Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Повышение налогов и увеличение поступлений в бюджет – Правительство зарегистрировало законопроекты

Главное

19.07.2024 235 0 0

18 июля Правительство зарегистрировало в Верховной Раде два законопроекта. Первый (регистр. № 11416) предлагает Верховной Раде внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие профинансировать дополнительные военные расходы. Второй (регистр № 11417) предлагает изменения к госбюджету для повышения военных расходов, необходимых для продолжения эффективного сопротивления агрессору. 

Полномасштабная война длится уже третий год и потребности в секторе безопасности и обороны растут. В настоящее время необходимо найти дополнительные 500,3 млрд грн для обеспечения критически важных потребностей. 

Для финансирования сопротивления агрессору можно рассчитывать только на собственные ресурсы, основными из которых являются налоги и внутренние заимствования. Это позволит обеспечить нашу безопасность и приблизить победу! 

Предлагается наиболее мягкий вариант финансирования дополнительных военных потребностей среди всех возможных, состоящий из двух частей: 

1) почти три четверти дополнительной потребности на финансирование обороны предлагается обеспечить за счет внутренних заимствований, перевыполнения действующих доходов госбюджета, в том числе за счет детенизации и экономии по отдельным расходам (361,6 млрд грн); 

2) и всего одна четверть – за счет пересмотра военного сбора, акцизов и некоторых других мероприятий (138,7 млрд грн). Значительная часть составляющих этого списка касается только тех, кто потребляет совершенно необязательные в период военного времени дорогие импортные товары.

За счет каких конкретных поступлений предлагается обеспечить три четверти дополнительной потребности (361,6 млрд грн)? 

Значительная часть – это дополнительные поступления от ОВГЗ на 220,1 млрд грн. Финансирование войны через внутренние заимствования является общемировой практикой, подтверждающей свою эффективность. Она позволяет привлекать необходимые ресурсы для обеспечения национальной безопасности, одновременно поддерживая экономическое развитие и способствуя укреплению внутреннего рынка. 

Экономия средств на обслуживании государственного долга и исполнение государством гарантийных обязательств за заемщиков, получивших кредиты под государственные гарантии по результатам 6 месяцев, обусловлена отклонением фактического курса национальной валюты по отношению к иностранной на дату осуществления платежей от прогнозного курса, фактических индекса потребительских цен и учетной ставки Национального банка по сравнению с индексом потребительских цен и учетной ставкой, которые использовались при составлении проекта бюджета, получения субсидии от Европейской комиссии для осуществления платежей по обслуживанию кредитов, полученных в рамках макрофинансовой помощи, и самостоятельным исполнением субъектами хозяйствования долговых обязательств по кредитам, полученным под государственную гарантию, что позволяет направить на военные нужды еще дополнительно 65,7 млрд грн. 

За счет фактического перевыполнения доходов госбюджета в первом полугодии 2024 года предполагается привлечь 75,8 млрд грн, из которых: 

  • налог на прибыль предприятий +40 млрд грн; 
  • НДС (импортный) +5,5 млрд грн; 
  • средства, перечисляемые НБУ, +20,9 млрд грн; 
  • админштрафы в сфере обеспечения безопасности движения и другие поступления +9,4 млрд грн. 

За счет каких конкретных поступлений предлагается обеспечить одну четверть дополнительной потребности (138,7 млрд грн)? 

Первый этап постепенного приближения ставок акцизов к минимальным стандартам в ЕС позволит обеспечить дополнительно +16,9 млрд грн, в частности, пересмотр акцизов с 1 сентября 2024 года на табак (+3,8 млрд грн) и горючее (+9,8 млрд грн). А также внедрение акцизного налога на сладкие напитки (+3,3 млрд грн), введенного в подавляющем большинстве стран мира. 

