Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

С 28 августа Хозяйственный кодекс утратит силу: что предусматривает реформа

Внимание!
25.08.2025

Для повышения правовой осведомленности общества и во избежание возможных вопросов в будущем Минюст этой публикацией сообщает правовую позицию в связи с введением в действие 28 августа 2025 года Закона от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организаций» (далее – Закон № 4196), в результате чего Хозяйственный кодекс (далее – ХК) утратит силу.

Безусловно, отказ от основополагающего законодательного акта, два десятилетия регламентировавшего сферу хозяйствования в Украине, вызывает у бизнес-сообщества много вопросов и в целом беспокойство относительно сохранения полноты правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Новое всегда настораживает, а иногда пугает.

В то же время с введением в действие Закона начинается трехлетний переходный период как своеобразный «мягкий старт» реформы.

Поэтому Минюст видит необходимым максимально понятно разъяснить содержание реформы.

Следует отметить, что в течение первых шести месяцев переходного периода субъекты управления объектами государственной собственности должны принять решение о преобразовании государственных предприятий в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Если такое решение не будет принято в установленный срок, Правительство принимает решение о передаче единого имущественного комплекса соответствующего государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества Украины.

Фонд государственного имущества в течение года со дня оформления передачи принимает решение о прекращении предприятия или приватизации его единого имущественного комплекса.

Кроме того, Закон предусматривает реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, которые до принятия составляли основу правового режима имущества субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

После завершения реформ правовой режим имущества таких субъектов составит право собственности или узуфрукт государственного имущества (личное бесплатное владение и пользование).

Также следует отметить, что реформа коснется и предприятий коммунальной и частной форм собственности, организационно-правовые формы которых должны претерпеть изменения.

Со дня введения в действие Закона запрещается создание юридических лиц в организационно-правовых формах государственного предприятия (государственного коммерческого предприятия, государственного некоммерческого предприятия, казенного предприятия), коммунального предприятия (коммунального коммерческого предприятия, коммунального некоммерческого предприятия), совместного коммунального предприятия, частного предприятия, иностранного предприятия, дочернего предприятия, предприятия объединения граждан (религиозная организация, профсоюзы), предприятия потребительской кооперации.

Через три года со дня введения в действие Закона запрещается внесение изменений в сведения о государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме:

  • государственной регистрации прекращения юридического лица путем преобразования или ликвидации и связанных с этим изменений к сведениям о юридическом лице;
  • государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, связанных с изменением руководителя юридического лица, или государственной регистрации изменения состава комиссии по прекращению, председателя комиссии или ликвидатора, управляющего прекращением;
  • государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, связанных с передачей единого имущественного комплекса государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества;
  • государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, связанных с открытием производства по делу о банкротстве такого юридического лица.

Отметим, что значительная часть положений ХК либо дублирует нормы специальных законов, либо являются устаревшими и утратившими свою ценность.

Учитывая, что соответствующие сферы правового регулирования общественных отношений скомпонованы в ХК в главы, считаем необходимым предоставить краткий обзор по каждой главе в свете приведенной реформы:

  • глава 1 «Общие положения» – содержит общие основы, предмет, участников, сферы отношений, на которые не распространяется ХК, уже не имеющие актуальности как отдельный предмет в связи с утратой действия ХК в целом;
  • глава 2 «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования» – посвящена определению общих принципов государственного регулирования хозяйственной деятельности, которые являются предметом регулирования отдельных специальных законодательных актов: Налогового кодекса, Законов от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», от 15.01.2015 № 124-VIII «О технических регламентах и оценке соответствия», от 21.06.2012 № 5007-VI «О ценах и ценообразовании» (далее – Закон № 5007), от 01.07.2014 № 1555-VII «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (далее – Закон № 1555), от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции» (далее – Закон № 2210), от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», от 12.05.1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей»;

В части государственного регулирования государственного заказа (ст. 13) следует иметь в виду, что Закон от 22.12.1995 № 493/95-ВР «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд», утратил силу в связи с принятием Закона от 10.04.2014 № 1197-VII «О государственных закупках», который, в свою очередь, утратил силу в связи с принятием Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922).

При этом ч. 8 ст. 3 Закона № 922 предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки, определенных настоящим Законом, устанавливаются отдельными законами для таких товаров, работ и услуг, в частности, услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовки кадров (последипломное образование) по государственному заказу.

Такими специальными законами являются, например, Законы от 17.07.2020 № 808-IX «Об оборонных закупках», от 20.11.2012 № 5499-VI «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров»;

  • глава 3 «Ограничение монополизма и защита субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Законами № 1555, от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции», от 07.06.1996 № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции» (далее – Закон № 236), от 26.11.1993 № 3659-XII «Об Антимонопольном комитете Украины» (далее – Закон № 3659);
  • глава 4 «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)» – определяет понятие «предпринимательство», раскрытое в ст. 2 Закона № 4196, а другие ее положения содержат общие нормы и принципы предпринимательской деятельности. Также разнообразие организационно-правовых форм закреплено ч. 1 ст. 83 Гражданского кодекса (далее – ГК), согласно которой юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и других формах, установленных законом. В свою очередь, порядок государственной регистрации установлен Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755). Общие гарантии прав работников установлены КЗоТом. Основы равенства прав субъектов гражданских правоотношений установлены ГК;
  • глава 5 «Некоммерческая хозяйственная деятельность» – Законом № 4196 предусмотрено внесение изменений в ст. 85 «Непредпринимательские общества» ГК (изложена в новой редакции), которая в целом вбирает положения настоящей главы;
  • глава 6 «Субъекты хозяйствования – общие положения» – содержит понятия «субъект хозяйствования», «субъекты малого, микро- и крупного предпринимательства», раскрытые в ст. 2 Закона № 4196, а другие положения настоящей главы охватываются положениями главы 7 ГК относительно общих основ образования и деятельности юридических лиц;
  • глава 7 «Предприятие», глава 8 «Государственные и коммунальные унитарные предприятия», глава 10 «Предприятия коллективной собственности» и глава 11 «Частные предприятия. Другие виды предприятий» – содержат перечень организационно-правовых форм предприятий, в том числе такие как «частное предприятие», «государственное предприятие», «коммунальное предприятие», «коллективное предприятие» и регулируют общие основы их создания, деятельности и их соответствующие формы.

Закон № 4196 в целом предусматривает реформирование организационно-правовых форм юридических лиц и, в частности, изъятие из правового поля украинского законодательства такой организационно-правовой формы как «предприятие», в связи с чем нормы указанных глав, посвященные регулированию этих организационно-правовых форм юридических лиц, не будут иметь отдельного предмета регулирования, а следовательно, утратят актуальность.

Вместе с тем, на переходный период, предусмотренный Законом № 4196 для реформирования организационно-правовых форм юридических лиц (три года), текущая хозяйственная деятельность предприятий может быть продлена и будет основываться на нормах настоящего Закона.

Следует учитывать, что Законом № 4196 установлен запрет государственной регистрации новых юридических лиц в организационно-правовых формах, определенных в ст. 1 Закона, внесение изменений в любые сведения о действующих государственных предприятиях (государственные коммерческие предприятия, казенные предприятия), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме изменений к сведениям, предусмотренным ч. 2 ст. 13 Закона № 4196 .

В связи с этим Закон № 4196 для создания правовых условий деятельности предприятий в переходный период частично продублировал в себе нормы вышеприведенных глав, а также предусмотрел включение норм этих глав ХК в Законы от 21.09.2006 № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» (далее – Закон № 185) (относительно государственных предприятий), от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (относительно коммунальных предприятий) (далее – Законы № 185, № 280).

Таким образом, до приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями Закона № 4196 предприятия руководствуются общими положениями ГК о деятельности юридических лиц, нормами Закона № 4196, Законов № 185, № 280;

  • глава 9 «Хозяйственные общества» – в целом дублирует положения ст. 84 ГК. В свою очередь, Законом № 4196 предусмотрено внесение изменений в законы относительно регулирования отношений касательно деятельности хозяйственных обществ в ст. 96 Закона № 185 (относительно хозяйственных обществ с государственной долей) и ст. 60 Закона № 280 (относительно хозяйственных обществ с коммунальной долей).

В то время как в части регулирования отношений относительно образования и деятельности обществ, основанных частными субъектами, следует обращаться к специальным законам, например к Закону от 27.07.2022 № 2465-IX «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 2465) и Закону от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № № 2275);

  • глава 12 «Объединение предприятий» – положения этой главы нашли свое отражение в ст. 4–10 Закона № 4196, посвященных объединениям юридических лиц. Такой подход относительно применения обобщенного понятия «объединения юридических лиц» в замен объединений предприятий и хозяйственных объединений гармонизирует эти положения с нормами ГК. Со дня введения в действие настоящего Закона юридические лица, созданные как объединение предприятий, руководствуются законодательством об объединении юридических лиц независимо от принятия такими юридическими лицами решения об изменении наименования и государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (п. 12 ст. 17 «Заключительные и переходные положения» Закона № 4196);
  • глава 13 «Гражданин как субъект хозяйствования. Особенности статуса других субъектов хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 5 ГК о деятельности физических лиц – предпринимателей;
  • глава 14 «Имущество субъектов хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом регулирования этой главы, в полной мере урегулированы главами 23 «Общие положения о праве собственности», 30 «Общие положения о вещных правах на чужое имущество», 31 «Право владения чужим имуществом», 32 «Право пользования чужим имуществом». В свою очередь, понятие «право хозяйственного ведения» и «право оперативного управления» раскрыто в ст. 11 и 12 Закона № 4196 (утратят силу через три года). Предприятия в переходный период (три года) продолжают осуществлять свою деятельность на основе упомянутых вещных прав. Однако, согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 4196 закрепление (передача) имущества за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления запрещается;
  • глава 15 «Использование природных ресурсов в сфере хозяйствования» – дублирует положения ст. 13, 14 и 92 Конституции Украины. Отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Кодексом о недрах, Водным кодексом, Лесным кодексом, Законами от 13.12.2001 № 2894-III «О животном мире», от 09.04.1999 № 591-XIV «О растительном мире», от 08.07.2011 № 3677-VI «О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов», от 16.06.1992 № 2456-XII «О природно-заповедном фонде Украины», от 18.09.2012 № 5293-VI «Об аквакультуре», от 12.07.2001 № 2665-III «О нефти и газе», от 21.05.2009 № 1392-VI «О газе (метане) угольных месторождений», от 14.09.1999 № 1039-XIV «О соглашениях о разделе продукции»;
  • глава 16 «Использование в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 35 ГК и Законами от 15.12.1993 № 3687-XII «Об охране прав на изобретения и полезные модели», от 15.12.1993 № 3688-XII «Об охране прав на промышленные образцы», от 21.04.1993 № 3116-XII «Об охране прав на сорта растений», от 15.12.1993 № 3689-XII «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», от 16.06.1999 № 752-XIV «Об охране прав на указание происхождения товаров»;
  • глава 17 «Ценные бумаги в хозяйственной деятельности» – содержит лишь отсылку к Закону от 23.02.2006 № 3480-IV «О рынках капитала и организованных товарных рынках», а ст. 164–166 этой главы были исключены;
  • глава 18 «Корпоративные права и корпоративные отношения» – содержит лишь отсылку к Закону № 185 (управление корпоративными правами государства), а ст. 167–171 этой главы были исключены. Следует обратить внимание, что общие положения относительно реализации всеми участниками корпоративных прав, а не только государством, являются предметом регулирования ст. 961 ГК «Права участников (учредителей, акционеров, пайщиков) юридических лиц (корпоративные права)»;
  • глава 19 «Общие положения о хозяйственных обязательствах» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку книга пятая ГК в целом посвящена обязательственному праву и содержит подобные нормы ХК положения об обязательствах;
  • глава 20 «Хозяйственные договоры» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку главы 52, 53 ГК аналогичным образом определяют понятие и условия договоров, порядок их заключения, изменения и расторжения;
  • глава 21 «Цены и ценообразование в сфере хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями Закона № 5007;
  • глава 22 «Выполнение хозяйственных обязательств. Прекращение обязательств» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку общие нормы относительно возникновения и прекращения обязательств содержат главы 48–51 ГК;
  • глава 23 «Признание субъекта предпринимательства банкротом» – неактуальна в связи с принятием в 2019 году Кодекса по процедурам банкротства. Отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы Кодексом по процедурам банкротства. При этом следует обратить внимание, что изменения к Кодексу по процедурам банкротства могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Кодекс по процедурам банкротства (ч. 8 ст. 2 Кодекса);
  • глава 24 «Общие положения ответственности участников хозяйственных отношений» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями глав 3, 47, 48, 51 ГК. Так, ст. 13–14 ГК определяют общие основы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Правовые последствия нарушения обязательства установлены главой 51 ГК, в частности ст. 610–611. В свою очередь, отношения относительно просрочки должника урегулированы ст. 612, а просрочка кредитора – ст. 613 ГК;
  • глава 25 «Возмещение ущерба в сфере хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями глав 22, 47, 48, 51 ГК.

Так, понятие ущерба приведено в ст. 22 ГК. В свою очередь ст. 623 ГК урегулированы общие основы возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательства, определение размера ущерба. Кроме того, в части выполнения обязательства по возмещению ущерба солидарными должниками следует обратиться к ст. 541–544 ГК, а относительно применения должником регрессивных требований – к ст. 544 ГК. Урегулированию ответственности за нарушение денежного обязательства посвящена ст. 625 ГК;

  • глава 26 «Штрафные и оперативно-хозяйственные санкции» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями главы 49 ГК, регулирующей отношения обеспечения выполнения обязательств, и глав 52, 53 ГК, определяющих понятие и условия договора.

Так, понятие неустойки (штраф, пеня) и порядок ее применения в отношениях урегулированы статьями 549–552 ГК. В свою очередь, соотношение ущерба и неустойки при нарушении обязательства оговорены в ст. 624 ГК;

Учитывая, что в соответствии с положениями ст. 236–237 ХК основным документом, который должен определять виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, юридические лица могут предусмотреть применение соответствующих оперативно-хозяйственных санкций в договорах, руководствуясь общими положениями ст. 611, 615, 627, 628 ГК относительно установления отдельных видов обеспечения исполнения обязательств;

  • глава 27 «Административно-хозяйственные санкции» – положения об административно-хозяйственных санкциях в полной мере перенесены в ст. 15 Закона № 4196;
  • глава 28 «Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями Законов № 2210, № 236, № 3659;
  • глава 29 «Отрасли и виды хозяйственной деятельности» – в целом классифицирует отрасли хозяйственной деятельности в целях осуществления статистических наблюдений. При этом согласно Закону от 16.08.2022 № 2524-IX «Об официальной статистике» классификация не является предметом закона, а осуществляется путем разработки органами государственной власти соответствующих классификаторов;
  • глава 30 «Особенности правового регулирования хозяйственно-торговой деятельности» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы книгой пятой ГК, определяющей как общие положения обязательственного права, так и особенности регулирования отдельных договорных конструкций, а также другими Законами, например, № 922, от 13.04.2017 № 2019-VIII «О рынке электрической энергии», от 02.06.2005 № 2633-IV «О теплоснабжении», от 09.11.2017 № 2189-VIII «О жилищно-коммунальных услугах», от 09.04.2015 № 329-VIII «О рынке природного газа», от 16.11.2021 № 1882-IX «О критической инфраструктуре», от 23.02.2006 № 3480-IV «О рынках капитала и организованных товарных рынках»;
  • глава 31 «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, охвачены положениями главы 17 ГК, которая регулирует отношения представительства, и отдельными нормами книги пятой ГК, регулирующими обязательственные, в том числе договорные отношения;
  • глава 32 «Правовое регулирование перевозки грузов» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главами 64, 65 ГК и Законами от 10.11.1994 № 232/94-ВР «О транспорте», от 04.07.1996 № 273/96-ВР «О железнодорожном транспорте», от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте», Кодексом торгового мореходства, Воздушным кодексом, а также Законами от 17.11.2021 № 1887-IX «О мультимодальных перевозках», от 01.07.2004 № 1955-IV «О транспортно-экспедиторской деятельности»;
  • глава 33 «Капитальное строительство» – в настоящее время отношения в сфере строительства, нормирования в строительстве, градостроительства, пространственного планирования территорий и архитектуры нормированы Законами от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности», от 20.05.1999 № 687-XIV «Об архитектурной деятельности», от 05.11.2009 № 1704-VI «О строительных нормах», от 02.09.2020 № 850-IX «Об предоставлении строительной продукции на рынке», от 14.10.1994 № 208/94-ВР «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности»;
