Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Что выбрать: директ-костинг или абсорпшен-костинг и почему?



Директ-костинг (калькулирование по переменным расходам) прекрасно укладывается в логику анализа «затраты/прибыль/объем» и повсеместно применяется для составления управленческой отчетности. В моей практике абсолютно все предприятия, связанные с пищевой промышленностью, использовали этот метод.

Абсорпшен-костинг (метод полных расходов) тоже неплох. Концептуально есть определенная польза от того, что мы относим на продукт все затраты, чтобы сложить ему цену. Действуем по принципу «кост плюс», когда хотим знать полную себестоимость продукции. На мой взгляд, для управленческих целей это может хорошо работать в ситуациях очень стабильного и ритмичного производства, когда годами ничего особенно не меняется. Если же такого рода стабильности на предприятии не наблюдается (а в практике большинства украинских предприятий это так), тогда абсорпшен-костинг вносит колебания в оценку запасов и искажения в подсчет финансового результата. И финрезультат будет существенно зависеть от времени производства и продажи вышеупомянутых запасов.

Главным практическим преимуществом директ-костинга является то, что с цифрами, полученными на основе этого метода, довольно сложно поспорить. Ведь стоимость запасов подсчитана на основе переменных затрат, которые (как правило) легко увязать с конкретным продуктом.

А вот в случае применения абсорпшен-костинга в управленческой команде появляется возможность ставить под сомнение методы отнесения тех или иных косвенных затрат на каждый продукт, правильность выбора баз распределения и т. д. и т. п. А это открывает поле для дискуссий, которые часто не добавляют существенной ценности процессу управления, а просто отнимают у топ-менеджера время. Так что для управленческих целей, я уверен, стоит выбрать директ-костинг.

Добавлю, что с технической точки зрения вообще не имеет значения, какой метод выбрать. В эпоху компьютерных систем и автоматизированного учета всегда довольно легко получить отчеты, сделанные и одним и вторым методом (но, конечно же, для этого нужно сперва правильно организовать учет).

Об авторе: Дмитрий Горбачев – топ-менеджер, консультант. Занимается вопросами учета затрат и управления затратами с 1999 года.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
18.02.2025
Субаренда: кто должен ремонтировать имущество?
Передача имущества в субаренду – довольно распространенная практика. Таким образом, предприятия могут решить целый ряд вопросов: от использования новых возможностей для продвижения и развития своего бизнеса до покрытия финансовых убытков. К примеру, деятельность, которую субъект хозяйствования...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
01.05.2025
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Может ли сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, подать в электронном виде заявление о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска.  Сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, хочет подать в электронном виде заявление о предоставлении ем...
01.05.2025
Как подписать документ квалифицированной электронной подписью?
Рассмотрим, как на практике можно подписать электронный документ с помощью КЭП, не имея специальных программ, позволяющих это сделать. Субъекты хозяйствования с каждым днем все активнее используют в своей деятельности электронный документооборот. В частности, для обмена документами с контрагентами (...
Лучшие материалы