Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Жилищная реформа: кто и на каких условиях сможет пользоваться служебным жильем

22.08.2025

В Украине хотят создать Единый государственный реестр служебного жилья, а предоставлять его исключительно временно и только тем гражданам, которые в этом действительно нуждаются, – работникам соответствующих сфер и предприятий, которые собственного жилья не имеют или оно расположено далеко от места их работы.

Из-за того, что в Украине в результате приватизации фактически разрушена система служебного жилья – одного из ключевых инструментов привлечения и удержания кадров в госсекторе и бюджетной сфере, оно стало фикцией. Создание соответствующего реестра и предоставление такому жилью другого статуса должно исправить эту ситуацию. Все это предусмотрено соответствующим законопроектом, уже прошедшим первое чтение.

Об этом сообщила глава Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк.

По ее словам, решить эту проблему призван законопроект № 12377, который возобновляет государственный контроль, исключает возможность злоупотребления и возвращает служебному жилью его первоначальную функцию – временного обеспечения тех, кто работает в интересах государства. Законопроект уже прошел первое чтение и готовится ко второму. Окончательно принять его планируют до конца текущего года.

«В Украине продолжает действовать Жилищный кодекс 1983 года, согласно которому служебное жилье должно было предоставляться как временное работникам бюджетной сферы без права приватизации. Это был понятный и справедливый подход – человек приезжал на работу в другой город – ему предоставляли служебную квартиру. Уволился – жилье возвращалось в фонд и передавалось следующему работнику», – объяснила Шуляк, ссылаясь на данные аналитического отчета, подготовленного «Институтом жилья».

Она отметила, что, в отличие от действующего Жилищного кодекса, ситуация в сфере служебного жилья коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Утрата связей с бывшими советскими республиками, новые принципы построения экономики в процессе внедрения рыночных инструментов первой половины 90-х годов ХХ века привели к реорганизации и даже закрытию многих государственных предприятий, которые имели свой жилищный фонд – «ведомственный». Этот процесс активизировался с принятием Закона от 03.03.1998 г. № 147/98-ВР «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности».

Им предполагалось, что передача в коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов объектов жилого фонда и социально-культурного назначения, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и организаций, осуществляется с учетом требований Законов от 19.06.1992 № 2482-ХІІ «О приватизации государственного жилищного фонда», от 04.03.1992 № 2163-XII «О приватизации государственного имущества», других законов, устанавливающих особенности передачи указанных объектов.

«Именно поэтому фонд служебного жилья, из которого оно могло бы предоставляться по назначению и не в собственность, мы фактически потеряли и сегодня и приблизительно не знаем, сколько в Украине осталось служебного жилья. Нет единого реестра. Нет унифицированных правил, кто и на каких условиях имеет право на это жилье. Этот инструмент утрачен», – объяснила нардеп.

По словам Шуляк, пока на местах нет инструментов для проверки реальной потребности в служебном жилье, нет обязательной проверки жилищных условий, доходов или другой собственности потенциального получателя. Именно поэтому сегодня служебные квартиры попадают к тем, кто в них не имеет насущной потребности.

Как следствие, учреждение теряет ресурс для привлечения новых работников, не имеющих жилья, но действительно в нем нуждающихся. В то же время жилье, которое должно оставаться в обороте, выводится из фонда и его уже невозможно вернуть. Пополнения же фонда не происходит, ведь местные власти или предприятия не имеют мотивации вкладываться в новое служебное жилье, которое впоследствии может быть приватизировано.

По данным Института жилья, проблема усугубляется и потому, что служебное жилье часто не отвечает никаким техническим критериям. Его юридический статус не закреплен в государственных реестрах, техническая документация отсутствует или устарела, а механизмы контроля не работают. Из-за отсутствия единой системы администрирования даже сложно оценить масштаб злоупотреблений.

«Служебное жилье должно быть четко определено – с фиксированным статусом, условиями предоставления, запретом приватизации и едиными правилами. И главное – вся информация должна быть в едином государственном реестре», – акцентировала Елена Шуляк.

Именно эти изменения предусматривает законопроект № 12377. Документ предлагает ввести единую систему учета служебного жилья, создать четкие критерии для его предоставления, ввести запрет на приватизацию, унифицировать условия пользования и определить ответственных за администрирование фонда.

Законопроект также предусматривает установление предохранителей против искусственного изменения статуса жилья. Любое изменение должно фиксироваться в реестре и проходить через определенную процедуру, исключающую ручные решения. Кроме того, предусматривается создание электронной платформы для администрирования, позволяющей гражданам отслеживать наличие служебного жилья в общинах и прозрачность его распределения.

«Мы не можем позволить, чтобы служебное жилье, которое должно быть инструментом помощи тем, кто работает для государства, становилось очередным источником теневой приватизации. Этот инструмент – довольно удачная поощрительная мера, и за исключением некоторых рудиментов, которые остались еще с советских времен и уже современных «подводных камней», является достаточно простым и понятным механизмом поддержки работника, в котором территориальная община или то или иное предприятие/учреждение/организация заинтересованы как в специалисте», – резюмировала Елена Шуляк.

«Слуга Народа»

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
30.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказ от 11.09.2025) С 27 сентября изменяются правила регистрации НН: разъяснения ГНС Изменения в бронировании: что предусмотрено в Программе деятельности КМУ Для ФЛП и самозанятых – нов...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
02.10.2025
«Шаг» вместо «копейки»: в Верховную Раду подан законопроект
«Копейку» заменят на «шаг»? Что будет со старыми номиналами денег? Больше по теме: Округление суммы наличных операций по арендной плате   В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 14093 о переименовании названия разменной монеты «копейка» в «шаг...
02.10.2025
Планируют изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ
Министерство финансов обнародовало изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Рассмотрим, что предлагают в ведомстве. Больше по теме: Предприниматель на общей системе не осуществляет деятельность: нужно ли ему...
02.10.2025
Минфин обнародовал изменения к Справке о поданной декларации об имущественном состоянии
Министерство финансов предлагает внести изменения в форму справки о представленной декларации об имущественном состоянии и доходах (об уплате или отсутствии налоговых обязательств) и Порядок оформления и выдачи справки о представленной декларации об имущественном состоянии и доходах (об уплате ...
Лучшие материалы