Как это бывает почти каждый год, законодатели подложили «под елочку» подарок для субъектов хозяйствования (далее – СХ), опубликовав целый ряд законов. Среди них и Закон от 18.12.19 г. № 391-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования акцизного налога». Закон был опубликован 28.12.19 г., а вступил в силу со следующего дня (п. 1 разд. ІІ), то есть с 29 декабря 2019 года. Этим законом внесены существенные изменения в порядок администрирования реализации горючего и спирта этилового, а также в правила лицензирования операций с горючим.
Акцизные склады (пп. 14.1.6 НК). Теперь для ответа на вопрос, считается ли помещение или территория акцизным складом (далее – АС), нужно знать, является ли их собственник или пользователь уже распорядителем хотя бы одного АС. Например, у СХ (не плательщика ЕН четвертой группы) уже есть АС и отдельно есть помещения или территория, на которой горючее используется только для собственных нужд или промышленной переработки. Эти помещения (территория) не являются АС, если СХ в течение календарного года получает топливо в объемах, не превышающих 1 000 м3 (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки от розничных поставщиков). А критерий «общая вместимость емкостей не более 200 куб. м» тут больше не работает.
Также теперь не считаются АС помещения или территория, где хранится или реализуется топливо в потребительской таре емкостью не более 5 л, полученное от производителя или от лица, которое осуществило розлив горючего в такую тару.
Передвижные акцизные склады – ПАС (пп. 14.1.61 НК). Теперь прямо в определениях терминов урегулированы следующие моменты:
Хотя тут нет ничего нового, поскольку эти правила уже были сформулированы в п. 14 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 24.04.19 г. № 408.
Как и раньше, ТС, используемое (не распорядителем АС и не плательщиком акцизного налога) для перемещения по территории Украины собственного горючего или спирта этилового для собственного потребления или промышленной переработки, не является ПАС. Но теперь сделано уточнение, что топливный бак ТС – это точно не ПАС ни при каких обстоятельствах.
Самое главное! К собственному потреблению теперь приравнена и заправка по договорам подряда, но при определенных условиях.
Реализация горючего (пп. 14.1.212 НК). Подкорректирован перечень операций, которые не относятся к реализации горючего. Речь идет о собственном потреблении. Операция будет считаться собственным потреблением, если СХ, который не является распорядителем АС или ПАС, получает горючее от плательщика акцизного налога и использует это горючее для себя или для промышленной переработки.
Речь идет об одновременном выполнении таких условий:
Распорядители ПАС (пп. 14.1.2241 НК). Добавлено, что при переходе права собственности на горючее или спирт этиловый, находящихся в ТС, от одного СХ к другому происходит смена распорядителя ПАС.
Поменялся порядок и сроки начала применения штрафов.
Пункт 1202.1 НК. Шкала ставок штрафов не поменялась. Но теперь штрафы применяются не только за нарушение сроков регистрации первых экземпляров АН и РК к ним в ЕРАН, но и в случае, когда документальной проверкой установлено, что АН/РК на объемы реализованного горючего или спирта этилового вообще не составлялись и/или не были зарегистрированы в ЕРАН. Штрафы исчисляются в процентах к сумме акцизного налога, указанной в несвоевременно зарегистрированных АН/РК, или к сумме акцизного налога, исчисленного с объемов горючего, на которые не были составлены (зарегистрированы) АН/РК.
Пункт 1202.2 НК. Теперь нет отдельного штрафа за просрочку регистрации свыше 120 календарных дней (далее – к. д.) с дня оформления АН/РК, как было раньше. А есть штраф в размере 50 % от суммы акцизного налога, если плательщик не зарегистрирует первый экземпляр АН/РК спустя 10 к. д. после получения налогового уведомления-решения о применении штрафов на основании п. 1202.1 НК.
Штраф за просрочку регистрации вторых экземпляров АН/РК не поменялся.
Отдельно оговорено, что если к АН/РК плательщика уже был применен штраф по п. 1202.2 НК или по п. 1202.1 НК, то повторно штраф по п. 1202.1 НК не применяется.
