Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

10 июня вступил в силу Закон об э-трудовых книжках: что нужно знать работодателю

10.06.2021

Сегодня, 10 июня, вступил в силу Закон от 05.02.21 г. № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме».

К вашему сведению приведем аналитический анализ от Антона Янко, профессионального консультанта по вопросам расчетов с персоналом и зарплатно-кадрового аудита, который он разместил на своей странице в Фейсбук.

1. С 10 июня 2021 года начинается 5-летний период, который отведен на представление сканированных копий трудовой книжки (далее – ТК). Нужно ли это делать уже?

Нет, я не рекомендую спешить, потому что ПФУ должен утвердить специальный порядок такого представления и не факт, что подав копии ТК сейчас (а техническая возможность на это есть), Вам не придется подавать их еще раз после утверждения нового порядка. Спешите медленно!

2. С 10 июня 2021 года нужно придерживаться новых правил увольнения - выдавать копию приказа о прекращении трудовых отношений при ЛЮБОМ основании увольнения. Конечно, такая копия должна быть соответствующим образом заверенная.

3. С 10 июня 2021 года записи в бумажную ТК проводятся только по желанию работника, и если такое желание есть, отказать работодатель НЕ ИМЕЕТ ПРАВА. Это касается таких записей (как по работающим, так и по вновь принятым):

  • о принятии на работу;
  • о переводе;
  • об увольнении;
  • о поощрениях и награждениях за успехи в работе.

4. По требованию работника, который впервые принимается на работу, бумажная ТК оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее 5 дней после принятия на работу.

НО! Хранить бумажные ТК новых работников (принятых с 10 июня 2021 года) работодатель уже не обязан!

Сделали запись - отдали работнику ТК и пусть сам ее хранит.

Поскольку ТК не хранится у работодателя, ее не нужно вносить в книгу учета движения трудовых книжек.

И еще нюанс. По принятым работникам с 10 июня 2021 года бумажные ТК НЕ сканируем и не передаем, потому что не храним!

5. Что касается самой книги учета движения ТК, то она продолжает вестись по тем ТК, которые хранятся у работодателя, по работникам, которые были приняты на работу до 10 июня 2021 года, до первого события:

  • увольнения с работы;
  • завершение процесса передачи сканированной копии ТК в течение 5-летнего периода (после получения подтверждения о принятии копии ТК от ПФУ).

Отдали ТК при первой из этих двух событий - сделали запись в книгу учета движения ТК - получили дату и подпись работника - успокоились.

6. Если до увольнения с работы в течение 5-летнего периода сканированная копия ТК ни была передана в ПФУ, бумажную трудовую книжку выдают уволенному в день увольнения и передавать отсканированную ее копию будет уже сам работник.

7. Для работодателей-ФЛП

Поскольку ФЛП и сейчас не обязаны хранить бумажные ТК собственных работников, а следовательно не ведут и книгу учета ТК, они не обязаны и сканировать-передавать копии ТК в ПФУ - все возлагается на самих работниках.

8. Особенности определения страхового стажа для больничных

Поскольку страховой стаж до 2016 года определяется в том числе по данным трудовых книжек, работодатели должны обезопасить себя от неприятностей со стороны ФСС - продолжать использовать бумажные ТК для определения страхового стажа.

Как? По принятым после 10 июня 2021 года просить работников предоставить бумажную ТК, а по работающим, которым нужно выдать ТК после сканирования-передачи, хранить копии таких ТК.

9. С 10 июня 2021 года все записи, которые делались ранее в бумажную ТК (прием, увольнение, перевод, поощрения, аттестация и т.д.), должны вноситься в электронный реестр через портал ПФУ.

Как и в какие сроки после одного из этих событий в трудовой жизни работника? Пока неизвестно - ждем порядок от Кабмина или ПФУ.

10. На основное место работы принимается работник или по совместительству, с 10 июня 2021 года определяем уже не по факту подачи бумажной ТК, а по заявлению работника.

Если в течение периода работы работник пожелает сменить статус с основного на совместителя или наоборот, он также подает соответствующее заявление.

Напомню, что переводить с основного на совместительство или наоборот неправильно - только через увольнения и принятия.

11. Поскольку статус места работы (основное или совместительство) с 10 июня 2021 года устанавливается по заявлению работника, то и на начисление ЕСВ не менее минимального влияет такое заявление:

  • если в нем определено, что это основное место работы – контролируем наличие минимального ЕСВ;
  • если определено, что это работа по совместительству, – начисляем ЕСВ на фактическую заработную плату.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 января изменяются правила трудоустройства лиц с инвалидностью Госстат обнародовал отчетность-2026: что и когда будем подавать Закон о Госбюджете-2026 подписан Президентом До 1 февраля бронирование будет занимать только 24 часа Бронирование для бизнеса...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
18.12.2025
Требования к организации внутреннего аудита и перечень рисков для финкомпаний будут обновлены
НБУ обнародовал проект обновленных требований к службе внутреннего аудита финкомпании. Что предполагают нововведения? Больше по теме: Продажа, покупка и обмен безналичной инвалюты: учетные нюансы НБУ обнародовал для обсуждения проект обновленных требований к службе внутреннего аудита финансовой ком...
18.12.2025
Ежегодная индексация по договорам аренды при заключении по результатам аукциона изменена на ежемесячную
Правительство внесло изменения в постановление об утверждении примерных договоров аренды имущества. Что именно изменили чиновники? Больше по теме: Сельхозпредприятие приобрело или арендовало землю не по основному месту регистрации: как стать на учет и куда платить налоги? Определяем срок прекращен...
18.12.2025
Обновлен перечень ВОТ: приказ от 08.12.2025 № 1700
Документ определяет ВОТ и важен для определения трудовых, налоговых и социальных льгот. На этот раз в него внесли изменения в отношении Днепропетровской и Донецкой областей. Больше по теме: Опубликован перечень ВОТ и территорий ведения боевых действий: как воспользоваться налоговыми льготами Перече...
Лучшие материалы