Установлены новые требования к госрегистратору
Читайте по теме:
В приказ Минюста от 31.12.15 г. № 2790/5 «Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора» (далее – Приказ № 2790/5), которым, в частности, установлены квалификационные требования к должности государственного регистратора, внесены изменения.
Напомним, что речь идет о лицах, которые осуществляют свою деятельность согласно Законам:
- от 15.05.03 г. № 755-ІV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755);
- от 01.07.04 г. № 1952-ІV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952).
Государственная регистрация, в частности, осуществляется:
1) согласно ст. 2 Закона № 1952:
- лицом, за которым закреплен лицевой счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо, которым проводится госрегистрация права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения и т. п.;
- органами госвласти, их должностными лицами, когда речь идет о регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения вещных прав;
- органами местного самоуправления (далее – ОМС) – в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
2) согласно ст. 1 Закона № 755:
- государственным регистратором, который состоит в трудовых отношениях с субъектом госрегистрации, если речь идет о регистрации юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований;
- госорганом – в случае представления документов для госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя в связи с его смертью, признания без вести пропавшим или объявленным умершим;
- исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе госадминистрациями – в случае госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей.
Обращаем внимание, что исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов приобретают полномочия относительно осуществления госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей согласно Закону № 755, только если соответствующим советом принято такое решение.
Конечно, основные требования к госрегистраторам установлены законодательством. Так, согласно ст. 10 Закона № 1952 госрегистратор – это гражданин с высшим образованием по специальности «правоведение», который соответствует квалификационным требованиям, установленным Минюстом, и находится в трудовых отношениях с субъектом госрегистрации прав. Также им может быть государственный исполнитель, если речь идет о наложении/снятии ареста на недвижимое имущество во время принудительного исполнения решений.
Отметим: Законами № 755 и № 1952 установлены запреты в принятии регистратором решений о госрегистрации прав на свое имя, на имя своего мужа (жены), его (ее) и своих родственников, субъекта хозяйствования, учредителем (участником) которого он является, а также относительно субъекта, с которым он находится в трудовых отношениях.
Исключением является абзац второй ч. 2 ст. 10 Закона № 1952, предусматривающий осуществление своих непосредственных обязанностей госрегистратором, который состоит в трудовых отношениях с исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской, Севастопольской городскими, районными, районными в г. Киеве и Севастополе госадминистрациями, относительно регистрации права на государственное и/или коммунальное имущество, их обременений.
Основные полномочия и выполняемые функции госрегистратора определены ст. 10 Закона № 1952 и ст. 6 Закона № 755.
Вмешательство в деятельность госрегистратора каких-либо органов власти, их должностных лиц, юрлиц, граждан и их объединений прямо упомянутыми Законами запрещено.
Обращаем внимание на эти особенности потому, что согласно Приказу № 2790/5 определяются квалификационные требования к должности госрегистратора, кроме тех, которые уже предусмотрены Законами № 755 и № 1952.
Отныне требования к госрегистратору, определенные Приказом № 2790/5, иные.
Поскольку приказ НАГС от 13.09.11 г. № 11, которым был утвержден Справочник типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утратил силу (см. приказ НАГС от 11.07.17 г. № 147), ссылка на этот документ сейчас изъята.
Важно и то, что отныне лицо, которое будет выполнять полномочия госрегистратора, должно соответствовать требованиям, установленным Законами от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» и от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».
Более жесткими стали и требования к стажу, то есть у лица должен быть стаж работы в сфере права не менее чем 3 года или на должности госрегистратора либо выполнения функций госрегистратора не менее чем 1 год. Раньше достаточно было стажа работы по специальности на госслужбе на должности не ниже ведущего специалиста не менее чем 1 год или стажа работы в других сферах управления не менее чем 3 года.
Удивительно, но по некоторым непонятным причинам от этого лица сейчас не требуется свободное владение государственным языком – ведь это не согласовывается с принципами, определенными Конституцией и украиноязычным законодательством.
Поэтому советуем работодателям привести должностные инструкции госрегистраторов в соответствие с измененными нормами Приказа № 2790/5. Очень важно соблюдение новых требований относительно образования, стажа и т. п. также во время оформления трудовых отношений с лицами, являющимися кандидатами на должности, по которым будет осуществляться функция госрегистрации. Относительно лиц, которые согласно законодательству принимаются на службу путем конкурсного отбора после вступления в силу изменений в этот Приказ, то их нужно уведомить в установленном порядке о новых требованиях.
Приказ Минюста от 04.11.19 г. № 3388/5 вступил в силу с 08.11.19 г. («Офіційний вісник України» от 08.11.19 г. № 86).
Комментарии к материалу