Статья 1281 НК. Штрафы по п. 1281.1 НК за необорудование и/или отсутствие регистрации в реестре счетчиков горючего или спирта этилового в размере 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар (место отпуска горючего наливом), а за повторное на протяжении года нарушение в размере 50 000 грн для отдельных категорий плательщиков отсрочены. Они будут применяться (п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК):
Штраф по п. 1281.3 НК применяется с 1 января 2020 года, но пока работает не для всех. В частности, штраф за неподачу в налоговый орган электронных документов с данными о фактических остатках и обороте горючего в размере 1 000 грн за каждый неподанный документ будет применяться к распорядителям АС с резервуарами общей вместимостью не более 1 000 м3 только с 1 апреля 2020 года.
Сразу скажем, что и тех и других стало больше.
Внимание, новые плательщики (новый пп. 212.1.16 НК)! Теперь к плательщикам акцизного налога относятся СХ, постоянные представительства (кстати, постоянные представительства теперь фигурируют и среди других лиц – плательщиков акцизного налога), использующие товары (продукцию), коды УКТВЭД которых не указаны в пп. 215.3.4 НК (кроме природного газа в газообразном состоянии по коду 2711 21 00 00), в качестве горючего для заправки ТС, оборудования или устройств с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с двигателями внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом.
Использование вышеуказанных товаров теперь относится к объектам налогообложения, а сами товары – к подакцизным (соответствующие изменения внесены в пп. 213.1.13 и п. 215.1 НК). Для них установлены отдельно ставка акцизного налога – 213,50 евро за 1 000 л (в сноске к пп. 215.3.4 НК) и дата возникновения налоговых обязательств – это дата их использования в качестве горючего для заправки (п. 216.13 НК). Порядок начисления налога прописан в ст. 217 НК (исходя из объекта и базы налогообложения, и ставок налога, действующих на дату возникновения налоговых обязательств), а порядок уплаты – в ст. 222 НК.
Есть изменения и в этой сфере.
Напомним, что ввоз в Украину или реализация произведенных в Украине бензинов авиационных и топлива для реактивных двигателей может осуществляться с уплатой акцизного налога по ставкам, определенным пп. 215.3.4 НК без применения повышающего коэффициента 10. Для этого на сумму разницы оформляется налоговый вексель. При подтверждении соблюдения целевого использования топлива вексель погашается без уплаты налога.
Раньше срок, на который выдавался такой вексель, не мог превышать 90 к. д. Теперь этот срок действует только относительно топлива для реактивных двигателей, а для бензинов авиационных предусмотрен более длительный срок – 270 к. д. (пп. 229.8.4 НК).
Вексель погашается в случае заправки воздушных судов бензинами авиационными или топливом для реактивных двигателей, если целевое использование подтверждено путем регистрации в ЕРАН АН, составленных теми СХ, которые (пп. 1 пп. 229.8.10 НК):
Внимание! При заправке воздушных судов бензинами авиационными или топливом для реактивных двигателей составлять и регистрировать АН в ЕРАН должны только СХ, названные в пп. 1 пп. 229.8.10 НК, – независимо от того, кому принадлежит это топливо.
В остальных случаях, предусмотренных пп. 2–4 пп. 229.8.10 НК, для погашения векселя требуются еще и копии первичных документов и договоров на реализацию горючего, подтверждающие его реализацию по всей цепочке от производителя/импортера к субъектам, названным в указанных подпунктах НК.
Теперь механизм погашения векселя выписан более подробно. Например, предусмотрено, что на объемы потерь бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей, не превышающих нормативов, утвержденных КМУ, вексель погашается без уплаты указанной в нем суммы – на основании копий первичных документов о потерях таких объемов горючего и АН, зарегистрированных в ЕРАН.
Лицо, выдавшее налоговый вексель теперь вправе получать уведомления в электронном виде с информацией обо всех АН, зарегистрированных в ЕРАН, в которых указан выданный этим лицом налоговый вексель по запросу в ЕРАН.
Уточнено, что сумма акцизного налога, уплаченная производителем/импортером до истечения срока, на который выдан налоговый вексель, с объемов топлива, целевое использование которого не подтверждено, учитывается векселедержателем при погашении налогового векселя.
Кроме того, СХ, указанные в пп. 2–3 пп. 229.8.10 НК, теперь имеют право реализовывать бензины авиационные и/или топливо для реактивных двигателей другим лицам при условии уплаты акцизного налога, начисленного на объемы такого горючего по ставке, которая определяется как разница между ставкой, установленной пп. 215.3.4 НК с применением повышающего коэффициента 10, и ставкой, установленной пп. 215.3.4 НК без применения повышающего коэффициента 10.
В целях контроля за оборотом горючего сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном), другие газы, пропан, изобутан по кодам согласно УКТВЭД 2711 12: 11 00, 2711 12 19 00, 2711 12 91 00, 2711 12 93 00, 2711 12 94 00, 2711 12 97 00, 2711 13 10 00, 2711 13 30 00, 2711 13 91 00, 2711 13 97 00, 2711 14 00 00, 2711 19 00 00, 2901 10 00 10 объединены под условным кодом 2711 (пп. 230.1.3 НК).
Оборудование АС счетчиками и передача данных в орган ГНС (пп. 230.1.3 НК)
Тут тоже есть упрощения, в частности:
Уточнены и дополнены обязательные реквизиты АН (п. 231.1 НК), а именно:
Возможностей оформить сводные АН стало больше. Так, сводные АН теперь при желании могут оформлять розничные продавцы, когда реализуют горючее в топливные баки ТС или в тару потребителя, если АН еще не были составлены на эти операции. В случае такой реализации за наличные конечному потребителю с расчетами через РРО, банк или платежное устройство, плательщик может выбрать способ составления АН – оформить сводную за месяц или итоговую АН за день (это прямо предусмотрено п. 231.3 НК).
Также сводные АН за месяц можно оформить:
Напомним, что оформлять сводную АН за месяц при собственном использовании и переработке можно было и раньше на основании абзаца восьмого п. 3 разд. ІІ Порядка № 262.
Случаи оформления АН в одном экземпляре дополнены такими операциями (п. 231.3 НК):
В связи с этим сделано уточнение (п. 232.3 НК), что у налогоплательщика – получателя горючего на показатель ∑АНаклОтр не влияют объемы топлива, которое залито в баки ТС, тару потребителя, оборудование (и не только от розничного поставщика), а именно получено:
Установлен срок для регистрации сводных АН, оформляемых в розничной торговле, – в течение 15 к. д., следующих за датой их составления.
Кроме того, нормы НК дополнены новыми сроками для регистрации АН, которые составляют (п. 231.6 НК):
Теперь в самом НК появилась норма о том, как исправить ошибки в АН при помощи РК. Допустим, в АН неправильно указан получатель горючего или ошибка допущена в реквизитах АС или ПАС, на который получено горючее, либо АН составлена на операцию по реализации горючего, которая не состоялась. В таких случаях РК оформляется в одном экземпляре:
В двух экземплярах РК оформляется для корректировки АН, составленной в двух экземплярах, если второй экземпляр АН зарегистрирован получателем в ЕРАН.
РК регистрируется в ЕРАН:
До 20 января 2020 года можно внести остатки горючего в СЭАРГ И СЭ в двух случаях:
Для этого предусмотрена разовая подача заявок на пополнение объемов остатков горючего в системе без уплаты акцизного налога. Заявка подается отдельно по каждому АС и ПАС вместе с заявлением о проведении контролирующим органом документальной проверки достоверности данных, указанных в заявке. Ее подача – основание для документальной внеплановой проверки (новый пп. 78.1.20 НК). Такую проверку налоговики должны назначить не позднее 1 апреля 2020 года, а на подтвержденные проверкой остатки – должны увеличить регистрационный лимит.
В случае возникновения в работе СЭАРГ И СЭ различных технических ошибок, в результате которых невозможно зарегистрировать АН в ЕРАН, перемещение горючего теперь разрешено на основании ТТН и бумажного экземпляра АН, подписанного уполномоченным на ее составление лицом (п. 231.6 НК).
Ввезенное в Украину горючее может распределяться в том числе между АС, которые являются лицензионными таможенными складами, где осуществляется таможенное оформление (п. 232.1 НК).
