• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в законодательстве, действующие с ноября 2019 года

31.10.2019 3053 0 2

С 1 ноября применяется новый механизм возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (далее – переплата), установленный приказом Минфина от 11.02.19 г. № 60. Внедрена единая автоматизированная система создания, подписания, согласования электронных документов, их передачи, получения, обработки с использованием квалифицированных электронных подписей и информационно-телекоммуникационных систем с одновременным полным отказом от бумажного документооборота.

Для удобства обработки заявлений плательщиков во время возврата средств и избежания ошибок ГУ ГНС в г. Киеве (https://kyiv.tax.gov.ua) рекомендует плательщикам подавать заявления в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика. В заявлении указывается:

  • налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (физические лица, которые из-за религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, официально уведомили об этом контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  • наименование или Ф. И. О. (для физического лица);
  • название и сумма переплаты;
  • дата уплаты и реквизиты платежного документа, по которым средства перечислены в бюджет (код классификации доходов бюджета, бюджетный счет, на который перечислены средства, код ЕГРПОУ территориального органа Казначейства, на имя которого открыто счет, и МФО Казначейства);
  • направление(я) перечисления переплаты, которая возвращается: на текущий счет плательщика в банке; на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГНС, независимо от вида бюджета; в наличной форме по чеку в случае отсутствия у плательщика счета в банке.

Кроме того, плательщик может приложить к заявлению копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет.

С 1 ноября вступил в силу приказ Госказначейства от 10.07.19 г. № 201, согласно которому аналитические счета, открытые в Госказначействе, формируются в соответствии с Национальным стандартом «Финансовые операции. Правила формирование международного номера банковского счета (IBAN) в Украине (IBAN Registry:2009, NEQ), ДСТУ-Н 7167:2010», утвержденным приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 454. 

Со своей стороны Нацбанк продлил переходный период для заполнения пары реквизитов «Код банка» и «Счет» в документах на перевод средств по стандарту IBAN, который должен был завершиться 31.10.19 г. 

Согласно решению Правления НБУ банки и их клиенты, Госказначейство до 12 января 2020 года в документах на перевод средств заполняют: реквизиты «Код банка плательщика/получателя/взыскателя» и «Счет плательщика/получателя/взыскателя» или реквизит «Счет плательщика/ получателя/взыскателя» по стандарту IBAN. В реквизите «Код банка плательщика/получателя/взыскателя» проставляется ноль (постановление Правления НБУ от 28.12.18 г. № 162, с изменениями, внесенными постановлением Правления НБУ от 26.09.19 г. № 118).

Добавим, что Госказначейство письмом от 10.10.19 г. уведомило ГФС о реквизитах депозитного счета ГФС для зачисления авансовых платежей (предоплаты), которые вносятся предприятиями до или во время таможенного оформления в соответствии с требованиями стандарта IBAN:

  • получатель – Государственная фискальная служба Украины;
  • код ЕГРПОУ получателя – 39292197;
  • счет – UA068999980000037341039292197 (письмо ГФС от 21.10.19 г. № 1923/ЗПІ/99-99-19-05-01-14-01).

Со 2 ноября вступают в силу изменения в некоторые законодательные акты, внесенные Законом от 03.10.19 г. № 159-IX в целях защиты права собственности, в частности:

1) в КУоАП. Повышены размеры штрафов, которые налагаются на должностных лиц за нарушение установленных законом сроков проведения госрегистрации юрлица, физлица-предпринимателя или общественного формирования, вымогательство не предусмотренных законом документов для ее проведения и т. п., а также порядка госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. 

Штраф будет составлять от 400 до 600 НМДГ (от 6 800 до 10 200 грн), в настоящий момент – от 200 до 400 (от 3 400 до 6 800 грн). В случае повторного нарушения в течение года размер штрафа составит от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн), в настоящий момент соответственно от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн) и от 400 до 500 НМДГ (от 6 800 до 8 500 грн) (ст. 16611 и 16623); 

2) в Гражданский кодекс, который дополнен нормой о том, что договор отчуждения имущества, предметом которого является доля (ее часть) в уставном (складочном) капитале общества, заключается в письменной форме (п. 4 ч. 1 ст. 116); 

3) в Закон от 02.09.93 г. № 3425-XII. Тексты решений юрлиц, актов приемки-передачи доли (ее части) в уставном капитале, актов о передаче недвижимого имущества в и из уставных капиталов юрлиц, передаточных актов, распределительных балансов, а также других документов, определенных законами, излагаются на специальных бланках нотариальных документов, образец, описание, порядок расходования, хранения, обращения и отчетность по которым устанавливаются Кабмином (ч. 3 ст. 34).

Действительность доверенности, нотариально удостоверенной в соответствии с законодательством Украины, проверяется нотариусом с помощью Единого реестра доверенностей (ч. 7 ст. 44);

4) в Закон от 01.07.04 г. № 1952-IV, в частности:

  • предусмотрена одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства (далее – недвижимость) и госрегистрации прав (п. 21 ч. 1 ст. 3);
  • определено, что в случае проведения нотариусами госрегистрации вещных прав и их обременений в результате совершения нотариальных действий регистрационное дело формируется в электронной форме;
  • установлены особенности госрегистрации прав в результате совершения нотариальных действий с недвижимостью (новая ст. 312 разд. V);

5) в Закон от 15.05.03 г. № 755-IV, в частности, госрегистратор в сфере госрегистрации юрлиц, общественных формирований, не имеющих статуса юрлица, и филиц-предпринимателей:

  • во время регистрации в предусмотренных данным Законом случаях обязательно использует сведения реестров, автоматизированных информационных систем, а также данные, полученные в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром юридических лиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) и информационными системами госорганов;
  • проверяет действительность доверенности, нотариально удостоверенной с помощью Единого реестра доверенностей, а также использование специальных бланков нотариальных документов, на которых изложены документы, подаваемые для регистрации, с помощью Единого реестра специальных бланков нотариальных документов (новые п. 31–33 ч. 2 ст. 6).

Гражданская правоспособность и дееспособность устанавливается: 

  • юрлица – путем получения из ЕГР сведений о нем (в т. ч. его учредительных документов) и проверки соответствия совершаемого регистрационного действия объему его гражданской право- и дееспособности;
  • юрлица-нерезидента – на основании извлечения из соответствующего реестра, который ведется страной резидентства такого юрлица, оформленного с соблюдением правил легализации документов для действия за рубежом, и, при необходимости, – его учредительных документов (их копий), надлежащим образом легализированных (ч. 5 ст. 6).

Если во время рассмотрения жалобы Минюстом или его территориальными органами выявлено принятие госрегистраторами или субъектами госрегистрации решений с нарушением законодательства, следствием чего стало нарушение прав и законных интересов физических и/или юридических лиц, министерство и терорганы немедленно уведомляют об этом соответствующие правоохранительные органы для принятия необходимых мер (новый абзац шестнадцатый ч. 6 ст. 34).

С 5 ноября физлица смогут покупать валюту без ограничения суммы в эквиваленте 150 тыс. грн в день (постановление Правления НБУ от 25.10.19 г. № 125).

С 7 ноября производители (их уполномоченные представители), импортеры и распространители упаковочных комплектов для хранения и захоронения радиоактивных отходов (далее – комплекты) руководствуются Техническим регламентом, утвержденным постановлением КМУ от 17.10.18 г. № 884. Документом определены требования к комплектам отечественного и иностранного производства и установлена процедура проведения оценки их соответствия указанным требованиям.

Действие Техрегламента не распространяется на комплекты, введенные в оборот до вступления его в действие. Представленные на рынке комплекты могут быть введены в оборот и эксплуатацию только в случае их соответствия требованиям данного Техрегламента.

Документом установлены существенные требования к разработке, производству и введению в эксплуатацию комплекта; обязанности производителей и их уполномоченных представителей, импортеров, распространителей; требования к составлению и представлению декларации о соответствии (приложение 2 к Техрегламенту), общие принципы маркировки знаком соответствия техрегламентам и правила и условия его нанесения.

11 ноября – последний день представления налоговой декларации по туристическому сбору. Плательщики турсбора должны подать декларацию за III квартал 2019 года по новой форме, утвержденной приказом Минфина от 09.07.15 г. № 636 в редакции приказа Минфина от 08.05.19 г. № 186. Об этом сообщила ГНС в своем письме от 30.09.19 г. № 2140/7/99-00-04-04-03-18.

