Какие валютные ограничения отменил НБУ
С принятием Закона от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» был дан старт либерализации валютного регулирования в Украине. Напомню, что этот закон базируется на принципе «разрешено все, что не запрещено» и содержит общие нормы валютного регулирования. Приняты и уже действуют подзаконные нормативные акты.
В Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 4, названы негативные факторы, которые могут сдерживать темп валютной либерализации, в частности это:
- значительное снижение курса гривни к иностранным валютам на валютном рынке и/или золотовалютных резервов НБУ;
- значительное уменьшение общего объема депозитов и увеличение стоимости кредитов на внешних рынках или невозможность вообще привлечь такие заимствования;
- эскалация общественно-политической и/или геополитической напряженности, создающая риск для стабильности финансового сектора Украины, и другие признаки макроэкономической нестабильности.
Если такие факторы имеют тенденцию к росту (а НБУ мониторит финансовый рынок постоянно и по результатам анализа регулярно публикует отчеты на своем официальном сайте в разделе «Финансовые рынки» – «Валютная либерализация»), тогда НБУ вправе принять адекватные защитные меры. Какие именно, установлено в Положении, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5 (далее – Положение № 5). Это всем хорошо известные меры: обязательная продажа инвалютных поступлений; установление предельных сроков для расчетов за экспорт/импорт; введение разрешений и(или) лимитов на проведение отдельных валютных операций; ограничения на использование текущих, депозитных и других счетов субъектов валютных операций и другие ограничения.
В 2019 году регулятор, придерживаясь дорожной карты отмены валютных ограничений, последовательно смягчал валютное регулирование и надзор в Украине. Многочисленные технические и смысловые изменения в Положение № 5 вносились последовательно двенадцатью постановлениями Правления НБУ. Надо признать, что подвижки довольно ощутимы. Это стало возможным благодаря положительным изменениям в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.
Что уже изменилось?
Для удобства читателей приведу в сжатой форме информацию об отмене или смягчении защитных мер, введенных НБУ, которые затрагивали большинство субъектов хозяйствования и граждан. В таблице вы найдете краткое описание защитных мер, установленных Положением № 5, и пояснения, зачем вводилась та или иная защитная мера и почему она была изменена или отменена. В скобках даны ссылки на пункты Положения № 5 (выделены жирным шрифтом).
№ п/п |
Мера защиты |
Пояснение |
Актуальность |
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Обязательная продажа инвалюты, запрет на зачет встречных однородных требований (п. 24, 25) |
Эта мера была установлена для поддержания баланса спроса и предложения на валютном рынке. Ее изменение или отмена возможны при сбалансированном валютном рынке (без больших колебаний курса иностранных валют к гривне из-за дисбаланса спроса и предложения инвалюты). Отмена обязательной продажи инвалюты как защитной меры разблокировала возможность проведения зачета встречных однородных требований в сфере ВЭД для экспортеров (пп. 5 п. 10 разд. III Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 7) |
Отменена с 20.06.19 г. согласно постановлению Правления НБУ от 18.06.19 г. № 78
|
2
|
Установление предельных сроков расчетов по операциям экспорта/импорта, за исключением операций в незначительном размере, включая незавершенные операции (п. 21–23). На заметку! Незначительный размер сделки на сегодня составляет 150 000 грн согласно ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII (далее – Закон № 1702). А согласно ч. 1 ст. 20 Закона от 06.12.19 г. № 361-IX, который вводится в действие 28.04.20 г. и отменяет действие Закона № 1702, составит 400 000 грн |
Мера установлена для большей равномерности поступления предложений инвалюты на валютном рынке Украины и предотвращения непродуктивного оттока капитала. Предельные сроки расчетов за экспорт и импорт товаров, названные в п. 21 разд. ІІ Положения № 5, не распространяются, в частности, на услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и(или) другие неимущественные права, которые экспортируются (пп. 5 п. 1 постановления Правления НБУ от 14.05.19 г. № 67, далее – Постановление № 67). Пока добавлены только исключения. А отмена данной меры в полном объеме связана с дальнейшей имплементацией Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), направленного на предупреждение размывания налоговой базы и перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции, что позитивно повлияет на возможности и имидж украинских компаний при сотрудничестве с иностранными контрагентами, банками, инвесторами (законопроект от 30.08.19 г. № 1210, принят в первом чтении) |
Норма действует с 07.02.19 г., а исключения установлены отдельным Постановлением № 67, вступившим в силу 16.05.19 г.