Информация о зарегистрированных АС с их унифицированными номерами и адресами обнародуется на сайте налоговой службы (п. 232.1 НК).
Сопоставление данных СЭАРГ и СЭ и счетчиков отсрочено (вступление в силу ст. 233 НК перенесено на более поздний срок). А именно: сопоставлять показатели объемов оборота и остатков горючего из СЕАРГ и СЭ с данными из Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре начнут с 1 апреля 2020 года. Причем до 1 июля 2020 года автоматическое сопоставление будет проходить в тестовом режиме.
В случае хранения, оптовой и розничной торговли горючим исключительно в потребительской таре объемом до 5 л получать лицензию не нужно. То есть в случае хранения горючего в такой потребительской таре в лицензии нет необходимости. Если же горючее переливается в другой резервуар (предусмотренный для хранения, но бак транспорта таковым не является) и его объемы всего составляют больше 5 л, тогда придется получить лицензию.
Заметим: потребительская тара – это тара, которая поступает к потребителю вместе с товаром.
Как и ранее, деятельность по хранению горючего подлежит обязательному лицензированию. Но теперь предусмотрели упрощенный вариант ее получения – путем подачи заявления и квитанции на оплату лицензии за год. При этом не каждый субъект хозяйствования (далее – СХ) имеет право получить лицензию по упрощенной процедуре, а только тот, кто выполняет определенные несложные условия.
Заметьте! Деятельность по хранению горючего в течение любого времени подлежит лицензированию в порядке, определенном Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). Лицензию должны иметь СХ любой формы собственности, которые хранят горючее. Законом № 481 не предусмотрены исключения для отдельных категорий налогоплательщиков или особенности их деятельности. Даже сельхозпроизводители, которые являются плательщиками единого налога четвертой группы и используют горючее исключительно для собственных потребностей во время осуществления сельхоздеятельности, обязаны иметь лицензию.
Статья 15 Закона № 481 дополнена новой частью, согласно которой СХ могут получить лицензию по упрощенной процедуре, подав только отдельные документы.
Подавать уменьшенный пакет документов можно, если одновременно выполняются следующие условия:
Как видим, под эти условия подпадают большинство СХ, которые не занимаются продажей горючего, а только закупают его и хранят в собственных емкостях для последующего использования в хоздеятельности. В частности, это аграрии.
Поэтому отныне для получения лицензии по упрощенной процедуре достаточно подать два документа: заявление и документ о годовой оплате лицензии в сумме 780 грн. Копии других документов подавать не нужно.
Форму заявления, как и раньше, можно найти на веб-сайте ГНС (https://tax.gov.ua) в разделе Налоги, сборы, платежи – общегосударственные налоги – акцизный налог – лицензирование. Кроме общих сведений о заявителе в заявлении указываются:
Таким образом, в настоящий момент существуют два варианта получения лицензии:
Каким способом получать лицензию, зависит от двух условий (хранение горючего исключительно для себя и отсутствие реализации). Если у вас нет возможности соблюдать эти условия или вы их нарушили, остается один вариант: получить лицензию с представлением полного пакета документов.
Конечно, не все так просто. Подав упрощенный пакет документов для получения лицензии, СХ должен соблюдать два вышеуказанных условия (хранить горючее только для себя и не реализовывать кому-либо другому) не только на этапе получения лицензии, но и в дальнейшем.
А в случае нарушения этих двух условий нарушителя ожидает штраф в размере 500 тыс. грн (ст. 17 Закона № 481). К тому же для дальнейшего хранения горючего ему придется оформлять лицензию не по сокращенному, а по полному пакету документов (см. выше).
Не забыли позаботиться и об отсрочке применения штрафных санкций. Так, начало применения штрафа в размере 500 тыс. грн за осуществление деятельности по хранению горючего без лицензии опять отсрочено, теперь до 31.03.20 г. (изменения в ст. 18 Закона № 481).
То есть СХ имеет время на представление документов по любой процедуре (упрощенной или общей). До конца марта 2020 года штрафные санкции за хранение горючего без лицензии не будут применять.
Соавтор: Зинаида Козюк