  • глава 34 «Правовое регулирование инновационной деятельности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 62 ГК, Законами от 04.07.2002 № 40-IV «Об инновационной деятельности», от 19.09.1991 № 1560-XII «Об инвестиционной деятельности», от 08.09.2011 № 3715-VI «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», от 10.02.1995 № 51/95-ВР «О научной и научно-технической экспертизе», от 26.11.2015 № 848-VIII «О научной и научно-технической деятельности»;
  • глава 35 «Особенности правового регулирования финансовой деятельности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 71 ГК, Законами от 07.12.2000 № 2121-III «О банках и банковской деятельности», от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах»;
  • глава 36 «Использование в предпринимательской деятельности прав других субъектов хозяйствования (коммерческая концессия)» – отношения, являющиеся предметом этой главы, урегулированные главой 76 ГК;
  • глава 37 «Внешнеэкономическая деятельность» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Законом от 16.04.1991 № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности» (далее – Закон № 959);
  • глава 38 «Иностранные инвестиции» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Законом от 19.03.1996 № 93/96-ВР «О режиме иностранного инвестирования», от 17.12.2020 № 1116-IX «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине»;
  • глава 39 «Специальные (свободные) экономические зоны» – Законом от 09.07.2022 № 2389-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно основ государственной региональной политики и политики восстановления регионов и территорий» признаны утратившими силу Законы от 13.10.1992 № 2673-XII «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», от 08.09.2005 № 2850-IV «О стимулировании развития регионов», от 06.09.2012 № 5205-VI «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» и ряд законов Украины, которыми вводился специальный правовой режим хозяйственной деятельности на соответствующих территориях Украины.

В то же время в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.

Статьей 1 Закона № 959 предусмотрено, что специальная экономическая зона – это территория, в пределах которой соответствующим законом устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок применения и действия законодательства Украины.

Общие положения образования особых экономических зон установлены ст. 24 и 25 настоящего Закона.

Также необходимо обратить внимание и на то, что согласно ч. 1 ст. 70 и ч. 1 ст. 130 Таможенного кодекса с целью применения законодательства Украины по вопросам таможенного дела вводится такой таможенный режим, как свободная таможенная зона.

Итак, общие основы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон урегулированы Конституцией Украины, Таможенным кодексом и Законом № 959;

  • глава 40 «Концессии» – содержит отсылающую норму к Закону от 16.07.1999 № 997-XIV «О концессиях», а ст. 407–410 этой главы исключены;
  • глава 41 «Прочие виды специальных режимов хозяйственной деятельности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Кодексом гражданской защиты, Законами от 16.05.1995 № 162/95-ВР «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины», от 04.11.1991 № 1777-XII «О государственной границе Украины», от 16.06.1992 № 2456-XII «О природно-заповедном фонде Украины», от 21.09.1999 № 1076-XIV «О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины», от 16.03.2000 № 1550-III «О правовом режиме чрезвычайного положения», от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения».

Также следует обратить внимание на положения, которые утратят силу вместе с ХК, и не нашедшие своего прямого отражения в других законах, однако их отсутствие в полной мере компенсируется системой других правовых предписаний.

1. Частями 2–4 ст. 64 ХК предусмотрено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.

В ГК отношениям по созданию обособленных подразделений юридического лица посвящена ст. 95 «Филиалы и представительства».

Однако анализ ГК не выявил положений, регулирующих отношения в целом относительно утверждения структуры юридического лица и, в частности, выделения структурных подразделений в его структуре.

Вместе с тем согласно положениям ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.

В аспекте вышеприведенных норм следует констатировать, что ст. 64 ХК также отсылает к учредительному документу по вопросам регулирования деятельности структурных подразделений юридического лица.

Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения по созданию и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Так, ст. 71 Закона № 2465 включает в компетенцию наблюдательного совета акционерного общества решение вопросов о создании, реорганизации и/или ликвидации структурных и/или обособленных подразделений общества, кроме случаев, когда по решению наблюдательного совета решение указанных вопросов делегировано исполнительному органу общества.

Подводя итоги, в части формирования структуры юридического лица, его разделения на структурные и обособленные подразделения следует обращаться в первую очередь к учредительным документам юридического лица, положениям о подразделениях, утвержденных органами управления юридического лица согласно их компетенции.

2. Частью 5 ст. 65 ХК установлено, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».

Вместе с тем следует обратиться к общим принципам ГК в главе 17 «Представительство».

В соответствии с ч. 3 ст. 237 ГК представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

Также в соответствии со ст. 244 ГК представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица. Доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В свою очередь в соответствии с положениями ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.

Учитывая приведенное, положение о представлении юридического лица его руководителем без доверенности может быть определено в учредительном документе юридического лица.

Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения создания и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 82 Закона № 2465 предусмотрено, что председатель коллегиального исполнительного органа имеет право без доверенности действовать от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, в частности представлять интересы общества, совершать сделки от имени общества, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Другой член коллегиального исполнительного органа также может быть наделен такими полномочиями, если это предусмотрено уставом акционерного общества.

Устав акционерного общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.

В соответствии с ч. 10 ст. 39 Закона № 2275 единоличный исполнительный орган общества или председатель коллегиального исполнительного органа общества может действовать от имени общества без доверенности. Устав общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.

Следует констатировать, что даже вышеприведенные статьи Законов № 2465 и № 2275 обуславливают, в первую очередь, учредительный документ (устав) общества как акт, в котором должно быть закреплено право руководителя или другого члена исполнительного органа общества действовать от имени общества без доверенности.

Кроме того, в этом случае пригодятся сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о руководителе юридического лица и о других лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п. (п. 12 ч. 2 ст. 5 Закона № 755).

При этом ч. 1 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что если документы и сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, внесены в него, такие документы и сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом.

3. Статьей 581 ХК предусмотрено, что субъект хозяйствования имеет право использовать в своей деятельности печати. Использование субъектом хозяйствования печати не является обязательным. Наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.

Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».

Однако следует обратить внимание, что ст. 581 появилась в ХК в связи с изменениями, внесенными Законом от 15.04.2014 № 1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса», содержавшего ряд норм, направленных на упрощение ведения бизнеса.

Принятие этой нормы стало толчком к изменениям в целом в законодательстве Украины относительно введения в нем принципа необязательности применения печати юридического лица.

Так, анализ законодательства свидетельствует, что нормы, предусматривавшие проставление печати юридического лица на определенном документе, были изъяты или дополнены словами «при наличии».