|
3
|
Выдача разрешений и/или установление лимитов на проведение отдельных валютных операций с перечнем исключений из общих правил (разд. IX, п. 87–94)
|
Отменен лимит по инвестициям за границу «не более 2 млн евро в год» – для юрлиц-резидентов в случае финансирования своих филиалов, зарубежных представительств и других обособленных подразделений. Вместе с тем банки обязаны получать от украинских компаний, которые намерены финансировать собственные заграничные подразделения, развернутые сметы и другие документы, которыми обосновывается необходимость таких транзакций, т. е. на банки возложена функция контроля. Данная либеральная норма не распространяется на операции по переводу средств в страны-агрессоры, страны-оккупанты, офшорные зоны и страны, которые не выполняют или ненадлежащих образом выполняют рекомендации FATF |
Новый пп. 11 п. 90 действует с 02.07.19 г. (постановление Правления НБУ от 27.06.19 г. № 86) |
4
|
Отменен запрет на расчеты в наличной инвалюте для уплаты физическими и юридическими лицами консульских сборов за легализацию товаросопроводительных документов в дипломатических представительствах или консульских учреждениях стран, не присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года. К таким странам относятся Алжир, Афганистан, Вьетнам, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Камерун, Канада, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Таиланд, Уругвай
|
Техническая правка, связанная со сложившейся практикой уплаты консульских сборов |
С 02.07.19 г. изменен п. 50
|
5
|
Ограничение на репатриацию дивидендов (п. 74)
|
Данная защитная мера установлена для предотвращения чрезмерного и непродуктивного оттока капитала из Украины. Вначале банкам разрешили (по собственным операциям и операциям клиентов) перечислять иностранному инвестору дивиденды, начисленные за предыдущие годы, включая 2018 год (изменения были внесены в п. 93 Положения № 5). Но при этом лимит остался прежним – 7 млн евро в месяц (пп. 3 п. 93 Положения № 5). Затем лимит был поднят до 12 млн евро на календарный месяц для одного юрлица, а впоследствии – отменен |
Изменения в п. 93 были внесены с 07.02.19 г. постановлением Правления НБУ от 06.02.19 г. № 35. Лимит на репатриацию дивидендов был повышен постановлением Правления НБУ от 07.05.19 г. № 66. Лимит отменен – с 10.07.19 г (постановление Правления НБУ от 09.07.19 г. № 91)
|
6
|
Выдача разрешений и/или установление лимитов на проведение отдельных валютных операций с перечнем исключений из общих правил
|
См. строки 6.1–6.6 этой таблицы |
|
6.1
|
Отменено резервирование на один день суммы в гривнях, перечисленной для покупки инвалюты |
П. 40–42 исключены постановлением Правления НБУ от 06.07.19 г. № 35
|
|
6.2
|
Отменена норма, которая устанавливала запрет на покупку иностранной валюты по доверенности/заявлению клиентов за счет кредита в гривнях
|
П. 38 исключен с 08.08.19 г. постановлением правления НБУ от 06.08.19 г. № 104
|
|
6.3
|
Отменен ежемесячный лимит в сумме 5 млн евро на репатриацию средств от продажи ценных бумаг, корпоративных прав, а также средств, полученных иностранными инвесторами вследствие уменьшения уставных капиталов юрлиц, выхода из хозяйственных обществ
|
П. 74, 91 исключены с 10.09.19 г. постановлением Правления НБУ от 09.09.19 г. № 113
|
|
6.4
|
Отменено ограничение на покупку иностранной валюты и банковских металлов физлицами в эквиваленте 150 тыс. грн на день через кассу банка, финансового учреждения или в системах онлайн-банкинга. По оценкам НБУ, эти послабления не будут иметь существенного влияния на валютный рынок. Во-первых, потому что подавляющее большинство операций физлиц по покупке инвалюты совершаются на сумму меньше 150 тыс. грн, а во-вторых, общие объемы покупки и продажи инвалюты населением сегодня соразмерными. Отменено требование к физлицам представлять банкам документы, подтверждающие основания для покупки безналичной иностранной валюты и банковских металлов без физической поставки |
П. 39 исключен, а обновленная редакция п. 4, 5 и 58 действует с 05.11.19 г. (постановление Правления НБУ от 29.10.19 г. № 125) |
|
6.5
|
Физлицу-резиденту разрешается осуществлять определенные валютные операции на общую сумму, которая в течение календарного года не должна превышать в совокупности 100 000 евро (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте/гривнях по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления соответствующей операции (ранее было – 50 000 евро). Речь идет о таких валютных операциях, как: перевод средств из Украины/на текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине (кроме инвестиционных счетов), для выполнения собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни; инвестиция за границу; размещение средств на собственном счете за пределами Украины; предоставление нерезиденту займа (возвратной финансовой помощи) в инвалюте
|
Изменение, внесенное в п. 88, действует с 18.12.19 г. (постановление Правления НБУ от 12.12.19 г. № 149)
|
|
6.6
|
Начисленные проценты (доход в другой форме) по вкладу (депозиту) иностранного представительства (включая представительство иностранного инвестора по соглашению о разделе продукции на территории Украины) согласно условиям договора банковского вклада могут перечисляться на текущий счет или зачисляться на пополнение вклада (депозита)
|
Изменения, внесенные в п. 123, действуют с 03.01.20 г. (постановление Правления НБУ от 27.12.19 г. № 163) |
Что дальше?
Если свериться с последней версией дорожной карты отмены валютных ограничений – на дату 05.11.19 г. (размещена на официальном сайте НБУ в разделе «Финансовые рынки» – «Валютная либерализация»), то впереди нас ждут:
- отмена покупки инвалюты только под обязательства;
- отмена или увеличение лимита инвестиций юрлиц и физлиц за рубеж, отмена запрета на кредитование нерезидента в гривнях (не ранее введения Плана действий BEPS, о чем уже говорилось выше);
- доступ для небанковских финансовых учреждений к валютному межбанковскому рынку и онлайн-покупке инвалюты у финансовых учреждений, но не ранее принятия закона о «сплите» (Закон от 12.09.19 г. № 79-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» вступил в силу 19.10.19 г. и вводится в действие с 01.07.20 г. Этот Закон предусматривает ликвидацию Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и распределение полномочий по регулированию финансового рынка между Национальным банком Украины (НБУ) и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). С 1 июля 2020 года НБУ станет регулятором страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй. НКЦБФР получает функции регулирования и надзора в системе негосударственного пенсионного фонда, в сфере финансово-кредитных механизмов и управления имуществом при строительстве жилья и операций с недвижимостью. Отметим, что принятие данного закона – один из пунктов новой программы (stand-by) финансовой помощи МВФ Украине.
В целом дальнейшие шаги по отмене валютных ограничений позволят установить режим свободного движения капитала, что является целью валютной либерализации в Украине.
Комментарии к материалу