Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Борьба с отмыванием доходов: законопроект

17.12.2018 130 0 1

Кабмин поддержал проект закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения», направленный на комплексное совершенствование национального законодательства в сфере финансового мониторинга.

Этот законопроект адаптирует украинское законодательство по вопросам предотвращения и противодействия отмыванию доходов с нормами четвертой Директивы ЕС 2015/849 и Регламента ЕС 2015/847, стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF). Это предусмотрено договоренностями Украины с Европейским Союзом и Международным валютным фондом. Специалисты Минфина работали над проектом закона совместно с Госфинмониторингом, НБУ и международными экспертами проекта USAID «Трансформация финансового сектора в Украине».

Законопроект, в частности, предлагает уменьшить количество признаков финансовых операций, о которых банки, страховщики, кредитные союзы, ломбарды, биржи, платежные организации и другие финансовые учреждения - субъекты первичного финансового мониторинга (СПФМ) - обязаны сообщать Госфинмониторинг.

При этом из 150 тыс. грн до 300 тыс. грн увеличивается сумма операций, о которых они должны обязательно отчитываться, если их осуществляют политически значимые лица или клиенты из стран, не выполняющие рекомендации борцов с легализацией.

В то же время предусматривается применение риск-ориентированного подхода субъектами первичного финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки своих клиентов и соответственно переход к кейсов отчетности о подозрительных операциях (деятельность) своих клиентов.

В перечень специально определенных СПФМ добавят субъектов хозяйствования, которые предоставляют информационно-консультационные услуги по вопросам налогообложения, то есть аудиторов, ревизоров и налоговых консультантов, поскольку существует риск того, что их услуги могут быть использованы для отмывания доходов от преступной деятельности или с целью финансирования терроризма.

Проект закона детализирует механизм замораживания активов и остановки финансовых операций, усиливает требования к раскрытию конечных бенефициарных владельцев компаний, а также ужесточает санкции за нарушение этих требований.

Так, за непредставление, несвоевременное представление, или представление недостоверной информации придется заплатить уже не 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (34 тыс. грн), а 50000 н.м.д.г. - 850000 тыс. грн. Нарушение порядка приостановления финансовых операций будет стоить не 34 тыс. грн, а  1,7 млн. грн, а невыполнение законных требований должностных лиц субъектов государственного финансового мониторинга обойдется в 85 - 170 тыс. грн.

Проект предусматривает также создание Государственного реестра национальных общественных деятелей и членов их семей. Это автоматизированная электронно-поисковая система сбора, учета, накопления, обработки, защиты и предоставления информации, которая дает возможность субъектам первичного финансового мониторинга сопоставлять (в том числе в автоматическом режиме) полученные идентификационные данные, позволяющие установить конечного бенефициарного владельца, с данным Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Проект закона вводит также обязанность для платежных систем сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода; обеспечивать наличие и полноту информации о плательщике и получателе платежа; устанавливать меры, направленные на противодействие манипуляциям с деньгами, полученными от преступлений, и сбору денег или имущества для террористических целей.

https://www.minfin.gov.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы