Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Организация и деятельность органов ОМС и РГА

02.11.2020

Верховная Рада уже 03.11.20 г. может поддержать законопроект от 06.10.20 г. № 3651-д о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций (далее – законопроект № 3651-д, РГА), который должен обеспечить непрерывность реализации задач и полномочий как государственных органов власти на местах, так и органов местного самоуправления.

Сам законопроект является техническим. Он лишь нормирует то, без чего после местных выборов ни органы местного самоуправления (далее – ОМС), ни органы исполнительной власти районного уровня не смогут наладить системную работу. В частности, положениями доработанного законопроекта предлагается урегулировать вопрос:

  • окончания полномочий сельских, поселковых, городских голов, сельских, поселковых, городских советов, их исполнительных органов, районных советов в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • реорганизации сельских, поселковых, городских советов, их исполнительных органов, районных советов как юридических лиц публичного права в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • правопреемственности относительно имущества, прав и обязанностей территориальных громад, территории которых были включены в территории территориальных громад, утвержденных Кабмином;
  • правопреемственности относительно имущества, прав и обязанностей районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад ликвидированных районов;
  • продолжения до окончания бюджетного периода исполнения бюджетов территориальных громад, принятых до утверждения КМУ территорий территориальных громад в регионах Украины, и бюджетов районов, которые ликвидированы Верховной Радой;
  • образования и реорганизации РГА в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • особенностей госрегистрации относительно ОМС и РГА как юридических лиц публичного права в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины.

Вместе с тем действующим законодательством не определен субъект, наделенный полномочиями ликвидировать или реорганизовывать РГА. Соответствующие РГА, их структурные подразделения, образованные как юрлица публичного права, реорганизуются в границах предельной численности, условий оплаты труда работников и норм расходов, установленных Кабмином. Минрегионом совместно с Офисом поддержки реформы децентрализации при Минрегионе разрабатываются пошаговые методические рекомендации относительно реорганизации РГА, которые в ближайшее время будут обнародованы. 

Ликвидация исполнительных аппаратов районный советов, которые вошли в состав вновь образованного района, будет осуществляться согласно ст. 104 Гражданского кодекса и ст. 59 Хозяйственного кодекса. А именно юридическое лицо прекращает свое существование путем ликвидации или реорганизации. Ликвидация – это одна из форм прекращения деятельности субъекта хозяйствования (юрлица). В случае ликвидации юрлица его права и обязанности прекращаются. Согласно ч. 3 ст. 58 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) исполнительный аппарат районного совета образовывается соответствующим советом. Его структура, численность, определенная согласно типовым штатам, утвержденным Кабмином, и расходы на содержание устанавливаются советом по представлению его председателя.

Также законопроектом № 3651-д предусмотрено, что полномочия районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад районов, ликвидированных в порядке, определенном п. 6 разд. V «Заключительные и переходные положения» Закона № 280, прекращаются в день приобретения полномочий избранными на соответствующих первых местных выборах районными советами районов, образованных в порядке, определенном п. 6 разд. V Закона № 280.

Кроме того, законопроектом № 3651-д предусмотрен порядок осуществления передачи коммунального имущества во вновь образованный район или объединенную территориальную громаду (далее – ОТГ).

Районные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад районов, образованных Верховной Радой, избранные на соответствующих первых местных выборах, со дня приобретения ими полномочий являются правопреемниками всего имущества, прав и обязанностей районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад, территории которых были включены в состав соответствующего района, образованного Верховной Радой, если иное не предусмотрено законодательством.

Правопреемник районного совета района, ликвидированного Верховной Радой, после прекращения соответствующих районных советов как юрлиц, но не позже 1 июня 2021 года, обязан передать в коммунальную собственность тергромад отдельные объекты совместной собственности тергромад, расположенных на территории этих тергромад, согласно разграничению расходов между бюджетами, установленных Бюджетным кодексом (далее – БК).

Вместе с тем особенности реорганизации и правопреемства имущества, прав и обязанностей, которые принадлежали районным советам как юрлицам публичного права, определяются КМУ с учетом положений бюджетного законодательства, Законов от 03.08.98 г. № 147/98-ВР «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и № 280.

Образованная тергромада является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей реорганизованных тергромад со дня обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой образованной тергромадой.

Действие вышеупомянутого абзаца не распространяется на случаи, когда территория реорганизованной тергромады включена в состав территорий нескольких образованных тергромад. В таком случае сельские, поселковые, городские советы, избранные образованными тергромадами, являются правопреемниками всего недвижимого имущества реорганизованной тергромады по месту расположения такого имущества, а также вещей, предназначенных для обслуживания каждого объекта недвижимого имущества, и связанных с этим имуществом общим назначением. Принадлежности вещей, предназначенных для обслуживания каждого объекта недвижимого имущества и связанных с этим имуществом общим назначением, определяется на основании последней сплошной инвентаризации, проведенной сельским, поселковым, городским советом, избранным реорганизованной тергромадой, на момент приобретения силы этим Законом.
Объем прав и обязанностей, которые переходят к сельским, поселковым, городским советам, избранным образованными тергромадами, для случаев, предусмотренных в предыдущем абзаце, определяется административным договором между соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами. Взаимные права и обязанности сторон соответствующего административного договора определяются с учетом особенностей распределения недвижимого имущества реорганизованной тергромады и его принадлежностей.

Относительно реформирования системы предоставления соцуслуг, а именно заведений соцзащиты, в частности территориальных центров соцобслуживания, которые находятся в районах, предусмотрено следующее. Основным принципом реформирования системы предоставления соцуслуг является приближение таких услуг к жителям громады. Для обеспечения предоставления базовых соцуслуг тергромада может создавать коммунальных предоставителей социальных услуг: центры предоставления соцуслуг, центры социальных служб, территориальные центры соцобслуживания (предоставления соцуслуг). Такие заведения создаются согласно нуждам громады в определенных социальных услугах и с учетом своих возможностей. Большая и способная громада может содержать центр социальных служб и территориальный центр соцобслуживания (предоставления соцуслуг).

Небольшие тергромады могут образовывать центр предоставления соцуслуг, который объединяет полномочия центра социальных служб и территориального центра соцобслуживания (предоставления соцуслуг). Имеющиеся районные центры социальных служб, территориальные центры соцобслуживания (предоставления соцуслуг) при ликвидации районов могут быть переданы на баланс тергромад.

Также планируется принятие новых редакций Закона № 280 и Закона от 09.04.99 г. № 586-XIV «О местных государственных администрациях», которыми будут четко разграничены полномочия районных и местных советов, в том числе и по вышеупомянутым вопросам. Следите за обновлениями и нашими выпусками. Мы обязательно будем предоставлять разъяснения относительно принятых законопроектов.

www.decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики Актуальные счета для уплаты налогов Предлагают вернуть 100 % бронирование для критически важных предприятий Минцифры изменила критерии определения критически ...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
Новое
02.06.2025
Расширен перечень оснований для завершения валютного надзора по экспортным операциям
Изменения нормируют правовое поле для завершения банками валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по экспортным операциям, которые предусматривают предоставление иностранными банками гарантий/контргарантий. НБУ, учитывая обращение банковского сообщества, расширяет пере...
02.06.2025
Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников
Изменения к Порядку бронирования военнообязанных расширяют возможности сохранения кадрового потенциала для предприятий, обеспечивающих обороноспособность страны во время военного положения. Больше по теме: Алгоритм разбронирования работников через Дію Изменения в бронировании с 05.03.2025 30 мая К...
30.05.2025
Документы, вступившие в силу с 26 мая по 1 июня 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Постановление КМУ от 21.05.2025 № 588 «Об утверждении Порядка государственной регистрации опасных факторов» Постановление КМУ от 23.05.2025 № 595 «Об утверждении Порядк...
Лучшие материалы