и военного сбора, сходны между собой, ведь согласно пп. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК плательщики военного сбора должны исполнять налоговые обязательства по правилам, установленным ст. 176 НК (обеспечение исполнения налоговых обязательств по НДФЛ). Следовательно, при несоблюдении порядка начисления и/или уплаты военного сбора к налоговому агенту применяется та же ответственность, что и при аналогичных нарушениях по НДФЛ.
За нарушения, допущенные при начислении и уплате НДФЛ и военного сбора, к налогоплательщику (налоговому агенту) могут быть применены следующие виды ответственности:
- финансовая (штраф и пеня);
- административная;
- уголовная.
Рассмотрим подробнее каждый вид ответственности.
Финансовая ответственность
Данный вид ответственности применяется в виде наложения штрафа и/или пени. Размер штрафных санкций при тех или иных правонарушениях для удобства представим в табл. 1.
Таблица 1. Размеры финансовых санкций
1
|
2
|
3
|
---|---|---|
Суть правонарушения
|
Санкция
|
Норма НК
|
1
|
2
|
3
|
Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения либо ошибки привели
|
Штраф в размере 510 грн., а при повторном правонарушении в течение года – в размере 1 020 грн.
|
П. 119.2
|
Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физлиц либо об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или с использованием недостоверного регистрационного номера, помимо случаев, определенных в п. 119.2 НК
|
Штраф в размере 170 грн.
|
П. 119.3
|
Самостоятельное определение контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщику по следующим основаниям: – неподача налоговой декларации в установленные сроки (пп. 54.3.1 НК); – нарушения правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, подтвержденные данными налоговых проверок (пп. 54.3.5 НК) |
Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, а при повторном определении контролирующим органом налогового обязательства по этому налогу в течение 1 095 дней – в размере
|
П. 123.1
|
Неуплата согласованной суммы денежного обязательства в сроки, установленные НК
|
Штраф при задержке уплаты: – до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем уплаты денежного обязательства, – в размере 10 % погашенной суммы налогового долга; – более 30 календарных дней – |
П. 126.1
|
Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налоговым агентом
|
Штрафы* в размере: – 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет; – 50 % указанной суммы – при повторном совершении правонарушения в течение 1 095 дней; – 75 % указанной суммы – при совершении аналогичного правонарушения в течение 1 095 дней в третий раз и более |
П. 127.1
|
* Эти штрафы не применяются к налоговому агенту в случае, если такие нарушения самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчетов и исправляются в следующих налоговых периодах в течение одного налогового (отчетного) периода (п. 127.1 НК).
|
Порядок применения финансовых санкций
Контролирующий орган по месту регистрации налогового агента направляет правонарушителю почтой (либо вручает нарочным) налоговое уведомление-решение, в котором указаны финансовые санкции и их размер. Если налоговый агент не согласен с принятым решением, он может его обжаловать в сроки и порядке, установленные ст. 56 НК.
Следует помнить, что применение к налоговому агенту финансовой ответственности за нарушение законодательства не освобождает его должностных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности (при наличии соответствующих оснований). А применение штрафных (финансовых) санкций не освобождает налогоплательщика от уплаты в бюджет надлежащих сумм налогов и сборов.
Какой срок исковой давности установлен для начисления финансовых санкций?
Срок исковой давности составляет 1 095 дней (ст. 114 НК).
Порядок начисления пени
Пеня устанавливается в процентах к своевременно неуплаченному налоговому обязательству, ставшему налоговым долгом, либо к налоговому обязательству, начисленному самим налогоплательщиком или контролирующим органом.
В данном случае пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков – физических лиц. Начисление пени осуществляется со дня наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при уплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщика-физлица и/или контролирующим органом во время проверки налогового агента. Такого же мнения придерживается и ГФС (см. ОИР, категория 132.06).
Как правильно начислить пеню?
Порядок начисления пени изложен в Инструкции № 953. По основному правилу пеня начисляется в день фактического погашения налогового долга (его части) по формуле:
SПБ х Кд : 100 % х UНБУ х 1,2
П = ,
Д
где П – сумма пени, которая начисляется на фактически погашенную сумму налогового долга;
SНД – фактически погашенная сумма налогового долга;
Кд – количество дней задержки уплаты налогового обязательства;
UНБУ – большая из учетных ставок НБУ, действовавшая на день возникновения налогового долга либо на день его погашения;
1,2 – коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых;
Д – количество дней в году.
Обратите внимание: сумма пени всегда округляется до второго знака после запятой (например, если при расчете пеня составила 285,48423 грн., то ее надо округлить до 285,48 грн.).
Что будет с пеней при отмене начисленного налоговым органом денежного обязательства или его части в процессе административного или судебного обжалования?
В данном случае пеня за период занижения такого обязательства либо его части будет отменена (п. 129.2 НК).
Административная ответственность
При совершении определенных правонарушений в сфере начисления, удержания и уплаты НДФЛ и военного сбора должностные лица предприятия (физлица-предприниматели), допустившие такие правонарушения, могут привлекаться к административной ответственности.
Меры административного воздействия применяются:
- исключительно по результатам проверки контролирующими органами;
- к должностным лицам субъекта хозяйствования, а не к самому субъекту (как в случае с финансовой ответственностью);
- с учетом сроков давности, предусмотренных ст. 38 КУоАП: в рассматриваемых нами случаях не позднее двух месяцев со дня совершения налоговым агентом правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления.
При несоблюдении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может применяться админответственность, предусмотренная ст. 1634 КУоАП, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн.). Повторное правонарушение в течение года лицом, на которое было наложено админвзыскание, повлечет за собой штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.).
Может ли применяться административная ответственность по ст. 1634 КУоАП для аналогичных правонарушений, касающихся военного сбора?
По мнению ГФС (см. ОИР, категория 132.06), в данном случае применяется именно ст. 1634 КУоАП. Однако мы не можем согласиться с такой позицией ГФС, поскольку ст. 58 Конституции предусмотрено: нельзя быть привлеченным к ответственности за действия, которые на момент их совершения не определялись законом как правонарушение. Также в ст. 7 КУоАП четко указано, что уполномоченные органы и должностные лица могут применять меры административного воздействия только в пределах их компетенции, а также в точном соответствии с законом. Исходя из этого, считаем, что административная ответственность, предусмотренная исключительно за нарушения в сфере НДФЛ, не может применяться по аналогии закона для правонарушений, касающихся военного сбора.
Применяется ли за нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ админответственность по ст. 1632 КУоАП (неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений) и ст. 1633 КУоАП (невыполнение законных требований должностных лиц)?
Нет, при нарушении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах применяется только административная ответственность, установленная ст. 1634 КУоАП. Аргумент – в отношении одного и того же правонарушения не могут применяться два вида ответственности, тем более что в данном случае ответственность по ст. 1634 КУоАП носит специальный характер.
За нарушения при начислении, уплате и перечислении военного сбора КУоАП предусмотрены следующие меры административного воздействия:
- при неподаче, несвоевременной подаче платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1632;
- при невыполнении руководителями и должностными лицами предприятий законных требований должностных лиц органов доходов и сборов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1633.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность применяется к налогоплательщику в случае умышленного уклонения от уплаты налогов. При этом размер штрафа зависит от суммы средств, не поступивших в бюджет (см. табл. 2).
Таблица 2. Применение уголовной ответственности
Суть нарушения
|
Наказание (согласно ст. 212 УК)
|
Уклонение от уплаты налогов в значительных размерах (т. е. в 1 000 и более раз превышающих НМДГ, см. ниже)
|
Штраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (см. ниже) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
|
Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (т. е. в 3 000 и более раз превышающих НМДГ) либо совершение данного правонарушения по предварительному сговору группой лиц
|
Штраф в размере от 2 000 до 3 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
|
Уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах (т. е. в 5 000 и более раз превышающих НМДГ)
|
Штраф в размере от 15 000 до 25 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества
|
Обратите внимание на особенности применения уголовной ответственности:
- для квалификации данного вида правонарушений применяется НМДГ в размере НСЛ, действующей на соответствующий год (в 2016 году – 689 грн.). Например, уклонение от уплаты налогов в значительном размере составит 689 000 грн. (689 грн. х 1 000);
- для расчета размера штрафов применяется НМДГ, равный 17 грн. (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК);
- лицо, совершившее указанные выше правонарушения, может быть освобождено от уголовной ответственности, если до ее применения уплатит налоги и возместит государству ущерб за их несвоевременную уплату (заплатит штраф и пеню) – ч. 4 ст. 212 УК.
Выводы:
За нарушение порядка начисления, удержания и перечисления НДФЛ и/или военного сбора, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может быть применена финансовая, административная и уголовная ответственность.
Комментарии к материалу