11 ноября – последний день представления налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за три квартала 2019 года. Вместе с декларацией плательщики должны подать квартальную финотчетность, которая является приложением к этой декларации и ее неотъемлемой частью. ГНС напомнила, что, поскольку приказом Минфина от 31.05.19 г. № 266 форма финотчетности № 1-м «Баланс» дополнена новыми показателями, малые предприятия – плательщики налога на прибыль должны подать финотчетность за три квартала 2019 года по актуальным (обновленным) формам (письмо ГНС от 11.10.19 г. № 2824/7/99-00-04-03-01-17).

До 15 ноября крупные налогоплательщики, которые не учитываются в контролирующих органах, осуществляющих сопровождение таких плательщиков, обязаны подать заявления по форме № 1-ОПП в один из контролирующих органов, приведенных на обратной стороне уведомления о включении предприятия в Реестр крупных налогоплательщиков на следующий календарный год (п. 3 разд. ІІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 21.10.15 г. № 911). 

Согласно разъяснению Офиса КНП, заявление о взятии на учет по форме № 1-ОПП подается исключительно в бумажной форме нарочным или отсылается почтовым отправлением по адресу, размещенному по ссылке.

Напомним, Реестр КНП на 2020 год утвержден приказом ГНС от 26.09.19 г. № 98.

С 17 ноября вступают в силу изменения, внесенные в Хозяйственный процессуальный кодекс Законом от 20.09.19 г. № 132-IX в целях стимулирования инвестиционной деятельности в Украине. В частности, предусмотрено, что:

  • обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказательству, если суд не имеет обоснованных оснований считать их недостоверными или признанными в связи с принуждением;
  • обвинительный приговор суда в уголовном производстве или постановление суда, которым лицо привлечено к админответственности по делу об админправонарушении, которые вступили в законную силу, являются обязательными для хозяйственного суда, который рассматривает дело о правовых последствиях действий или бездействия лица, относительно которого вынесен приговор или принято постановление суда, только в вопросе, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они этим лицом;
  • обстоятельства, установленные решением третейского суда или международного коммерческого арбитража, оправдательным приговором суда в уголовном производстве, постановлением о закрытии уголовного производства и освобождение лица от уголовной ответственности, подлежат доказательству в общем порядке при рассмотрении дела хозяйственным судом;
  • достоверными являются доказательства, созданные (полученные) при отсутствии влияния, направленного на формирование ложного представления об обстоятельствах дела, которые имеют значение для дела.

С 23 ноября вступают в силу изменения, внесенные в Положение, утвержденное решением НКЦБФР от 25.09.12 г. № 1284, в частности:

  • отменено требование о подтверждении годовой финотчетности организаторов торговли на фондовом рынке аудиторским заключением, составленным аудиторской фирмой, внесенной в реестр аудиторов и аудиторских фирм, которые могут проводить проверки финучреждений, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг (далее – ЦБ), и раскрытие в составе регулярной годовой информации эмитента;
  • перечень нерегулярных данных, которые подаются организаторами торговли, дополнен справкой о поданных безадресных заявках на продажу ЦБ, относительно которых не осуществлялось публичное предложение (кроме ЦБ эмитентов, которые считаются осуществившими публичное предложение), торговцами ЦБ, действовавшими в интересах клиентов, которым предоставлен прямой электронный доступ к биржевым торгам и которые не раскрыли информацию о себе в объеме, определенном НКЦБФР (по форме приложения 15 к Положению). Справка составляется в случае подачи безадресной заявки; 
  • в новой редакции изложена форма справки о ЦБ и других финансовых инструментах, которые находятся в биржевом списке организатора торговли (решение НКЦБФР от 09.07.19 г. № 361).

С 24 ноября вступают в силу изменения в некоторые законы в сфере использования ядерной энергии, внесенные Законом от 18.09.19 г. № 107-IX. В частности:
деятельность по добыче и переработке урановых руд будет подлежать госрегулированию в указанной сфере (ч. 2 ст. 27 Закона от 08.02.95 г. № 39/95-ВР);
дополнен перечень основных дозовых пределов облучения персонала:

  • для стажеров и получающих образование в возрасте от 18 лет, которые работают с источниками ионизирующего излучения (далее – ИИИ), эффективная доза профессионального облучения (далее – эффективная доза) не должна превышать 20 миллизивертов в год, а в возрасте от 16 до 18 лет – не более 2 миллизивертов в год, при условии, что годовая эффективная доза для этой категории не должна превышать 6 миллизивертов в год;
  • для беременных женщин, работающих с ИИИ, эффективная доза не должна превышать 1 миллизиверт в год;
  • женщины, которые имеют ребенка грудного или раннего возраста и кормят его грудным молоком, не могут быть привлечены к работе с ИИИ и должны быть переведены на другие виды работ на весь период грудного вскармливания. 

Медицинские и другие работники, те, кто получает образование, которые работают с ИИИ, должны быть проинформированы работодателем о рисках для здоровья, с которыми связана их работа, об общих процедурах радиационной защиты и мерах пресечения, которые необходимо принимать во время пребывания на рабочем месте в целях предотвращения рисков для здоровья, обусловленных ионизирующим излучением, а также об алгоритме принятия безотлагательных мер в случае радиационной аварии.

Вышеуказанное распространяется также на лиц, которые выполняют временную работу, связанную с использованием ИИИ (ч. 4–9 ст. 6).

С 24 декабря будет действовать запрет на ввоз на территорию Украины, производство и приемку в эксплуатацию определенных рентгеновских и других аппаратов и установок, перечень которых приведен в ст. 17 Закона от 14.01.98 г. № 15/98-ВР.

От лицензирования освобождается деятельность, связанная с использованием ИИИ, которые соответствуют критериям, установленным КМУ. С 24 января 2020 года вводится лицензирование деятельности по добыче урановых руд (в настоящий момент лицензированию подлежит только деятельность по переработке таких руд) (ст. 7 Закона от 11.01.2000 г. № 1370-XIV). 

С 24 ноября вступают в силу Требования, утвержденные приказом Минагрополитики от 16.11.18 г. № 553:

  • относительно ввоза на таможенную территорию Украины живых животных и их репродуктивного материала. Установлено, что такой ввоз возможен с мощностей (объектов), относительно которых установлено соответствие законодательству Украины по результатам инспекции такой мощности (объекта) или оценки эффективности компетентного органа страны-экспортера, проведенной компетентным органом Украины, или в случае, если с такой страной заключен договор об эквивалентности;
  • ввоза (пересылки) на таможенную территорию Украины пищевых продуктов животного происхождения, кормов, сена, соломы, а также побочных продуктов животного происхождения и продуктов их обработки, переработки. 

Требования распространяются на отношения между операторами рынка, компетентным органом, странами-экспортерами/странами происхождения, госветинспекторами и лицами, ответственными за ввоз вышеназванных животных, продуктов и материалов.

Одновременно прекращает действие приказ Госдепартамента ветеринарной медицины, Минагрополитики от 14.06.04 г. № 71.

С 27 ноября взимание единого сбора в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 24.10.02 г. № 1569, изложенным в редакции постановления КМУ от 21.08.19 г. № 782. 

Единый сбор:

  • взимается разово органом доходов и сборов, который осуществляет таможенные формальности в пункте пропуска (пункте контроля) через госграницу, во время ввоза транспортного средства (далее – ТС) (контейнера) на таможенную территорию Украины (в частности, в целях транзита);
  • уплачивается владельцем ТС (контейнера) либо груза, или перевозчиком груза, или другим лицом, уполномоченным владельцем либо перевозчиком, в наличной или безналичной форме, в частности с применением авансовых платежей (предоплаты);
  • взимается по единому платежному документу – унифицированной таможенной квитанции, форма, порядок заполнения и использования которой устанавливаются Минфином. Документ составляется в бумажной или электронной форме;
  • рассчитывается должностным лицом органа доходов и сборов по ставкам, определенным в ст. 5 Закона от 04.11.99 г. № 1212-XIV.

Уточнены формулы начисления единого сбора, который взимается за проезд ТС автомобильными дорогами Украины, и единого сбора, который взимается за проезд ТС с превышением установленных размеров общей массы, осевых нагрузок и(или) габаритных параметров.

До 1 декабря Минэкономразвития должно обеспечить создание и функционирование единой государственной системы проведения мониторинга оборота лекарств (постановление КМУ от 24.07.19 г. № 653).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы