<...>
Согласно п.52.5 ст.52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ контролирующие органы имеют право предоставлять консультации исключительно по тем вопросам, относящимся к их полномочий.
Подпунктом 14.1.226 пункта 14.1 статьи 14 НКУ определено, что самозанятое лицо - это налогоплательщик, который является физическим лицом - предпринимателем или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в рамках такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.
Налогообложение доходов физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, осуществляется в соответствии с положениями статьи 178 раздела IV "Налог на доходы физических лиц" НКУ.
Пунктом 178.2 статьи 178 НКУ предусмотрено, что доходы, полученные в течение календарного года от осуществления независимой профессиональной деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным в пункте 167.1 статьи 167 настоящего Кодекса.
Согласно п. 178.6 ст. 178 НКУ физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны вести учет доходов и расходов от такой деятельности.
При определении совокупного чистого дохода частного нотариуса учитываются расходы, приведенные в Обобщающей налоговой консультации по некоторым вопросам налогообложения физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность (частных нотариусов, адвокатов), утвержденной приказом ГНС Украины от 24.12.2012 № 1185 и в Обобщающей налоговой консультации относительно расходов частного нотариуса, утвержденной приказом Миндоходив Украины от 30.12.2013 № 884.
К расходам частного нотариуса могут быть отнесены, в частности:
В пункте 178.3 ст. 178 НКУ определено, что налогооблагаемым доходом таких лиц считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности.
Одним из обязательных условий для отражения доходов и расходов в налоговом учете является их документальное подтверждение, о чем речь идет не только в п. 178.3 ст. 178 НКУ, но и в главе 1 «Общие положения» НКУ, в частности в ст. 44:
«Статья 44. Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности
44.1. Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта».
Определение первичного документа и учетного регистра приводится в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете от 24.05.1995 № 88:
Учетные регистры - это носители специального формата (бумажные, электронные) в виде ведомостей, ордеров, книг, журналов, машинограмм и т.п., предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировки и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету.
Первичные документы - это документы, созданные в письменной или электронной форме, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции.
Определение «первичного документа» также содержится в ст. 1 Закона Украины от 16.07.1999 № 996-XIV О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (далее - Закон № 996), где указано, что первичный документ - это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.
Согласно ст. 9 Закона № 996 первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания.
Чтобы быть доказательным и иметь юридическую силу, документ должен содержать обязательные реквизиты. Термин «реквизиты» происходит от лат. requisitum, что означает «нужно, необходимо». Обязательные реквизиты первичных документов определены в п. 2 ст. 9 Закона № 996, согласно которому первичные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:
Если в первичном документе нет какого-либо обязательного реквизита, такой документ недоказателен и не может быть основанием в бухгалтерском учете. Такие документы, как правило, являются причиной тщательного изучения органами проверки и контроля и наложения штрафных санкций.
В зависимости от характера операций в первичные документы могут быть внесены также дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия или лица; номер документа; основание для осуществления операции; данные о документе, удостоверяющем личность; другие дополнительные реквизиты.
К оформлению первичных бухгалтерских документов ставят следующие требования:
Первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Государственным комитетом статистики Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм.
Нотариус обязан хранить первичные документы в наряде 01-14 - «Первичные документы и приложения к ним», фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и стали основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых документах (кассовые, банковские документы, ордера, уведомления банков и переводные требования, выписки банков, корешки квитанций, банковских чековых книжек, нарядов на работу, акты о приемке, сдаче и списании имущества, материалов, квитанции и накладные по учету товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, авансовые отчеты и т.д.). Срок хранения наряда 01-14 составляет 3 года. Это требование полностью коррелируется с требованиями НКУ, в п. 44.3 ст. 44 которого указано:
44.3. Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления - с предусмотренного настоящим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.
В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в пункте 44.1 этой статьи, за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней, предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив.
За нарушение норм ст. 44 НКУ, то есть за необеспечение сроков хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотрен штраф в размере 510 грн., если такое нарушение было выявлено впервые, и 1020 грн . - если оно обнаружено повторно в течение года (п. 121.1 НКУ).
Однако наличие в делах нотариуса исключительно выписки с банковского счета нотариуса, которой подтверждается оплата какого-либо товара или услуги, и отсутствие первичного документа, подтверждающего собственно поставку этого товара (или предоставления услуги), вряд ли может быть бесспорным подтверждение понесенных нотариусом расходов, по причинам, изложенных выше.
Источник: http://dp.sfs.gov.ua/baner/podatkovi-...