Лимит кассы предприятия: обязательно ли его пересматривать?
12.02.2016 816 0 0
Как установить лимит кассы и когда его следует пересмотреть? Какая ответственность предусмотрена за то, что лимит не пересматривался?
Требования об установлении лимита кассы на предприятии предусмотрены пунктом 2.7 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г №637. Когда следует пересмотреть установленный лимит? Какая ответственность предусмотрена за то, что лимит не пересматривался?
Как установить лимит кассы?
Лимит кассы – это предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в кассе предприятия на конец рабочего дня (в нерабочее время). Как указано в пункте 5.2. Положения № 637, предприятие самостоятельно своим приказом устанавливает лимит остатка наличных в кассе предприятия. Для расчета лимита используются данные о среднедневных поступлениях наличных в кассу или среднедневной выдаче из нее наличных. Метод расчета определяется по решению руководителя и зависит от специфики работы предприятия, режима работы, сроков сдачи наличных в банк и прочих факторов. Вновь созданное предприятие или предприятие, которое решило заниматься новым видом деятельности, предусматривающим наличные расчеты, вправе установить лимит кассы на первые три месяца исходя из прогнозных объемов операций с наличными.
Согласно пункту 5.4 Положения № 637, лимит кассы может быть установлен:
- в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не более размера среднедневных поступлений наличных в кассу – для предприятий, у которых срок сдачи выручки – ежедневный или на следующий день после ее поступления в кассу;
- в зависимости от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более пятикратного размера среднедневных поступлений наличных – для предприятий, размещенных в населенных пунктах, где нет банков, со сроком сдачи выручки не реже одного раза в 5 дней;
- не более суммы среднедневной выдачи наличных — для предприятий, лимиты кассы которым устанавливается исходя из фактических расходов наличных (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов).
Предприятия, у которых соответствующий среднедневный показатель, рассчитанный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не превышает 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн), могут устанавливать лимит кассы в пределах 170 грн.
Если предприятие не установило лимит кассы, такой лимит считается нулевым.
Санкции за превышение лимита кассы
Если лимит кассы превышен, к предприятию применяются следующие санкции:
- административная ответственность за нарушение ведения кассовых операций (ст. 164-2 КоАП) – штрафная санкция в размере от 8 до 15 НМДГ (от 186 до 255 грн); при повторном (в течение года) нарушении – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн);
- финансовая ответственность (в соответствии с п. 1 Указа № 436) – в двукратном размере сумм обнаруженной сверхлимитной наличности.
Судебная практика
Существует практика проверок, в результате которых контролирующие органы пересчитывают установленный на предприятии лимит кассы и применяют двукратную санкцию к сумме «перелимита», полученной в результате их перерасчетов. В судах предприятиям удается отстоять свою позицию относительно правомерности применения именно самостоятельно установленного лимита кассы. В частности, в постановлении ВАСУ от 15.09.2014 г. № К/9991/53976/1 суд пришел к выводу, что предприятие может использовать лимит кассы, установленный в любой период работы.
Например, предприятие установило лимит кассы в 2005 году и использовало его в течение 5 лет. При проверке налоговая инспекция провела перерасчет лимита кассы и подсчитала сумму перелимита исходя из собственных расчетов, применила двукратную санкцию к «виртуальным» сверхлимитным остаткам. Высший административный суд в постановлении от 15.09.2014 г. № К/9991/53976/1 принял позицию предприятия.
Также следует учесть, что сверхлимитными могут считаться средства, которые внесены как выручка. В постановлении ВАСУ от 11.02.2015г. № К/800/66580/13 суд пришел к выводу, что наличные денежные средства, внесенные в кассу предприятия от физического лица как финансовая помощь, находились в кассе предприятия и впоследствии были выплачены на заработную плату, сверхлимитными не считаются.
Другой пример: предприятие приняло в кассу от физического лица возвратную финансовую помощь, которую позднее использовало для выплаты заработной платы. При проверке контролирующие органы посчитали сумму финансовой помощи в составе сверхлимитных остатков и насчитали финансовые санкции. Суд пришел к выводу, что финансовая помощь не может учитываться при расчете сверхлимитных остатков, так как не является выручкой. (Постановление ВАСУ от 11.02.2015 г. № К/800/66580/13).
Читайте також аналітичну статтю "Касова дисципліна: що буде суб’єкту господарювання у разі її порушення"
ДЖерело: https://news.dtkt.ua/ua/state/cash-ha...
Коментарі до матеріалу