Пересмотр военного сбора и некоторые другие меры позволят мобилизовать на сектор безопасности и обороны ресурсов на +121,8 млрд грн, из которых: 

  • повышение ставки военного сбора для физических лиц – с 1,5 до 5,0 %; 
  • введение военного сбора для юрлиц на общей и упрощенной системе налогообложения – 1 % дохода; 
  • введение военного сбора для физлиц-предпринимателей – единщиков первой, второй и четвертой группы в размере 5 % из двух минимальных зарплат и единщиков третьей группы – 1% от дохода; 
  • введение военного сбора на отдельные операции: 
    • устанавливается военный сбор в размере 5 % стоимости банковских металлов при покупке у банков; 
    • предусмотрен военный сбор в размере 5 % от дохода по продаже одного объекта недвижимости; 
    • операторы мобильной связи должны платить военный сбор в размере 5 % стоимости услуг мобильной связи; 
    • во время первой регистрации легковых автомобилей взимается военный сбор в размере 15 % стоимости авто (кроме случаев обеспечения легковыми автомобилями лиц с инвалидностью согласно законодательству);
  • предприятия, учреждения, организации и физлица-предприниматели, реализующие ювелирные изделия, уплачивают военный сбор в размере 30 % стоимости реализованных ювелирных изделий; 
  • обложение импортным НДС товаров, стоимость которых не превышает 150 евро. При этом не будут облагаться налогом импортные товары, суммарная стоимость которых не превышает 45 евро, для одного получателя – физического лица;
  • установление обязанности ежемесячной уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий плательщиками налога, осуществляющими деятельность по розничной торговле горючим в размере 0,5 минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, в расчете на 1 куб. метр резервуаров для хранения бензина и дизельного топлива и сжиженного газа, размещенных на месте розничной торговли горючим, внесенным в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего; 
  • включение в перечень обязанностей налогоплательщиков обязанности относительно проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег по требованию контролирующего органа при проведении проверки; 
  • предоставление права контролирующим органам присутствовать при проведении такой инвентаризации; 
  • предоставление разрешения на арест имущества налогоплательщика в случае отказа должностным лицам контролирующего органа присутствовать при проведении инвентаризации; 
  • прекращение административного ареста имущества в случае выполнения налогоплательщиком требований контролирующего органа по проведению такой инвентаризации; 
  • отнести воды, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или других подсластительных или ароматических веществ к подакцизным товарам и установление специфической ставки акцизного налога в размере 0,1 евро за 1 литр напитка. Плательщиками налога будут производители и импортеры напитков. 

Изменениями в Закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» предлагается предоставить временно, на период действия военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного состояния в Украине» , утвержденным Законом Украины от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», и до последнего дня календарного месяца, в котором прекращено или отменено действие военного положения (включительно), сельским, поселковым, городским советам права принимать решение об установлении для соответствующей территории минимальной налогооблагаемой базы налогом на доходы физических лиц, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной Законом, при начислении доходов в форме заработной платы для месячного налогового (отчетного) периода. 

На какие конкретные направления будут ориентированы средства? 

Законопроектом предусмотрено увеличение расходов для органов сектора безопасности и обороны на 495,3 млрд грн. В частности, эти средства будут распределены следующим образом: 

  • Министерство обороны – 333,0 млрд грн; 
  • Министерство внутренних дел – 108,1 млрд грн, из которых: 
    • Национальная полиция – 15,2 млрд грн; 
    • Государственная пограничная служба – 41,9 млрд грн; 
    • Национальная гвардия – 48,2 млрд грн; 
    • Государственная служба по чрезвычайным ситуациям – 2,8 млрд грн; 
  • Государственная специальная служба транспорта получит 40,7 млрд. грн; 
  • Главное управление разведки Министерства обороны – 7,5 млрд грн; 
  • Служба безопасности Украины – 5,1 млрд грн; 
  • Служба внешней разведки – 0,5 млрд грн; 
  • Госспецсвязь – 0,3 млрд грн; 
  • Управление государственной охраны – 0,1 млрд грн. 

Также предусмотрено выделение дополнительных 4,5 млрд грн для резервного фонда на осуществление непредвиденных и неотложных расходов. 

Увеличены расходы Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий на 0,4 млрд грн для выплат помощи военнопленным. Министерство юстиции получит дополнительные 0,1 млрд грн для обеспечения деятельности учреждений исполнения наказаний. 

Таким образом, общие расходы государственного бюджета предусмотрено увеличить на 500,3 млрд грн. 

Следует отметить, что для получения вышеперечисленных дополнительных ресурсов должны быть приняты Верховной Радой соответствующие изменения в налоговом законодательстве и подписаны Президентом Украины. 

Правительственный портал

1 из 1
Зразок_Акт про видачу коштів.docx
Скачать

Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы