Для повышения правовой осведомленности общества и во избежание возможных вопросов в будущем Минюст этой публикацией сообщает правовую позицию в связи с введением в действие 28 августа 2025 года Закона от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организаций» (далее – Закон № 4196), в результате чего Хозяйственный кодекс (далее – ХК) утратит силу.
Безусловно, отказ от основополагающего законодательного акта, два десятилетия регламентировавшего сферу хозяйствования в Украине, вызывает у бизнес-сообщества много вопросов и в целом беспокойство относительно сохранения полноты правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Новое всегда настораживает, а иногда пугает.
В то же время с введением в действие Закона начинается трехлетний переходный период как своеобразный «мягкий старт» реформы.
Поэтому Минюст видит необходимым максимально понятно разъяснить содержание реформы.
Следует отметить, что в течение первых шести месяцев переходного периода субъекты управления объектами государственной собственности должны принять решение о преобразовании государственных предприятий в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
Если такое решение не будет принято в установленный срок, Правительство принимает решение о передаче единого имущественного комплекса соответствующего государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества Украины.
Фонд государственного имущества в течение года со дня оформления передачи принимает решение о прекращении предприятия или приватизации его единого имущественного комплекса.
Кроме того, Закон предусматривает реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, которые до принятия составляли основу правового режима имущества субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.
После завершения реформ правовой режим имущества таких субъектов составит право собственности или узуфрукт государственного имущества (личное бесплатное владение и пользование).
Также следует отметить, что реформа коснется и предприятий коммунальной и частной форм собственности, организационно-правовые формы которых должны претерпеть изменения.
Со дня введения в действие Закона запрещается создание юридических лиц в организационно-правовых формах государственного предприятия (государственного коммерческого предприятия, государственного некоммерческого предприятия, казенного предприятия), коммунального предприятия (коммунального коммерческого предприятия, коммунального некоммерческого предприятия), совместного коммунального предприятия, частного предприятия, иностранного предприятия, дочернего предприятия, предприятия объединения граждан (религиозная организация, профсоюзы), предприятия потребительской кооперации.
Через три года со дня введения в действие Закона запрещается внесение изменений в сведения о государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме:
Отметим, что значительная часть положений ХК либо дублирует нормы специальных законов, либо являются устаревшими и утратившими свою ценность.
Учитывая, что соответствующие сферы правового регулирования общественных отношений скомпонованы в ХК в главы, считаем необходимым предоставить краткий обзор по каждой главе в свете приведенной реформы:
В части государственного регулирования государственного заказа (ст. 13) следует иметь в виду, что Закон от 22.12.1995 № 493/95-ВР «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд», утратил силу в связи с принятием Закона от 10.04.2014 № 1197-VII «О государственных закупках», который, в свою очередь, утратил силу в связи с принятием Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922).
При этом ч. 8 ст. 3 Закона № 922 предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки, определенных настоящим Законом, устанавливаются отдельными законами для таких товаров, работ и услуг, в частности, услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовки кадров (последипломное образование) по государственному заказу.
Такими специальными законами являются, например, Законы от 17.07.2020 № 808-IX «Об оборонных закупках», от 20.11.2012 № 5499-VI «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров»;
Закон № 4196 в целом предусматривает реформирование организационно-правовых форм юридических лиц и, в частности, изъятие из правового поля украинского законодательства такой организационно-правовой формы как «предприятие», в связи с чем нормы указанных глав, посвященные регулированию этих организационно-правовых форм юридических лиц, не будут иметь отдельного предмета регулирования, а следовательно, утратят актуальность.
Вместе с тем, на переходный период, предусмотренный Законом № 4196 для реформирования организационно-правовых форм юридических лиц (три года), текущая хозяйственная деятельность предприятий может быть продлена и будет основываться на нормах настоящего Закона.
Следует учитывать, что Законом № 4196 установлен запрет государственной регистрации новых юридических лиц в организационно-правовых формах, определенных в ст. 1 Закона, внесение изменений в любые сведения о действующих государственных предприятиях (государственные коммерческие предприятия, казенные предприятия), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме изменений к сведениям, предусмотренным ч. 2 ст. 13 Закона № 4196 .
