Кто и как тратит деньги, которые мы зарабатываем
30.11.2015 83 0 0
Чтобы оценить важность налоговой реформы, важно понять, что она значит для каждого украинца. Налоги — это источник наполнения бюджета и Пенсионного фонда.
Это значит, что с каждой заработанной гривны часть мы отдаем государству, и это позволяет содержать пенсионеров, депутатов, депутатов-пенсионеров, вести войну, строить дороги и платить учителям.
Итак, с каждых 100 гривень заработной платы среднестатистического украинца около 41 гривни сразу уходят в виде Единого социального взноса в Пенсионный фонд и фонды социального страхования: в стране 13 млн пенсионеров, и их нужно содержать. Еще 15 грн — налог на доходы, из них 10 уходят в местный бюджет и 5 грн — в государственный. Еще 1,50 грн с каждой сотни мы отдаем на оборону.
Остается 42,5 гривни, которые мы и получаем в виде заработной платы. По данным Госстата, 92% доходов украинцы тратят и 8% — откладывают. Но все отложенные деньги будут рано или поздно потрачены, или просто пропадут. Со всего, что мы тратим, покупая товары и услуги, мы еще 20% мы отдаем государству в форме НДС. Даже если мы покупаем что-то у неплательщика НДС — где-то этот налог все-таки должен был быть уплачен, например, при импорте. Так что отнимаем еще 8,50 грн (20% от 42,5). Получается, что тратим на себя мы 34 грн с каждого заработанного Тараса Шевченко.
На самом деле, эта схема отражает идеальную для государства картину, когда все законы соблюдаются, а ненавистной правительству "упрощенкой" никто не пользуется. В реальности производители/поставщики товаров и услуг всячески стараются построить свой бизнес так, чтобы заплатить меньше. Это делается как законными путями — с помощью упрощенной системы налогообложения и с помощью стран, в которых налоги более гуманны, — так и незаконными — с помощью контрабанды, фиктивных сделок, и неучтенной налички. Сэкономленные на налогах деньги можно раздать работникам в виде "черной зарплаты", с которой уже не платятся налоги. Все это позволяет украинцам тратить на себя немного больше, чем отдавать Родине. По оценкам Министерства экономического развития, экономика Украины примерно на 65% живет своей жизнью вне учета и контроля, поэтому государство у нас бедное, а все работающие граждане — преступники.
С целью вернуть эти суммы в систему, Парламент предлагает сократить ставки налогов, чтобы с сотни "на себя" оставалось, грубо говоря, 60 грн, а не 34. Это, в свою очередь, позволило бы людям больше тратить, а производителям больше производить. Но главный кредитор Украины, Международный валютный фонд не позволяет тратить больше, чем было собрано налогов, и это логично. Значит, нужно где-то меньше тратить, даже для того, чтобы оставить хотя бы 48 грн, как предлагает Минфин в своей концепции налоговой реформы "все по 20%". В зависимости от того, до какого предела снизят налоги, это лишит бюджет 130 или 82 млрд гривень, плюс к тем 70 млрд, которых уже и так не хватает.
С каждой сотни, попадающей непосредственно в государственный бюджет, мы отдаем 28 гривень на неприкосновенные вещи — 14 грн на безопасность и оборону, и столько же на обслуживание госдолга. Меньше эта сумма никак не станет, пока не закончится война и долги.
Из каждых ста гривень в бюджете 24 опять идут на пенсионеров — средств ПФ на всех не хватает. Эти деньги тратятся, прежде всего, на тех, кто не наработал за всю жизнь на минимальную пенсию, или не платил достаточно взносов — государство их "дотягивает" до прожиточного минимума. Сюда же относятся выплаты на рождение детей, поддержка бойцов АТО и их семей, и другие акты государственного человеколюбия. Для того, чтобы сократить расходы, Министерство финансов планирует, как минимум, посчитать тех, кого мы содержим — кто из них жив, кто реально воевал, кто ликвидировал аварию на ЧАЭС, и кому на самом деле нужны деньги.
