Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В ходе какой проверки могут привлечь к админответственности за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности

Разъяснение
27.10.2025

Применяется ли административная ответственность и при проведении какой проверки (камеральной или документальной) к должностным лицам ЮЛ за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности?

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 06.03.2019 № 227, Государственная налоговая служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Министра финансов и который реализует государственную налоговую политику, государственную политику относительно администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос).

Абзацем первым п. 46.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) установлено, что налоговая декларация, расчет, отчет (далее – налоговая декларация) – документ, подаваемый налогоплательщиком (в т. ч. обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующим органам в сроки, установленные законом, что в частности свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога, а также суммах начисленного единого взноса.

Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (абзац первый п. 46.5 НКУ).

Налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 НКУ).

Кроме этого, положениями п. 51.1 и пп. «б» п. 176.2 НКУ определено, что налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса, обязаны подавать в сроки, установленные НКУ для налогового месяца, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса в контролирующий орган по основному месту учета. Такой расчет подается только при начислении сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса утверждены приказом Минфина от 13.01.2015 № 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции 30.01.2015 под № 111/26556.

Особенности отчетности по единому взносу в соответствии с приказом Минфина от 14.04.2015 № 435, определены приказом Минфина от 28.12.2020 № 814, зарегистрированным в Министерстве юстиции 10.02.2021 под № 174/35796.

Таким образом, указанные расчеты и отчеты приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.

Ответственность за непредставление, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, нарушение сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах в соответствии с п. 47.1 НКУ несут в частности:

  • юридические лица, резиденты или нерезиденты Украины, которые согласно НКУ определены налогоплательщиками, а также их должностные лица. Ответственность за нарушение налогового законодательства обособленным подразделением юридического лица несет юридическое лицо, в состав которого оно входит (пп. 47.1.1 НКУ);
  • налоговые агенты (пп. 47.1.3 НКУ).

В соответствии с п. 75.1 НКУ контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Абзацем первым пп. 75.1.1 НКУ определено, что камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных, в частности, в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) (абзацы второй и третий пп. 75.1.1 НКУ).

Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок (абзац первый п. 77.1 НКУ).

Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии оснований, определенных в ст. 78 НКУ.

В частности, одним из определенных НКУ оснований является неподача налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации, расчета, отчетности для налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии с п. 39.4 НКУ, если их представление предусмотрено законом (пп. 78.1.2 НКУ).

В соответствии с пп. 111.1.2 НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяется, в частности, административная ответственность.

Вопросы относительно административной ответственности регулируются КУоАП.

Так, ст. 2342 КУоАП определено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением законодательства о сборе и учете единого взноса (ст. 1651 КУоАП).

От имени налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители налоговых органов и их заместители, уполномоченные ими должностные (служебные) лица.

Так, ч. 1 ст. 1651 КУоАП предусмотрена ответственность, в частности, за неподачу, несвоевременную подачу, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или предоставление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законами от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) и от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) в виде наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 30 до 40 НМДГ.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1651 КУоАП, влекут наложение штрафа, в т. ч. на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 40 до 50 НМДГ.

Кроме того, по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами, указанными в ст. 218–221 КУоАП, протоколы о правонарушениях, в частности, предусмотрены ст. 1634 КУоАП, имеют право составлять уполномоченные должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и его территориальных органов (абзац двадцать шестой п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).

Итак, ч. 1 ст. 1634 КУоАП предусмотрена ответственность в частности за неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан в виде предупреждения или наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 2 до 3 НМДГ.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1634 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа в частности на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 3 до 5 НМДГ.

Таким образом, КУоАП предусмотрено применение к должностным лицам юридического лица административной ответственности только за:

  • неподачу, несвоевременную подачу, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законами № 2464 и № 1058 (ст. 1651 КУоАП),
  • и неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан (ст. 1634 КУоАП).

ОИР, категория 132.03

 

 

 

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
26.12.2025
В 2025 году средний размер компенсации работодателям за устройство инклюзивного рабочего места составлял 77 000 грн.
Каждый работодатель, трудоустраивающий человека с инвалидностью, имеет право на компенсацию затрат на обустройство рабочего места. Средняя такая выплата составляет 77 тысяч гривен. Больше по теме: Санкции за невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью Компенсация расходов на обус...
26.12.2025
Особенности определения финрезультата до налогообложения в случае применения ускоренной амортизации
Если продажа ОС состоялась после окончания периода начисления ускоренной амортизации такого ОС, то финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта ОС, определенной в соответствии с НП(С)БУ или МСФО и уменьшается на сумму остаточной стоимости отд...
26.12.2025
Чем руководствовалась ГНС при составлении Плана-графика проверок на 2026 год
План-график составлен с акцентом на качество проверок, а не на их количество. Контрольные мероприятия направляются только на плательщиков, у которых высока вероятность нарушения налогового законодательства и возможны значительные недоплаты в бюджет. Больше по теме: Допуск контролирующих органов к п...
Лучшие материалы