Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Какие валютные ограничения отменил НБУ

22.01.2020 5279 0 1

С принятием Закона от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» был дан старт либерализации валютного регулирования в Украине. Напомню, что этот закон базируется на принципе «разрешено все, что не запрещено» и содержит общие нормы валютного регулирования. Приняты и уже действуют подзаконные нормативные акты. 

В Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 4, названы негативные факторы, которые могут сдерживать темп валютной либерализации, в частности это:

  • значительное снижение курса гривни к иностранным валютам на валютном рынке и/или золотовалютных резервов НБУ;
  • значительное уменьшение общего объема депозитов и увеличение стоимости кредитов на внешних рынках или невозможность вообще привлечь такие заимствования;
  • эскалация общественно-политической и/или геополитической напряженности, создающая риск для стабильности финансового сектора Украины, и другие признаки макроэкономической нестабильности.

Если такие факторы имеют тенденцию к росту (а НБУ мониторит финансовый рынок постоянно и по результатам анализа регулярно публикует отчеты на своем официальном сайте в разделе «Финансовые рынки» – «Валютная либерализация»), тогда НБУ вправе принять адекватные защитные меры. Какие именно, установлено в Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5 (далее – Положение № 5). Это всем хорошо известные меры: обязательная продажа инвалютных поступлений; установление предельных сроков для расчетов за экспорт/импорт; введение разрешений и(или) лимитов на проведение отдельных валютных операций; ограничения на использование текущих, депозитных и других счетов субъектов валютных операций и другие ограничения.

В 2019 году регулятор, придерживаясь дорожной карты отмены валютных ограничений, последовательно смягчал валютное регулирование и надзор в Украине. Многочисленные технические и смысловые изменения в Положение № 5 вносились последовательно двенадцатью постановлениями Правления НБУ. Надо признать, что подвижки довольно ощутимы. Это стало возможным благодаря положительным изменениям в реальном секторе экономики и на финансовых рынках. 

Что уже изменилось?

Для удобства читателей приведу в сжатой форме информацию об отмене или смягчении защитных мер, введенных НБУ, которые затрагивали большинство субъектов хозяйствования и граждан. В таблице вы найдете краткое описание защитных мер, установленных Положением № 5, и пояснения, зачем вводилась та или иная защитная мера и почему она была изменена или отменена. В скобках даны ссылки на пункты Положения № 5 (выделены жирным шрифтом).

№ п/п         

Мера защиты  

Пояснение 

Актуальность

1

 

2

 

3

 

 4

 

1

 

Обязательная продажа инвалюты, запрет на зачет встречных однородных требований (п. 24, 25)

Эта мера была установлена для поддержания баланса спроса и предложения на валютном рынке. Ее изменение или отмена возможны при сбалансированном валютном рынке (без больших колебаний курса иностранных валют к гривне из-за дисбаланса спроса и предложения инвалюты).

Отмена обязательной продажи инвалюты как защитной меры разблокировала возможность проведения зачета встречных однородных требований в сфере ВЭД для экспортеров (пп. 5 п. 10 разд. III Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 7)

Отменена с 20.06.19 г. согласно постановлению Правления НБУ от 18.06.19 г. № 78

 

2

 

Установление предельных сроков расчетов по операциям экспорта/импорта, за исключением операций в незначительном размере, включая незавершенные операции (п. 21–23).

На заметку! Незначительный размер сделки на сегодня составляет 150 000 грн согласно ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII (далее – Закон № 1702). А согласно ч. 1 ст. 20 Закона от 06.12.19 г. № 361-IX, который вводится в действие 28.04.20 г. и отменяет действие Закона № 1702, составит 400 000 грн

Мера установлена для большей равномерности поступления предложений инвалюты на валютном рынке Украины и предотвращения непродуктивного оттока капитала.

Предельные сроки расчетов за экспорт и импорт товаров, названные в п. 21 разд. ІІ Положения № 5, не распространяются, в частности, на услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и(или) другие неимущественные права, которые экспортируются (пп. 5 п. 1 постановления Правления НБУ от 14.05.19 г. № 67, далее – Постановление № 67).

Пока добавлены только исключения. А отмена данной меры в полном объеме связана с дальнейшей имплементацией Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), направленного на предупреждение размывания налоговой базы и перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции, что позитивно повлияет на возможности и имидж украинских компаний при сотрудничестве с иностранными контрагентами, банками, инвесторами (законопроект от 30.08.19 г. № 1210, принят в первом чтении)

Норма действует с 07.02.19 г., а исключения установлены отдельным Постановлением № 67, вступившим в силу 16.05.19 г.

 

3

 

Выдача разрешений и/или установление лимитов на проведение отдельных валютных операций с перечнем исключений из общих правил (разд. IX, п. 87–94)

 

Отменен лимит по инвестициям за границу «не более 2 млн евро в год» – для юрлиц-резидентов в случае финансирования своих филиалов, зарубежных представительств и других обособленных подразделений. Вместе с тем банки обязаны получать от украинских компаний, которые намерены финансировать собственные заграничные подразделения, развернутые сметы и другие документы, которыми обосновывается необходимость таких транзакций, т. е. на банки возложена функция контроля.

Данная либеральная норма не распространяется на операции по переводу средств в страны-агрессоры, страны-оккупанты, офшорные зоны и страны, которые не выполняют или ненадлежащих образом выполняют рекомендации FATF

Новый пп. 11 п. 90 действует с 02.07.19 г. (постановление Правления НБУ от 27.06.19 г. № 86)

4

 

Отменен запрет на расчеты в наличной инвалюте для уплаты физическими и юридическими лицами консульских сборов за легализацию товаросопроводительных документов в дипломатических представительствах или консульских учреждениях стран, не присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года. К таким странам относятся Алжир, Афганистан, Вьетнам, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Камерун, Канада, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Таиланд, Уругвай

 

Техническая правка, связанная со сложившейся практикой уплаты консульских сборов

С 02.07.19 г. изменен п. 50

 

5

 

Ограничение на репатриацию дивидендов (п. 74)

 

Данная защитная мера установлена для предотвращения чрезмерного и непродуктивного оттока капитала из Украины.

Вначале банкам разрешили (по собственным операциям и операциям клиентов) перечислять иностранному инвестору дивиденды, начисленные за предыдущие годы, включая 2018 год (изменения были внесены в п. 93 Положения № 5). Но при этом лимит остался прежним – 7 млн евро в месяц (пп. 3 п. 93 Положения № 5). Затем лимит был поднят до 12 млн евро на календарный месяц для одного юрлица, а впоследствии – отменен

Изменения в п. 93 были внесены с 07.02.19 г. постановлением Правления НБУ от 06.02.19 г. № 35. Лимит на репатриацию дивидендов был повышен постановлением Правления НБУ от 07.05.19 г. № 66. Лимит отменен – с 10.07.19 г (постановление Правления НБУ от 09.07.19 г. № 91)

 

6

 

Выдача разрешений и/или установление лимитов на проведение отдельных валютных операций с перечнем исключений из общих правил

 

См. строки 6.1–6.6 этой таблицы

6.1

 

Отменено резервирование на один день суммы в гривнях, перечисленной для покупки инвалюты

П. 40–42 исключены постановлением Правления НБУ от 06.07.19 г. № 35

 

6.2

 

Отменена норма, которая устанавливала запрет на покупку иностранной валюты по доверенности/заявлению клиентов за счет кредита в гривнях

 

П. 38 исключен с 08.08.19 г. постановлением правления НБУ от 06.08.19 г. № 104

 

6.3

 

Отменен ежемесячный лимит в сумме 5 млн евро на репатриацию средств от продажи ценных бумаг, корпоративных прав, а также средств, полученных иностранными инвесторами вследствие уменьшения уставных капиталов юрлиц, выхода из хозяйственных обществ

 

П. 74, 91 исключены с 10.09.19 г. постановлением Правления НБУ от 09.09.19 г. № 113

 

6.4

 

Отменено ограничение на покупку иностранной валюты и банковских металлов физлицами в эквиваленте 150 тыс. грн на день через кассу банка, финансового учреждения или в системах онлайн-банкинга.

По оценкам НБУ, эти послабления не будут иметь существенного влияния на валютный рынок. Во-первых, потому что подавляющее большинство операций физлиц по покупке инвалюты совершаются на сумму меньше 150 тыс. грн, а во-вторых, общие объемы покупки и продажи инвалюты населением сегодня соразмерными. Отменено требование к физлицам представлять банкам документы, подтверждающие основания для покупки безналичной иностранной валюты и банковских металлов без физической поставки

П. 39 исключен, а обновленная редакция п. 4, 5 и 58 действует с 05.11.19 г. (постановление Правления НБУ от 29.10.19 г. № 125)

6.5

 

Физлицу-резиденту разрешается осуществлять определенные валютные операции на общую сумму, которая в течение календарного года не должна превышать в совокупности 100 000 евро (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте/гривнях по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления соответствующей операции (ранее было – 50 000 евро). Речь идет о таких валютных операциях, как: перевод средств из Украины/на текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), для выполнения собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни; инвестиция за границу; размещение средств на собственном счете за пределами Украины; предоставление нерезиденту займа (возвратной финансовой помощи) в инвалюте

 

Изменение, внесенное в п. 88, действует с 18.12.19 г. (постановление Правления НБУ от 12.12.19 г. № 149)

 

6.6

 

Начисленные проценты (доход в другой форме) по вкладу (депозиту) иностранного представительства (включая представительство иностранного инвестора по соглашению о разделе продукции на территории Украины) согласно условиям договора банковского вклада могут перечисляться на текущий счет или зачисляться на пополнение вклада (депозита)

 

Изменения, внесенные в п. 123, действуют с 03.01.20 г. (постановление Правления НБУ от 27.12.19 г. № 163)

Что дальше?

Если свериться с последней версией дорожной карты отмены валютных ограничений – на дату 05.11.19 г. (размещена на официальном сайте НБУ в разделе «Финансовые рынки» – «Валютная либерализация»), то впереди нас ждут:

  • отмена покупки инвалюты только под обязательства;
  • отмена или увеличение лимита инвестиций юрлиц и физлиц за рубеж, отмена запрета на кредитование нерезидента в гривнях (не ранее введения Плана действий BEPS, о чем уже говорилось выше);
  • доступ для небанковских финансовых учреждений к валютному межбанковскому рынку и онлайн-покупке инвалюты у финансовых учреждений, но не ранее принятия закона о «сплите» (Закон от 12.09.19 г. № 79-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» вступил в силу 19.10.19 г. и вводится в действие с 01.07.20 г. Этот Закон предусматривает ликвидацию Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и распределение полномочий по регулированию финансового рынка между Национальным банком Украины (НБУ) и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). С 1 июля 2020 года НБУ станет регулятором страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй. НКЦБФР получает функции регулирования и надзора в системе негосударственного пенсионного фонда, в сфере финансово-кредитных механизмов и управления имуществом при строительстве жилья и операций с недвижимостью. Отметим, что принятие данного закона – один из пунктов новой программы (stand-by) финансовой помощи МВФ Украине.

В целом дальнейшие шаги по отмене валютных ограничений позволят установить режим свободного движения капитала, что является целью валютной либерализации в Украине.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы