Больше по теме:
Штраф за несвоевременно поданную декларацию: как определяется повторность нарушения?
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 06.03.2019 № 227, Государственная налоговая служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Министра финансов и который реализует государственную налоговую политику, государственную политику относительно администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос).
Абзацем первым п. 46.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) установлено, что налоговая декларация, расчет, отчет (далее – налоговая декларация) – документ, подаваемый налогоплательщиком (в т. ч. обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующим органам в сроки, установленные законом, что в частности свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога, а также суммах начисленного единого взноса.
Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (абзац первый п. 46.5 НКУ).
Налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 НКУ).
Кроме этого, положениями п. 51.1 и пп. «б» п. 176.2 НКУ определено, что налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса, обязаны подавать в сроки, установленные НКУ для налогового месяца, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса в контролирующий орган по основному месту учета. Такой расчет подается только при начислении сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.
Форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса утверждены приказом Минфина от 13.01.2015 № 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции 30.01.2015 под № 111/26556.
Особенности отчетности по единому взносу в соответствии с приказом Минфина от 14.04.2015 № 435, определены приказом Минфина от 28.12.2020 № 814, зарегистрированным в Министерстве юстиции 10.02.2021 под № 174/35796.
Таким образом, указанные расчеты и отчеты приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.
Ответственность за непредставление, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, нарушение сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах в соответствии с п. 47.1 НКУ несут в частности:
В соответствии с п. 75.1 НКУ контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.
Абзацем первым пп. 75.1.1 НКУ определено, что камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных, в частности, в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.
Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) (абзацы второй и третий пп. 75.1.1 НКУ).
Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок (абзац первый п. 77.1 НКУ).
Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии оснований, определенных в ст. 78 НКУ.
В частности, одним из определенных НКУ оснований является неподача налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации, расчета, отчетности для налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии с п. 39.4 НКУ, если их представление предусмотрено законом (пп. 78.1.2 НКУ).
В соответствии с пп. 111.1.2 НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяется, в частности, административная ответственность.
Вопросы относительно административной ответственности регулируются КУоАП.
Так, ст. 2342 КУоАП определено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением законодательства о сборе и учете единого взноса (ст. 1651 КУоАП).
От имени налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители налоговых органов и их заместители, уполномоченные ими должностные (служебные) лица.
Так, ч. 1 ст. 1651 КУоАП предусмотрена ответственность, в частности, за неподачу, несвоевременную подачу, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или предоставление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законами от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) и от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) в виде наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 30 до 40 НМДГ.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1651 КУоАП, влекут наложение штрафа, в т. ч. на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 40 до 50 НМДГ.
Кроме того, по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами, указанными в ст. 218–221 КУоАП, протоколы о правонарушениях, в частности, предусмотрены ст. 1634 КУоАП, имеют право составлять уполномоченные должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и его территориальных органов (абзац двадцать шестой п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).
Итак, ч. 1 ст. 1634 КУоАП предусмотрена ответственность в частности за неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан в виде предупреждения или наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 2 до 3 НМДГ.
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1634 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа в частности на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 3 до 5 НМДГ.
Таким образом, КУоАП предусмотрено применение к должностным лицам юридического лица административной ответственности только за:
ОИР, категория 132.03