Квартальная финотчетность: правила подачи и составления
С 1 января 2018 года вступила в силу новая редакция Закона № 996. Изменения коснулись и подачи финансовой отчетности. В консультации расскажем об основных правилах представления финотчетности, составленной согласно НП(С)БУ по итогам I квартала отчетного года.
Состав и формы финотчетности
Отчетным периодом для составления финотчетности является календарный год. Кроме того, как и раньше, предусмотрена подача промежуточной (квартальной) финотчетности по результатам I квартала, первого полугодия и девяти месяцев.
Назовем новшества-2018:
- предприятие может установить другую периодичность составления финотчетности, закрепив такое решение в приказе об учетной политике (ч. 1 ст. 13 Закона № 996). Заметим, что вносить данное положение в учетную политику необязательно, если предприятие планирует составлять только годовую и промежуточную (квартальную) финотчетность;
- по требованию пользователей показатели финотчетности могут быть пересчитаны в инвалюту (ст. 5 Закона № 996). Полагаем, что если предприятие будет делать такой пересчет на регулярной основе, то это следует зафиксировать в учетной политике, указав, для каких пользователей и в какой инвалюте будет составляться финотчетность.
Покажем в табл 1, кто, куда и в какие сроки должен подавать промежуточную финотчетность.
Таблица 1.
Порядок подачи промежуточной финотчетности за 2018 год
№ |
Категория юрлиц |
Финотчетность за І квартал 2018 года |
Куда подается |
|
состав |
срок подачи |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Крупные и средние предприятия – плательщики налога на прибыль |
Одновременно с декларацией по налогу на прибыль (п. 46.2 НК) не позднее 10 мая 2018 года |
ГФС |
|
Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419) |
Органы Госстата |
|||
2 |
Малые предприятия и представительства нерезидентов – плательщики налога на прибыль микропредприятия* |
Одновременно с декларацией по налогу на прибыль (п. 46.2 НК) не позднее 10 мая 2018 года |
ГФС |
|
Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419) |
Органы Госстата |
|||
3 |
Юрлица-единщики, субъекты малого предпринимательства (СМП)** |
Форма № 1-м,№ 2-м |
Не позднее 25 апреля 2018 года (п. 5 Порядка № 419) |
Органы Госстата |
4 |
Юрлица-единщики, субъекты среднего предпринимательства |
Формы № 1, № 2 |
||
* Субъектам микропредпринимательства придется подать финотчетность по итогам квартала (подробнее см. «Сдаем декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2018 года»).
|
Как определить категорию юрлица
С 01.01.18 г. критерии разделения предприятий на микро-, малые, средние и крупные для целей применения Закона № 996 установлены п. 2 ст. 2 этого Закона (см. табл. 2). Однако в Порядке № 419, который определяет механизм подачи финотчетности, при упоминании категорий предприятий делается ссылка на нормы ХК. Считаем, что при подаче финотчетности за отчетные периоды 2018 года нужно ориентироваться именно на нормы Закона № 996. Тем более что согласно п. 4 разд. II Закона № 2164 в течение 6 месяцев нормы ХК в части категорий предприятий (ч. 3 ст. 55) должны быть приведены в соответствие с нормами Закона № 996.
Величина критериев на текущий год берется по данным финотчетности за предыдущий отчетный год (на 2018 год – по отчетности за 2017-й). Вновь созданные предприятия определяют свою категорию на дату подачи первой годовой финотчетности.
Имейте в виду, что для определения категории достаточно выполнения двух из приведенных в графах 3–5 табл. 2 критериев.
Таблица 2.
Классификация предприятий согласно Закону № 996
Категория предприятия |
Непопадание в предыдущую категорию |
Балансовая стоимость активов1, евро |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)2, евро |
Средняя численность работников3, чел. |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Микропредприятие |
х |
До4 350 тыс.5 |
До 700 тыс. |
До 10 |
Малое |
Не соответствует критериям для микропредприятий |
До 4 млн |
До 8 млн |
До 50 |
Среднее |
Не соответствует критериям для малых предприятий |
До 20 млн |
До 40 млн |
До 250 |
Крупное |
Не соответствует критериям для средних предприятий |
Свыше 20 млн |
Свыше 40 млн |
Свыше 250 |
1 Под балансовой стоимостью активов имеется в виду валюта баланса (итог гр. 4 актива формы № 1, № 1-м или № 1-мс) за предыдущий отчетный год.
|
Ответственность за неподачу финотчетности
Неподача Госстату
За неподачу, несвоевременную или неполную подачу данных для государственных статистических наблюдений согласно ст. 1863 КУоАП налагается админштраф в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.), за повторное нарушение в течение года – от 15 до 25 НМДГ (от 255 до 425 грн.). Полномочия по его применению возложены на органы статистики (ст. 2443 КУоАП).
Госстат давно настаивает на применении штрафных санкций (см. Письмо Госкомстата от 01.11.01 г. № 16-1-67). По нашему мнению, они не должны применяться, так как финотчетность не является отчетно-статистической документацией, а составляется с учетом требований НП(С)БУ 1.
За неподачу и недостоверные сведения в финотчетности ст. 1642 КУоАП предусмотрен админштраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.), за повторное нарушение в течение года – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.). Этот штраф применяется Госаудитслужбой (ст. 2341 КУоАП). А ей подконтрольны только юрлица, перечисленные в ст. 2 Закона № 2939, – это бюджетные учреждения и предприятия, получающие финансирование из бюджета.
Неподача органам ГФС
Финотчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль и ее неотъемлемой частью (п. 46.2 НК). Информация о таких приложениях (и сами приложения) – обязательный реквизит декларации, без них она считается неподанной (п. 48.3, 48.7 НК).
За каждое непредставление (несвоевременное представление) декларации налагается штраф в размере 170 грн. Штраф за повторное нарушение в течение года составляет 1 020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление (п. 120.1 НК) (ОИР, категория 102.25). Админштрафы ГФС не применяет.
Комментарии к материалу