В связи с этим Закон № 4196 для создания правовых условий деятельности предприятий в переходный период частично продублировал в себе нормы вышеприведенных глав, а также предусмотрел включение норм этих глав ХК в Законы от 21.09.2006 № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» (далее – Закон № 185) (относительно государственных предприятий), от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (относительно коммунальных предприятий) (далее – Законы № 185, № 280).
Таким образом, до приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями Закона № 4196 предприятия руководствуются общими положениями ГК о деятельности юридических лиц, нормами Закона № 4196, Законов № 185, № 280;
В то время как в части регулирования отношений относительно образования и деятельности обществ, основанных частными субъектами, следует обращаться к специальным законам, например к Закону от 27.07.2022 № 2465-IX «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 2465) и Закону от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № № 2275);
Так, понятие ущерба приведено в ст. 22 ГК. В свою очередь ст. 623 ГК урегулированы общие основы возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательства, определение размера ущерба. Кроме того, в части выполнения обязательства по возмещению ущерба солидарными должниками следует обратиться к ст. 541–544 ГК, а относительно применения должником регрессивных требований – к ст. 544 ГК. Урегулированию ответственности за нарушение денежного обязательства посвящена ст. 625 ГК;
Так, понятие неустойки (штраф, пеня) и порядок ее применения в отношениях урегулированы статьями 549–552 ГК. В свою очередь, соотношение ущерба и неустойки при нарушении обязательства оговорены в ст. 624 ГК;
Учитывая, что в соответствии с положениями ст. 236–237 ХК основным документом, который должен определять виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, юридические лица могут предусмотреть применение соответствующих оперативно-хозяйственных санкций в договорах, руководствуясь общими положениями ст. 611, 615, 627, 628 ГК относительно установления отдельных видов обеспечения исполнения обязательств;
В то же время в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.
Статьей 1 Закона № 959 предусмотрено, что специальная экономическая зона – это территория, в пределах которой соответствующим законом устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок применения и действия законодательства Украины.
Общие положения образования особых экономических зон установлены ст. 24 и 25 настоящего Закона.
Также необходимо обратить внимание и на то, что согласно ч. 1 ст. 70 и ч. 1 ст. 130 Таможенного кодекса с целью применения законодательства Украины по вопросам таможенного дела вводится такой таможенный режим, как свободная таможенная зона.
Итак, общие основы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон урегулированы Конституцией Украины, Таможенным кодексом и Законом № 959;
Также следует обратить внимание на положения, которые утратят силу вместе с ХК, и не нашедшие своего прямого отражения в других законах, однако их отсутствие в полной мере компенсируется системой других правовых предписаний.
1. Частями 2–4 ст. 64 ХК предусмотрено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.
Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.
В ГК отношениям по созданию обособленных подразделений юридического лица посвящена ст. 95 «Филиалы и представительства».
Однако анализ ГК не выявил положений, регулирующих отношения в целом относительно утверждения структуры юридического лица и, в частности, выделения структурных подразделений в его структуре.
Вместе с тем согласно положениям ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.
В аспекте вышеприведенных норм следует констатировать, что ст. 64 ХК также отсылает к учредительному документу по вопросам регулирования деятельности структурных подразделений юридического лица.
Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения по созданию и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.
Так, ст. 71 Закона № 2465 включает в компетенцию наблюдательного совета акционерного общества решение вопросов о создании, реорганизации и/или ликвидации структурных и/или обособленных подразделений общества, кроме случаев, когда по решению наблюдательного совета решение указанных вопросов делегировано исполнительному органу общества.
Подводя итоги, в части формирования структуры юридического лица, его разделения на структурные и обособленные подразделения следует обращаться в первую очередь к учредительным документам юридического лица, положениям о подразделениях, утвержденных органами управления юридического лица согласно их компетенции.
2. Частью 5 ст. 65 ХК установлено, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».
Вместе с тем следует обратиться к общим принципам ГК в главе 17 «Представительство».
В соответствии с ч. 3 ст. 237 ГК представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.
Также в соответствии со ст. 244 ГК представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица. Доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В свою очередь в соответствии с положениями ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.
Учитывая приведенное, положение о представлении юридического лица его руководителем без доверенности может быть определено в учредительном документе юридического лица.
Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения создания и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 82 Закона № 2465 предусмотрено, что председатель коллегиального исполнительного органа имеет право без доверенности действовать от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, в частности представлять интересы общества, совершать сделки от имени общества, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Другой член коллегиального исполнительного органа также может быть наделен такими полномочиями, если это предусмотрено уставом акционерного общества.
