Эксперты программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО), привлеченные Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, подготовили ответы на самые распространенные вопросы относительно Закона № 2145-IX о земельных отношениях во время военного положения.
Контракт формируют его стороны. Да, это может быть Word-файл, который будут подписываться квалифицированными электронными подписями арендатор и арендодатель.
Формирование участка для передачи его в аренду осуществляют на основании техдокументации по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой по решению органа, уполномоченного передавать участок в аренду, и утверждает такой орган.
Землям запаса с/х назначения присваивают отдельный код целевого назначения.
При передаче такого участка в аренду для ведения товарного с/х производства нужно присвоить участку новый код целевого назначения.
В то же время при изменении целевого назначения нужно вносить сведения в Государственный земельный кадастр, который пока не работает.
Следовательно, передача участка, находящегося в запасе, будет возможна после возобновления работы Кадастра.
Согласно Закону № 2145-IX договор аренды участка заключают только в электронной форме. Электронный документ (файл) договора удостоверяется квалифицированными электронными подписями арендатора и арендодателя.
Местный совет сможет распоряжаться такими земельными участками после их признания вымершим наследием.
Согласно ст. 59 Закона «О местном самоуправлении в Украине» решение совета принимается на его пленарном заседании после обсуждения большинством депутатов от общего состава совета.
По Закону № 2145-IX формирование земельного участка с целью передачи его в аренду осуществляют без внесения сведений о таком земельном участке в Государственный земельный кадастр (государственная регистрация) и присвоения ему кадастрового номера, на основании технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель, которую разрабатывают решением органа, уполномоченного передавать земельный участок в аренду, и утверждает этот орган. В решении нужно ссылаться на данную норму закона.
Закон не содержит ограничений по утверждению документации по землеустройству на внеочередных сессиях местных советов.
Закон № 2145-IX устанавливает, что договор аренды заключают только в электронной форме, и свидетельствуют квалифицированными электронными подписями арендатора и арендодателя.
Можно, но нужно иметь в виду, что в соответствии с Законом № 2145-IX размер арендной платы за земельные участки с/х назначения, предоставляемые в аренду в условиях действия военного положения, не может превышать 8 % нормативной денежной оценки земельного участка, определяемого от средней нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.
В результате раздела земельного участка объект аренды прекратил свое существование. Судьбу одного из земельных участков, образовавшихся в результате такого разделения, нужно решать по отдельному договору.
Можно ограничиться и одним заявлением, в котором следует указать и просьбу о предоставлении в аренду земельного участка. Также в первом решении вместо упоминания разрешения может указываться на проведение инвентаризации с целью формирования земельного участка для его передачи в аренду.
Выступать заказчиком и оплачивать разработку документации может и лицо, заинтересованное в ее получении в аренду.
Отказано может быть только по причине несоответствия закону.
Согласно Закону № 2145-IX техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель не может предусматривать разделение, объединение земельных участков.
Да. Закон №2145-IX ограничений относительно площадей земельных участков не содержит.
Если техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель была разработана на территорию всего сельского совета и утверждена в 2021 году, отдельные участки были в установленном порядке сформированы и их повторное формирование для передачи в аренду не требуется.
Если конкретные участки, которые планируют передать в аренду, не формировали, их нужно сформировать по технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель.
Даже в случае принятия такого решения оно не может быть реализовано в период действия военного положения, поскольку Законом формирование земельных участков с/х назначения для не с/х целей запрещено.
Закон № 2145-IX не содержит требований об обязательности отмены таких решений, поскольку земельные торги по вступлению права аренды, эмфитевзиса, суперфицию по земельным участкам с/х назначения государственной, коммунальной собственности, которые объявлены и не завершены до вступления в силу настоящего закона, – считают отмененными.
Закон № 2145-IX не содержит ограничений по составу угодий земельного участка с/х назначения (т. е. это могут быть хозяйственные дворы). Вместе с тем, техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой для указанных целей, не может предусматривать разделение, объединение земельных участков.
Проект землеустройства по отводу участка не мог быть утвержден до осуществления его государственной регистрации. Следовательно, в условиях, когда не работает Государственный земельный кадастр, земельный участок нужно формировать для его передачи в аренду по технической документации по землеустройству по инвентаризации земель.
По общему правилу. Закон №2145-IX на такие отношения не распространяется.
Да, можно. В то же время утверждение такой документации позволит завершить процедуру ее формирования, что может потребоваться после завершения военного положения.
Да. Запрета на установление в договорах аренды таких условий использования с/х земель законодательство не содержит.
Да. На момент действия военного положения безвозмездная передача земель государственной, коммунальной собственности в частную собственность, предоставление разрешений на разработку документации по землеустройству в целях такой безвозмездной передачи, разработка такой документации запрещены.
Закон № 2145-IX не регулирует отношения не с/х землепользования, кроме запрета на безвозмездную передачу в собственность земельных участков, в отношении которых следует пользоваться общими нормами земельного законодательства.
В соответствии с Законом № 2145-IX формирование участка с целью передачи его в аренду осуществляют на основании технической документации по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой по решению органа, уполномоченного передавать земельный участок в аренду, и утверждает этот орган.
Следовательно, по этой документации земельные участки можно передать в аренду для ведения товарного с/х производства.
Требований по отмене предварительно предоставленных разрешений на разработку проектов землеустройства закон не содержит.
Закон № 2145-IX позволяет передавать в аренду земли с/х назначения для ведения товарного с/х производства.
Пастбища – вид с/х угодий, относящийся к этой категории земель.
Следовательно, пастбища можно передавать в аренду для ведения товарного с/х производства, например, для выпаса скота. В то же время, если пастбище имеет другой код целевого назначения, чем земля «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», то такие земли можно будет передавать в аренду только после возобновления работы Государственного земельного кадастра.
По Закону № 2145-IX договоры аренды регистрируют районные военные администрации в Книге регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения.
Однако этот Закон не предоставил права частным владельцам земли передавать в аренду принадлежащие им земельные участки.
В соответствии с Законом № 2145-IX формирование земельного участка с целью передачи его в аренду осуществляют на основании технической документации по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой по решению органа, уполномоченного передавать земельный участок в аренду, и утверждает этот орган.
Требования к источнику финансирования такой разработки Законом не установлены.
Да. Согласно соответствующему коду экономической деятельности.
Согласно Закону № 2145-IX техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель не может предусматривать разделение, объединение земельных участков.
В соответствии с Законом № 2145-IX формирование земельного участка для передачи его в аренду осуществляют на основании технической документации по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой по решению органа, уполномоченного передавать земельный участок в аренду, и утверждает этот орган.
Требований по максимальному размеру земельного участка для его передачи в аренду Закон № 2145-IX не установил.
Закон № 2145-IX передачу в аренду части земельного участка не предусматривает.
Право аренды участка по ранее заключенному договору можно будет зарегистрировать после возобновления работы Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
Для этого следует зарегистрироваться физическим лицом-предпринимателем с соответствующим кодом экономической деятельности.
До возобновления работы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав такое решение нельзя реализовывать практически.
Законом № 2145-IX вопросы очередности рассмотрения советом заявлений о предоставлении земельных участков не урегулированы в полной мере. В то же время, есть категории граждан, которые имеют право первоочередного получения земельных участков. Если в совет обратились такие граждане, то им земельные участки должны предоставляться в первую очередь (ветераны войны, чернобыльцы и т. д.). Поэтому некоторые советы принимали на своей сессии решение о том, что, например, они в первую очередь рассматривают заявления о предоставлении земельных участков, поступающих от лиц, имеющих преимущественное право на получение земельных участков, и жителей села (поселка, города), а затем рассматривают заявления граждан из других населенных пунктов или регионов.
Все руководство с наиболее распространенными вопросами и ответами о земельных отношениях на время военного положения (по Закону № 2145-IX) доступно по ссылке.
Загрузить материалы разъяснения Закона № 2145-IX, типовые договоры можно по ссылке.
Вебинар «Земельные отношения в условиях военного положения» доступен по ссылке.
По материалам Минагро