Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Организация и деятельность органов ОМС и РГА

02.11.2020 1408 0 2

Верховная Рада уже 03.11.20 г. может поддержать законопроект от 06.10.20 г. № 3651-д о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций (далее – законопроект № 3651-д, РГА), который должен обеспечить непрерывность реализации задач и полномочий как государственных органов власти на местах, так и органов местного самоуправления.

Сам законопроект является техническим. Он лишь нормирует то, без чего после местных выборов ни органы местного самоуправления (далее – ОМС), ни органы исполнительной власти районного уровня не смогут наладить системную работу. В частности, положениями доработанного законопроекта предлагается урегулировать вопрос:

  • окончания полномочий сельских, поселковых, городских голов, сельских, поселковых, городских советов, их исполнительных органов, районных советов в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • реорганизации сельских, поселковых, городских советов, их исполнительных органов, районных советов как юридических лиц публичного права в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • правопреемственности относительно имущества, прав и обязанностей территориальных громад, территории которых были включены в территории территориальных громад, утвержденных Кабмином;
  • правопреемственности относительно имущества, прав и обязанностей районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад ликвидированных районов;
  • продолжения до окончания бюджетного периода исполнения бюджетов территориальных громад, принятых до утверждения КМУ территорий территориальных громад в регионах Украины, и бюджетов районов, которые ликвидированы Верховной Радой;
  • образования и реорганизации РГА в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины;
  • особенностей госрегистрации относительно ОМС и РГА как юридических лиц публичного права в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины.

Вместе с тем действующим законодательством не определен субъект, наделенный полномочиями ликвидировать или реорганизовывать РГА. Соответствующие РГА, их структурные подразделения, образованные как юрлица публичного права, реорганизуются в границах предельной численности, условий оплаты труда работников и норм расходов, установленных Кабмином. Минрегионом совместно с Офисом поддержки реформы децентрализации при Минрегионе разрабатываются пошаговые методические рекомендации относительно реорганизации РГА, которые в ближайшее время будут обнародованы. 

Ликвидация исполнительных аппаратов районный советов, которые вошли в состав вновь образованного района, будет осуществляться согласно ст. 104 Гражданского кодекса и ст. 59 Хозяйственного кодекса. А именно юридическое лицо прекращает свое существование путем ликвидации или реорганизации. Ликвидация – это одна из форм прекращения деятельности субъекта хозяйствования (юрлица). В случае ликвидации юрлица его права и обязанности прекращаются. Согласно ч. 3 ст. 58 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) исполнительный аппарат районного совета образовывается соответствующим советом. Его структура, численность, определенная согласно типовым штатам, утвержденным Кабмином, и расходы на содержание устанавливаются советом по представлению его председателя.

Также законопроектом № 3651-д предусмотрено, что полномочия районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад районов, ликвидированных в порядке, определенном п. 6 разд. V «Заключительные и переходные положения» Закона № 280, прекращаются в день приобретения полномочий избранными на соответствующих первых местных выборах районными советами районов, образованных в порядке, определенном п. 6 разд. V Закона № 280.

Кроме того, законопроектом № 3651-д предусмотрен порядок осуществления передачи коммунального имущества во вновь образованный район или объединенную территориальную громаду (далее – ОТГ).

Районные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад районов, образованных Верховной Радой, избранные на соответствующих первых местных выборах, со дня приобретения ими полномочий являются правопреемниками всего имущества, прав и обязанностей районных советов, которые представляли общие интересы территориальных громад, территории которых были включены в состав соответствующего района, образованного Верховной Радой, если иное не предусмотрено законодательством.

Правопреемник районного совета района, ликвидированного Верховной Радой, после прекращения соответствующих районных советов как юрлиц, но не позже 1 июня 2021 года, обязан передать в коммунальную собственность тергромад отдельные объекты совместной собственности тергромад, расположенных на территории этих тергромад, согласно разграничению расходов между бюджетами, установленных Бюджетным кодексом (далее – БК).

Вместе с тем особенности реорганизации и правопреемства имущества, прав и обязанностей, которые принадлежали районным советам как юрлицам публичного права, определяются КМУ с учетом положений бюджетного законодательства, Законов от 03.08.98 г. № 147/98-ВР «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и № 280.

Образованная тергромада является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей реорганизованных тергромад со дня обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой образованной тергромадой.

Действие вышеупомянутого абзаца не распространяется на случаи, когда территория реорганизованной тергромады включена в состав территорий нескольких образованных тергромад. В таком случае сельские, поселковые, городские советы, избранные образованными тергромадами, являются правопреемниками всего недвижимого имущества реорганизованной тергромады по месту расположения такого имущества, а также вещей, предназначенных для обслуживания каждого объекта недвижимого имущества, и связанных с этим имуществом общим назначением. Принадлежности вещей, предназначенных для обслуживания каждого объекта недвижимого имущества и связанных с этим имуществом общим назначением, определяется на основании последней сплошной инвентаризации, проведенной сельским, поселковым, городским советом, избранным реорганизованной тергромадой, на момент приобретения силы этим Законом.
Объем прав и обязанностей, которые переходят к сельским, поселковым, городским советам, избранным образованными тергромадами, для случаев, предусмотренных в предыдущем абзаце, определяется административным договором между соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами. Взаимные права и обязанности сторон соответствующего административного договора определяются с учетом особенностей распределения недвижимого имущества реорганизованной тергромады и его принадлежностей.

Относительно реформирования системы предоставления соцуслуг, а именно заведений соцзащиты, в частности территориальных центров соцобслуживания, которые находятся в районах, предусмотрено следующее. Основным принципом реформирования системы предоставления соцуслуг является приближение таких услуг к жителям громады. Для обеспечения предоставления базовых соцуслуг тергромада может создавать коммунальных предоставителей социальных услуг: центры предоставления соцуслуг, центры социальных служб, территориальные центры соцобслуживания (предоставления соцуслуг). Такие заведения создаются согласно нуждам громады в определенных социальных услугах и с учетом своих возможностей. Большая и способная громада может содержать центр социальных служб и территориальный центр соцобслуживания (предоставления соцуслуг).

Небольшие тергромады могут образовывать центр предоставления соцуслуг, который объединяет полномочия центра социальных служб и территориального центра соцобслуживания (предоставления соцуслуг). Имеющиеся районные центры социальных служб, территориальные центры соцобслуживания (предоставления соцуслуг) при ликвидации районов могут быть переданы на баланс тергромад.

Также планируется принятие новых редакций Закона № 280 и Закона от 09.04.99 г. № 586-XIV «О местных государственных администрациях», которыми будут четко разграничены полномочия районных и местных советов, в том числе и по вышеупомянутым вопросам. Следите за обновлениями и нашими выпусками. Мы обязательно будем предоставлять разъяснения относительно принятых законопроектов.

www.decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы