Для осуществления медреформы обновлена нормативно-правовая база
20.09.2017 448 0 1
Кто может предоставлять медицинские услуги
Официальной точкой отсчета начала преобразований, которые будут происходить в процессе реформирования медицинской отрасли, фактически является Закон от 06.04.17 г. № 2002-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности заведений здравоохранения» (далее – Закон № 2002). Вообще он кардинально меняет Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-ХІІ (далее – Основы).
Поэтому заметим: еще в принятом в редакции от 08.07.10 г. № 2456-VІ Бюджетном кодексе (п. 11 Заключительных и переходных положений) Кабмину поручалось осуществить, в частности, мероприятия по переходу в использовании бюджетных средств от содержания государственных и коммунальных лечебно-профилактических заведений к оплате соответствующих медицинских услуг (с изменением организационно-правовых форм хозяйствования таких заведений).
Закон № 2002 согласно его Заключительным положениям вступил в силу с 06.05.17 г., а вводится в действие через 6 месяцев, то есть с 06.11.17 г. (кроме отдельно определенной нормы относительно финансового обеспечения здравоохранения, о чем поговорим далее).
Прежде всего, согласно Закону № 2002 изменена ст. 3 Основ, которая по-новому определяет постоянные понятия и термины, к которым все уже привыкли, применяя Основы. Так, здравоохранением отныне является такая система мероприятий, которые могут осуществляться не только (как это было раньше) органами власти, их должностными лицами, заведениями здравоохранения (далее – ЗЗ), но и физлицами-предпринимателями, общественными объединениями и гражданами (конечно, при условии их регистрации и получения ими лицензии относительно права осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике).
Появилось в Основах также определение такого понятия, как услуга по медицинскому обслуживанию населения (медицинская услуга), а именно: эта услуга предоставляется пациенту заведением или физлицом, которые зарегистрированы и получили в установленном порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике. Оплачивается услуга ее заказчиком. Определено, что заказчиком могут быть: государство; органы местного самоуправления (далее – ОМС); юридические и физические лица, в том числе пациент.
Ключевым является также дополнение к ст. 16 Основ. Речь идет, в частности, о том, что ЗЗ будут функционировать по разным формам собственности, а именно: государственные; коммунальные; частные; основанные на смешанной форме собственности. Установлено, что государственные и коммунальные ЗЗ не подлежат приватизации.
Кроме того, предусмотрена возможность образования ЗЗ как казенных предприятий или государственных учреждений. Если ЗЗ образованы в связи с реорганизацией государственных и коммунальных заведений, то они могут иметь обособленное имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, могут самостоятельно утверждать штатное расписание, иметь счета в банках.
Назначение руководителей медзаведений
Как и раньше, по ст. 16 Основ руководители государственных и коммунальных ЗЗ назначаются на должности по контракту сроком на 3–5 лет. Однако Законом № 2002 уточнено, что такое назначение осуществляется уполномоченным исполнительным органом управления собственника ЗЗ, причем на конкурсной основе. Что касается конкурса, предшествующего занятию соответствующей должности, то Кабмин должен утвердить порядок его проведения.
Обратим внимание, что возможности считать действие контракта продленным при обстоятельствах, когда после окончания срока действия контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, уже нет, поскольку такая норма из ст. 16 Основ изъята.
Что меняется в финансировании заведений
Рассмотрим новации финансирования медзаведений, которые будут действовать с 01.01.18 г. Итак, в обновленной ст. 18 Основ предполагается возможность финансирования отрасли из государственного и местных бюджетов, а также за счет средств юридических и физических лиц. Сама медпомощь будет предоставляться безвозмездно в ЗЗ и физлицами-предпринимателями согласно заключенным с ними главными распорядителями бюджетных средств договорам о медобслуживании населения.
Меняется и основа для осуществления расчетов, то есть объемы бюджетного финансирования уже не будут определяться по нормативам на одного жителя. Сейчас в заключенных договорах на медобслуживание указываются пределы бюджетных средств на эту цель, а основанием является стоимость и объем медицинских услуг. Для расчета этой стоимости учитывается структура необходимых расходов для предоставления соответствующей медицинской услуги, а методику расчетов, а также перечень платных услуг, снова ж таки, должен утвердить Кабмин. Кроме того, ожидаем и принятие правительственным решением порядка заключения договора о медобслуживании вместе с типовой формой такого договора.
Если ЗЗ будут предоставлять услуги по медобслуживанию вне договоров о медобслуживании населения, плата за подобные услуги будет устанавливаться этими заведениями.
По определению ст. 8 Основ граждане вправе безвозмездно получить такие виды помощи, как экстренная, первичная, вторичная (специализированная), третичная (высокоспециализированная) и паллиативная. В чем состоит каждая из них, на уровне закона не уточнено. Правда, в ст. 3 Основ, которой определены понятия и термины, есть отсылы к специальным словарям Всемирной организации здравоохранения.
Так вот, по обновленным согласно Закону № 2002 положениям ст. 24 Основ в тех государственных
и коммунальных ЗЗ, которые предоставляют вторичную и третичную помощь, согласно решению собственника ЗЗ будут создаваться наблюдательные советы, в состав которых будет привлекаться общественность. Советы, среди прочего, будут следить за соблюдением прав и обеспечением безопасности пациентов, а также законодательных требований в части финансовой деятельности заведения. Появилась у руководителя заведения и возможность создать своим приказом опекунский совет с включением в него благодетелей, представителей общественности, религиозных организаций, ОМС, средств массовой информации, волонтеров и т. п.
Что будет происходить в ходе усовершенствования медицинской отрасли
Конкретизация того, что должно быть осуществлено для реализации новаций, установленных, в частности, Законом № 2002, содержится в Заключительных положениях Закона № 2002.
Прежде всего предполагается, что государственные и коммунальные ЗЗ – бюджетные учреждения могут реорганизовываться в казенные предприятия или коммунальные некоммерческие предприятия. Однако из-за изменения организационно-правовой формы запрещено менять основной вид деятельности ЗЗ по медицинскому обслуживанию населения (т. е. медицинской практике).
Нельзя таким образом осуществлять реорганизацию, если речь идет о заведениях системы Минобороны, МВД, СБУ, Госпогранслужбы, Государственной пенитенциарной службы, заведения, приведенные
в отдельно утвержденном Кабмином перечне.
Из этого следует, что практически все медзаведения, у которых население получает соответствующую помощь, могут функционировать уже как предприятия – или казенные, или коммунальные некоммерческие.
Кстати, Законом № 2002 дополнена ст. 76 Хозяйственного кодекса (далее – ХК), и сейчас к казенным предприятиям относятся также те, которыми осуществляется медобслуживание населения. Создаются эти предприятия по решению Кабмина с одновременным определением объемов и характера их основной деятельности. В этом же решении указывается орган, к компетенции которого относится создание такого казенного предприятия. Добавим, что утверждение устава казенного предприятия, назначение его руководителя, предоставление разрешения относительно осуществления хозяйственной деятельности, определение видов услуг возлагается на орган, в сферу управления которого входит соответствующее предприятие (ч. 5 ст. 76 ХК).
Порядок создания коммунальных некоммерческих предприятий несколько иной. В ст. 78 ХК предусмотрена возможность создания в распорядительном порядке на базе выделенной части коммунальной собственности компетентным ОМС коммунального унитарного предприятия, которое входит в сферу его управления. В таком случае этот ОМС становится представителем собственника – соответствующей территориальной громады и выполняет его функции в пределах, определенных ХК, другими законами.
А теперь – внимание! Имущество коммунального унитарного предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие).
Вместе с тем согласно пп. 4 п. 3 Заключительных положений Закона № 2002 до 31.01.18 г. казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, создание которых произошло в ходе реорганизации государственных и коммунальных ЗЗ, являются правопреемниками всех прав и обязанностей соответствующих бюджетных учреждений. Конечно же, основанием для передачи недвижимого имущества образованным в результате реорганизации предприятиям являются данные бухгалтерского учета и результаты обязательной инвентаризации.
Также является важной норма относительно порядка увольнения работников заведений, которые реорганизуются То есть их увольнение допускается только при условии, что невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Надеемся на принятие отдельного нормативно-правового акта, который будет определять особенности деятельности и функционирования и казенных, и коммунальных некоммерческих предприятий, которыми будут предоставляться медицинские услуги населению.
На темы реформирования системы здравоохранения и реорганизации медицинский учреждений читайте «Цель и особенности проведения реорганизации медзаведений»
Комментарии к материалу