Такие изменения, например, были внесены в ряд законодательных актов Законом от 23.03.2017 № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями».

Кроме того, следует обратить внимание, что норма ст. 581 ХК является диспозитивной и позволяет юридическому лицу по своему усмотрению определяться относительно применения им печати.

В свою очередь в соответствии с положениями ст. 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать и другие положения.

Таким образом, при решении вопроса о применении печати юридического лица следует обращаться к положениям его учредительных документов.

4. В случае нарушения стороной обязательств, ХК предусматривает применение к нарушителю оперативно-хозяйственных санкций, которые в соответствии с ч. 1 ст. 235 ХК являются мерами оперативного воздействия на правонарушителя с целью пресечения или предупреждения повторения нарушений обязательства, которые используются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

В свою очередь ХК приводит перечень видов оперативно-хозяйственных санкций. Также ХК отмечает, что перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный в ч. 1 настоящей статьи, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре и другие оперативно-хозяйственные санкции. К нарушителю могут быть применены только оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором. Порядок внедрения конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором (ст. 236 и 237 ХК).

Учитывая, что в соответствии с положениями хозяйственного законодательства основным документом, определяющим виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, субъекты хозяйствования могут предусмотреть применение оперативно-хозяйственных санкций, руководствуясь положениями гражданского законодательства на общих началах.

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 611 ГК при нарушении обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 627 ГК стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, обязательные в соответствии с актами гражданского законодательства (ч. 1 ст. 628 ГК).

Например, ст. 615 ГК предусмотрено, что в случае нарушения обязательства одной стороной, вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.

Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение обязательства.

В следствие одностороннего отказа от обязательства, частично или в полном объеме соответственно, изменяются условия обязательства или оно прекращается.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 546 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, удержанием, залогом, правом доверительной собственности.

Договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения исполнения обязательства.

Выполнение обязательства (основного обязательства) обеспечивается, если это установлено договором или законом (ст. 548 ГК).

Учитывая приведенное, можно сделать вывод, что, руководствуясь приведенными нормами ГК, стороны могут договориться о порядке одностороннего отказа от обязательства, установлении отдельных видов обеспечения исполнения обязательства, которое корреспондируется с видами оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных п. 1–3 ч. 1 ст. 236 ХК, а отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, нарушающей обязательства (п. 4 ч. 1 ст. 236 ХК), и так лежит в плоскости реализации принципа свободы договора, в частности, в части свободного выбора стороной своего контрагента.

Подытоживая результаты проведенного анализа, считаем, что общественные отношения, которые охватывают предмет регулирования ХК, не останутся вне правового поля, а его отмена не будет оказывать существенного влияния на деятельность субъектов хозяйствования как в период реформы, так и после ее завершения.

Минюст

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент подписал Закон о «заморозке» кредитов для аграриев Совместительство: ограничения, особенности и необходимые действия работодателя Правительство разрешило бронировать 100 % работников критически важных предприятий на прифронтовых террит...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
22.08.2025
Документы, вступившие в силу с 18 по 24 августа 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Указ Президента от 16.08.2025 № 599/2025 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 августа 2025 года «О применении персональных специальных экономических ...
22.08.2025
Изменения в законодательстве с 18 по 22 августа 2025 года
Подборка изменений в законодательстве, проведенных этой неделе Приостановление коллективного договора в условиях военного положения: принят закон о новых условиях Принятым Законом предлагается предусмотреть, что на период военного положения работодатель может инициировать остановку действия от...
22.08.2025
Ограничен доступ к реестрам оборонных предприятий: Верховная Рада приняла закон
Новые правила являются компромиссом между двумя ключевыми ценностями: прозрачностью и безопасностью. Это решение работает в пользу граждан, предпринимателей и укрепления государства в условиях войны. Больше по теме: Производство и реализация дронов для оборонных нужд: правовые аспекты 21 августа 20...
Лучшие материалы