Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Установлены новые требования к госрегистратору

13.11.2019

В приказ Минюста от 31.12.15 г. № 2790/5 «Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора» (далее – Приказ № 2790/5), которым, в частности, установлены квалификационные требования к должности государственного регистратора, внесены изменения.

Напомним, что речь идет о лицах, которые осуществляют свою деятельность согласно Законам:

  • от 15.05.03 г. № 755-ІV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755);
  • от 01.07.04 г. № 1952-ІV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952).

Государственная регистрация, в частности, осуществляется:

1) согласно ст. 2 Закона № 1952:

  • лицом, за которым закреплен лицевой счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо, которым проводится госрегистрация права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения и т. п.;
  • органами госвласти, их должностными лицами, когда речь идет о регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения вещных прав; 
  • органами местного самоуправления (далее – ОМС) – в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;

2) согласно ст. 1 Закона № 755:

  • государственным регистратором, который состоит в трудовых отношениях с субъектом госрегистрации, если речь идет о регистрации юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований;
  • госорганом – в случае представления документов для госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя в связи с его смертью, признания без вести пропавшим или объявленным умершим;
  • исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе госадминистрациями – в случае госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей.

Обращаем внимание, что исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов приобретают полномочия относительно осуществления госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей согласно Закону № 755, только если соответствующим советом принято такое решение.

Конечно, основные требования к госрегистраторам установлены законодательством. Так, согласно ст. 10 Закона № 1952 госрегистратор – это гражданин с высшим образованием по специальности «правоведение», который соответствует квалификационным требованиям, установленным Минюстом, и находится в трудовых отношениях с субъектом госрегистрации прав. Также им может быть государственный исполнитель, если речь идет о наложении/снятии ареста на недвижимое имущество во время принудительного исполнения решений.

Отметим: Законами № 755 и № 1952 установлены запреты в принятии регистратором решений о госрегистрации прав на свое имя, на имя своего мужа (жены), его (ее) и своих родственников, субъекта хозяйствования, учредителем (участником) которого он является, а также относительно субъекта, с которым он находится в трудовых отношениях.

Исключением является абзац второй ч. 2 ст. 10 Закона № 1952, предусматривающий осуществление своих непосредственных обязанностей госрегистратором, который состоит в трудовых отношениях с исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской, Севастопольской городскими, районными, районными в г. Киеве и Севастополе госадминистрациями, относительно регистрации права на государственное и/или коммунальное имущество, их обременений.

Основные полномочия и выполняемые функции госрегистратора определены ст. 10 Закона № 1952 и ст. 6 Закона № 755. 

Вмешательство в деятельность госрегистратора каких-либо органов власти, их должностных лиц, юрлиц, граждан и их объединений прямо упомянутыми Законами запрещено.

Обращаем внимание на эти особенности потому, что согласно Приказу № 2790/5 определяются квалификационные требования к должности госрегистратора, кроме тех, которые уже предусмотрены Законами № 755 и № 1952.

Отныне требования к госрегистратору, определенные Приказом № 2790/5, иные.

Поскольку приказ НАГС от 13.09.11 г. № 11, которым был утвержден Справочник типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утратил силу (см. приказ НАГС от 11.07.17 г. № 147), ссылка на этот документ сейчас изъята. 

Важно и то, что отныне лицо, которое будет выполнять полномочия госрегистратора, должно соответствовать требованиям, установленным Законами от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» и от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».

Более жесткими стали и требования к стажу, то есть у лица должен быть стаж работы в сфере права не менее чем 3 года или на должности госрегистратора либо выполнения функций госрегистратора не менее чем 1 год. Раньше достаточно было стажа работы по специальности на госслужбе на должности не ниже ведущего специалиста не менее чем 1 год или стажа работы в других сферах управления не менее чем 3 года.

Удивительно, но по некоторым непонятным причинам от этого лица сейчас не требуется свободное владение государственным языком – ведь это не согласовывается с принципами, определенными Конституцией и украиноязычным законодательством.

Поэтому советуем работодателям привести должностные инструкции госрегистраторов в соответствие с измененными нормами Приказа № 2790/5. Очень важно соблюдение новых требований относительно образования, стажа и т. п. также во время оформления трудовых отношений с лицами, являющимися кандидатами на должности, по которым будет осуществляться функция госрегистрации. Относительно лиц, которые согласно законодательству принимаются на службу путем конкурсного отбора после вступления в силу изменений в этот Приказ, то их нужно уведомить в установленном порядке о новых требованиях.

Приказ Минюста от 04.11.19 г. № 3388/5 вступил в силу с 08.11.19 г. («Офіційний вісник України» от 08.11.19 г. № 86).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
23.10.2025
С какой даты должен применяться Национальный перечень отходов: проект постановления
Минэкономики обнародовало проект постановления КМУ об уплате экологического налога за захоронение отходов. Какие изменения предполагаются? Больше по теме: Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин? Как вести учет отходов на предприятии Целью п...
23.10.2025
Обнародованы изменения к Закону об охране труда
Гоструда разработаны изменения к законодательству по охране труда. Что именно предлагает изменить ведомство? Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Инструкция по охране труда для студентов, проходящих производственную практику СПО объединений профсоюзов на своей странице о...
23.10.2025
Верховная Рада 22 октября приняла три проекта законов
Ознакомьтесь с новыми законопроектами, принятыми за основу Верховной Радой, о деятельности Военного омбудсмана, социальной защите военнослужащих базовой военной службы и уточнении правового регулирования вопросов прохождения военной службы сотрудниками разведывательных органов Украины. Приняты за ос...
Лучшие материалы