Устав акционерного общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.
В соответствии с ч. 10 ст. 39 Закона № 2275 единоличный исполнительный орган общества или председатель коллегиального исполнительного органа общества может действовать от имени общества без доверенности. Устав общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.
Следует констатировать, что даже вышеприведенные статьи Законов № 2465 и № 2275 обуславливают, в первую очередь, учредительный документ (устав) общества как акт, в котором должно быть закреплено право руководителя или другого члена исполнительного органа общества действовать от имени общества без доверенности.
Кроме того, в этом случае пригодятся сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о руководителе юридического лица и о других лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п. (п. 12 ч. 2 ст. 5 Закона № 755).
При этом ч. 1 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что если документы и сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, внесены в него, такие документы и сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом.
3. Статьей 581 ХК предусмотрено, что субъект хозяйствования имеет право использовать в своей деятельности печати. Использование субъектом хозяйствования печати не является обязательным. Наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».
Однако следует обратить внимание, что ст. 581 появилась в ХК в связи с изменениями, внесенными Законом от 15.04.2014 № 1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса», содержавшего ряд норм, направленных на упрощение ведения бизнеса.
Принятие этой нормы стало толчком к изменениям в целом в законодательстве Украины относительно введения в нем принципа необязательности применения печати юридического лица.
Так, анализ законодательства свидетельствует, что нормы, предусматривавшие проставление печати юридического лица на определенном документе, были изъяты или дополнены словами «при наличии».
Такие изменения, например, были внесены в ряд законодательных актов Законом от 23.03.2017 № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями».
Кроме того, следует обратить внимание, что норма ст. 581 ХК является диспозитивной и позволяет юридическому лицу по своему усмотрению определяться относительно применения им печати.
В свою очередь в соответствии с положениями ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать и другие положения.
Таким образом, при решении вопроса о применении печати юридического лица следует обращаться к положениям его учредительных документов.
4. В случае нарушения стороной обязательств, ХК предусматривает применение к нарушителю оперативно-хозяйственных санкций, которые в соответствии с ч. 1 ст. 235 ХК являются мерами оперативного воздействия на правонарушителя с целью пресечения или предупреждения повторения нарушений обязательства, которые используются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.
В свою очередь ХК приводит перечень видов оперативно-хозяйственных санкций. Также ХК отмечает, что перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный в ч. 1 настоящей статьи, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре и другие оперативно-хозяйственные санкции. К нарушителю могут быть применены только оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором. Порядок внедрения конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором (ст. 236 и 237 ХК).
Учитывая, что в соответствии с положениями хозяйственного законодательства основным документом, определяющим виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, субъекты хозяйствования могут предусмотреть применение оперативно-хозяйственных санкций, руководствуясь положениями гражданского законодательства на общих началах.
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 611 ГК при нарушении обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 627 ГК стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.
Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, обязательные в соответствии с актами гражданского законодательства (ч. 1 ст. 628 ГК).
Например, ст. 615 ГК предусмотрено, что в случае нарушения обязательства одной стороной, вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.
Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение обязательства.
В следствие одностороннего отказа от обязательства, частично или в полном объеме соответственно, изменяются условия обязательства или оно прекращается.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 546 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, удержанием, залогом, правом доверительной собственности.
Договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения исполнения обязательства.
Выполнение обязательства (основного обязательства) обеспечивается, если это установлено договором или законом (ст. 548 ГК).
Учитывая приведенное, можно сделать вывод, что, руководствуясь приведенными нормами ГК, стороны могут договориться о порядке одностороннего отказа от обязательства, установлении отдельных видов обеспечения исполнения обязательства, которое корреспондируется с видами оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных п. 1–3 ч. 1 ст. 236 ХК, а отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, нарушающей обязательства (п. 4 ч. 1 ст. 236 ХК), и так лежит в плоскости реализации принципа свободы договора, в частности, в части свободного выбора стороной своего контрагента.
Подытоживая результаты проведенного анализа, считаем, что общественные отношения, которые охватывают предмет регулирования ХК, не останутся вне правового поля, а его отмена не будет оказывать существенного влияния на деятельность субъектов хозяйствования как в период реформы, так и после ее завершения.
Минюст