Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Что выбрать: директ-костинг или абсорпшен-костинг и почему?



Директ-костинг (калькулирование по переменным расходам) прекрасно укладывается в логику анализа «затраты/прибыль/объем» и повсеместно применяется для составления управленческой отчетности. В моей практике абсолютно все предприятия, связанные с пищевой промышленностью, использовали этот метод.

Абсорпшен-костинг (метод полных расходов) тоже неплох. Концептуально есть определенная польза от того, что мы относим на продукт все затраты, чтобы сложить ему цену. Действуем по принципу «кост плюс», когда хотим знать полную себестоимость продукции. На мой взгляд, для управленческих целей это может хорошо работать в ситуациях очень стабильного и ритмичного производства, когда годами ничего особенно не меняется. Если же такого рода стабильности на предприятии не наблюдается (а в практике большинства украинских предприятий это так), тогда абсорпшен-костинг вносит колебания в оценку запасов и искажения в подсчет финансового результата. И финрезультат будет существенно зависеть от времени производства и продажи вышеупомянутых запасов.

Главным практическим преимуществом директ-костинга является то, что с цифрами, полученными на основе этого метода, довольно сложно поспорить. Ведь стоимость запасов подсчитана на основе переменных затрат, которые (как правило) легко увязать с конкретным продуктом.

А вот в случае применения абсорпшен-костинга в управленческой команде появляется возможность ставить под сомнение методы отнесения тех или иных косвенных затрат на каждый продукт, правильность выбора баз распределения и т. д. и т. п. А это открывает поле для дискуссий, которые часто не добавляют существенной ценности процессу управления, а просто отнимают у топ-менеджера время. Так что для управленческих целей, я уверен, стоит выбрать директ-костинг.

Добавлю, что с технической точки зрения вообще не имеет значения, какой метод выбрать. В эпоху компьютерных систем и автоматизированного учета всегда довольно легко получить отчеты, сделанные и одним и вторым методом (но, конечно же, для этого нужно сперва правильно организовать учет).

Об авторе: Дмитрий Горбачев – топ-менеджер, консультант. Занимается вопросами учета затрат и управления затратами с 1999 года.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
18.06.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за апрель 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за апрель 2025 года. Приведены 6 интереснейших судебных решений. Эта информация поможет налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок, а значит, сэкономить время и деньги. Понимать – значит признать: мы видим не все, а ист...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
Новое
28.07.2025
Выплаты блогерам за рекламу: нюансы налогообложения
Сотрудничаете с блогерами? Имейте в виду, что у каждого формата оплаты – свои налоговые нюансы. Из статьи вы узнаете о порядке налогообложения бартера, выплат предпринимателю и физлицу за рекламу. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Блоге...
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
Лучшие материалы