Еще 15 грн уходит на образование. И тратятся они не слишком эффективно — потому что, с одной стороны, есть сельские школы, в которых учится по 5 человек в классе, с другой стороны — родительские собрания уже давно собираются не для разбора полетов учеников, а для сбора денег "на потребности класса" . Это еще один скрытый налог для всех, у кого есть дети. Сюда же относятся расходы на студентов-бюджетников, которых набирают по госсзаказу, который ни на чем не основан, и на Академии наук, которые занимаются неприменимыми к жизни исследованиями. Кабмин предложил давать деньги не ВУЗам, а студентам, чтобы они сами решали, куда идти учиться. Тогда, возможно, мы бы не оплачивали из своего кармана обучение сотен "юристов" в Инязе.
Такая же ситуация с медициной — она бесплатна, но фактически не обеспечивает наших потребностей. Деньги из бюджета выделяются на койко-место, поэтому койко-мест много, а сервиса нет. Врачи всегда рассчитывают на частную благодарность, в бесплатных больницах при поступлении пациент получает платежку на пару сотен гривень "благотворительного взноса", а потом идет в аптеку покупать себе лекарства. Тем временем в МОЗ каждый месяц решают, кому закупить лекарства — "туберкулезникам", или "сердечникам": кто еще поживет, а кому не повезло. И наши 8,60 грн с каждой "бюджетной" сотни растворяются в этом болоте. Для начала правительство предлагает выделять деньги не на место, а на предоставляемые услуги, а так же дать клиникам больше финансовой независимости, но людей, которые хорошо наживаются на болоте слишком много, и они слишком хорошо сопротивляются.
Около 3 гривень из 100 бюджет тратит на коммунальные услуги. Само слово "коммунальный" означает "свойственный низшей административно-территориальной единице", то есть "общинный", "муниципальный". Это расходы, которые по природе своей не могут ложиться на госбюджет. Эти расходы состоят из субсидий для населения и дотаций местным бюджетам, потому что ни населению, ни общинам не хватает денег на тепло, электричество и водоснабжение. Некоторые депутаты пытаются нас убедить в том, что проблема в слишком высоких тарифах, но с тарифами все нормально, проблема в том, что у людей мало денег. А денег мало, потому, что с заработанной сотни нам оставили 34 гривни, а не 60.
То же самое с государственными дотациями в местные бюджеты на всевозможные льготы — ведь проезд в транспорте и связь — не бесплатные, просто за тех кто не платит, платим мы все. Но самое страшное, что никто не знает, сколько на самом деле этих льготников, пользуются ли они транспортом, и существуют ли вообще в природе.
Больше 13 гривень идет на обеспечение экономической активности государства. По определению, сюда входит содержание работников госсектора, приобретение товаров и услуг для обеспечения их работы, текущие расходы и государственные инвестиции. В теории государственных финансов, рост государственных расходов должен вести к росту доходов — в виде прибылей госпредприятий и налоговых поступлений. В Украине затраты на госпредприятия, почему-то, летят в пропасть. Из 3340 госпредприятий реально работают 1829, а остальные просто существуют, при чем на наши деньги.
В прошлом году крупнейшие госпредприятия получили совокупный убыток в размере 116,6 млрд гривень. Из них 88,4 млрд — убыток НАК "Нафтогаз". В Кабмине подсчитали, что если продать лишнее (перестать кидать деньги в пропасть) и правильно управлять тем, что останется — это сэкономит нам около 2 гривень с каждой сотни в бюджете.
С этой же целью правительство предлагает сократить количество госорганов и работающих в них чиновников. Недавно премьер-министр озвучил предложение объединить Министерство аграрной политики с министерством экологии, министерство регионального развития разделить между МВД и Мининфраструктуры, а Минкульт, Минздрав и Минспорта слить воедино. Аналогичные процессы происходят и на других уровнях — ведомства объединяются и ликвидируются.
Результатом всех этих усилий должно стать сокращение государственных расходов с 37,5% ВВП (на 2015 год) до 33,5%. Их можно было бы сократить и больше, если бы депутаты поддерживали соответствующие законопроекты: по реформе образования, медицины, управления госпредприятиями, госслужбы, по дерегуляции и приватизации. Снижать налоги, возможно, было бы гораздо проще.
Источник: domik.ua
Коментарі до матеріалу