Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Квартальная финотчетность: правила подачи и составления

13.03.2018 57364 0 9



С 1 января 2018 года вступила в силу новая редакция Закона № 996. Изменения коснулись и подачи финансовой отчетности. В консультации расскажем об основных правилах представления финотчетности, составленной согласно НП(С)БУ по итогам I квартала отчетного года.

Состав и формы финотчетности

Отчетным периодом для составления финотчетности является календарный год. Кроме того, как и раньше, предусмотрена подача промежуточной (квартальной) финотчетности по результатам I квартала, первого полугодия и девяти месяцев.

Назовем новшества-2018:

  • предприятие может установить другую периодичность составления финотчетности, закрепив такое решение в приказе об учетной политике (ч. 1 ст. 13 Закона № 996). Заметим, что вносить данное положение в учетную политику необязательно, если предприятие планирует составлять только годовую и промежуточную (квартальную) финотчетность;
  • по требованию пользователей показатели финотчетности могут быть пересчитаны в инвалюту (ст. 5 Закона № 996). Полагаем, что если предприятие будет делать такой пересчет на регулярной основе, то это следует зафиксировать в учетной политике, указав, для каких пользователей и в какой инвалюте будет составляться финотчетность.

Покажем в табл 1, кто, куда и в какие сроки должен подавать промежуточную финотчетность.

Таблица 1.
Порядок подачи промежуточной финотчетности за 2018 год


п / п

Категория юрлиц

 Финотчетность за І квартал 2018 года

Куда подается

состав

срок подачи

1

2

3

4

5

1

Крупные и средние предприятия – плательщики налога на прибыль

Формы № 1, № 2

Одновременно с декларацией по налогу на прибыль (п. 46.2 НК) не позднее 10 мая 2018 года

ГФС

Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419)

Органы Госстата

2

Малые предприятия и представительства нерезидентов – плательщики налога на прибыль микропредприятия*

Формы № 1-м, № 2-м

Одновременно с декларацией по налогу на прибыль (п. 46.2 НК) не позднее 10 мая 2018 года

ГФС

Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419)

Органы Госстата

3

Юрлица-единщики, субъекты малого предприни­мательства (СМП)**

Форма № 1-м,№ 2-м

Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419)

Органы Госстата

4

Юрлица-единщики, субъекты среднего предпринимательства

Формы № 1, № 2

* Субъектам микропредпринимательства придется подать финотчетность по итогам квартала (подробнее см. «Сдаем декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2018 года»).
** Единщики – СМП должны составлять Упрощенный финансовый отчет по формам № 1-мс и № 2-мс (пп. 2 п. 2 разд. I П(С)БУ 25). Однако такие формы составляются только по итогам года, поэтому на практике такие юрлица подают в органы Госстата формы № 1-м и № 2-м. Субъекты микропредпринимательства составляют Упрощенный финансовый отчет по формам № 1-мс и № 2-мс и подают его по итогам года (п. 2 Порядка № 419).

Как определить категорию юрлица

С 01.01.18 г. критерии разделения предприятий на микро-, малые, средние и крупные для целей применения Закона № 996 установлены п. 2 ст. 2 этого Закона (см. табл. 2). Однако в Порядке № 419, который определяет механизм подачи финотчетности, при упоминании категорий предприятий делается ссылка на нормы ХК. Считаем, что при подаче финотчетности за отчетные периоды 2018 года нужно ориентироваться именно на нормы Закона № 996. Тем более что согласно п. 4 разд. II Закона № 2164 в течение 6 месяцев нормы ХК в части категорий предприятий (ч. 3 ст. 55) должны быть приведены в соответствие с нормами Закона № 996.

Величина критериев на текущий год берется по данным финотчетности за предыдущий отчетный год (на 2018 год – по отчетности за 2017-й). Вновь созданные предприятия определяют свою категорию на дату подачи первой годовой финотчетности.

Имейте в виду, что для определения категории достаточно выполнения двух из приведенных в графах 3–5 табл. 2 критериев.

Таблица 2.
Классификация предприятий согласно Закону № 996

Категория предприятия

Непопадание в предыдущую категорию

Балансовая стоимость активов1, евро

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)2, евро

Средняя численность работников3, чел.

1

2

3

4

5

Микропредприятие

х

До350 тыс.5

До 700 тыс.

До 10

Малое

Не соответствует критериям для микропредприятий

До 4 млн

До 8 млн

До 50

Среднее

Не соответствует критериям для малых предприятий

До 20 млн

До 40 млн

До 250

Крупное

Не соответствует критериям для средних предприятий

Свыше 20 млн

Свыше 40 млн

Свыше 250

Под балансовой стоимостью активов имеется в виду валюта баланса (итог гр. 4 актива формы № 1, № 1-м или № 1-мс) за предыдущий отчетный год.
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это доход, определенный путем вычитания из дохода от реализации продукции, товаров, работ, услуг (в т. ч. платежей за аренду объектов инвестиционной недвижимости) предоставленных скидок, стоимости возвращенных ранее проданных товаров, доходов, которые по договорам принадлежат комитентам (принципалам и т. п.), суммы налогов и сборов (имеется в виду косвенных) (ч. 1 ст. 1 Закона № 996).
Средняя численность работников определяется согласно разд. 3 Инструкции № 286. В нее входят штатные работники предприятия, внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 3.1 Инструкции № 286).
Имеется в виду «до <...> включительно» (ст. 3 Директивы № 2013/34/ЕС Европейского парламента и совета от 26.06.13 г.).
Перевод из евро в гривни осуществляется по среднему за соответствующий период (год) курсу НБУ. Как рассчитать такой курс и где его взять, Минфин пока не разъяснил.

Ответственность за неподачу финотчетности

Неподача Госстату

За неподачу, несвоевременную или неполную подачу данных для государственных статистических наблюдений согласно ст. 1863 КУоАП налагается админштраф в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.), за повторное нарушение в течение года – от 15 до 25 НМДГ (от 255 до 425 грн.). Полномочия по его применению возложены на органы статистики (ст. 2443 КУоАП).

Госстат давно настаивает на применении штрафных санкций (см. Письмо Госкомстата от 01.11.01 г. № 16-1-67). По нашему мнению, они не должны применяться, так как финотчетность не является отчетно-статистической документацией, а составляется с учетом требований НП(С)БУ 1.

За неподачу и недостоверные сведения в финотчетности ст. 1642 КУоАП предусмотрен админштраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.), за повторное нарушение в течение года – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.). Этот штраф применяется Госаудитслужбой (ст. 2341 КУоАП). А ей подконтрольны только юрлица, перечисленные в ст. 2 Закона № 2939, – это бюджетные учреждения и предприятия, получающие финансирование из бюджета.

Неподача органам ГФС

Финотчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль и ее неотъемлемой частью (п. 46.2 НК). Информация о таких приложениях (и сами приложения) – обязательный реквизит декларации, без них она считается неподанной (п. 48.3, 48.7 НК).

За каждое непредставление (несвоевременное представление) декларации налагается штраф в размере 170 грн. Штраф за повторное нарушение в течение года составляет 1 020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление (п. 120.1 НК) (ОИР, категория 102.25). Админштрафы ГФС не применяет.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы