Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В ходе какой проверки могут привлечь к админответственности за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности

Разъяснение
27.10.2025

Применяется ли административная ответственность и при проведении какой проверки (камеральной или документальной) к должностным лицам ЮЛ за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности?

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 06.03.2019 № 227, Государственная налоговая служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Министра финансов и который реализует государственную налоговую политику, государственную политику относительно администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос).

Абзацем первым п. 46.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) установлено, что налоговая декларация, расчет, отчет (далее – налоговая декларация) – документ, подаваемый налогоплательщиком (в т. ч. обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующим органам в сроки, установленные законом, что в частности свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога, а также суммах начисленного единого взноса.

Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (абзац первый п. 46.5 НКУ).

Налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 НКУ).

Кроме этого, положениями п. 51.1 и пп. «б» п. 176.2 НКУ определено, что налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса, обязаны подавать в сроки, установленные НКУ для налогового месяца, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса в контролирующий орган по основному месту учета. Такой расчет подается только при начислении сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса утверждены приказом Минфина от 13.01.2015 № 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции 30.01.2015 под № 111/26556.

Особенности отчетности по единому взносу в соответствии с приказом Минфина от 14.04.2015 № 435, определены приказом Минфина от 28.12.2020 № 814, зарегистрированным в Министерстве юстиции 10.02.2021 под № 174/35796.

Таким образом, указанные расчеты и отчеты приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.

Ответственность за непредставление, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, нарушение сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах в соответствии с п. 47.1 НКУ несут в частности:

  • юридические лица, резиденты или нерезиденты Украины, которые согласно НКУ определены налогоплательщиками, а также их должностные лица. Ответственность за нарушение налогового законодательства обособленным подразделением юридического лица несет юридическое лицо, в состав которого оно входит (пп. 47.1.1 НКУ);
  • налоговые агенты (пп. 47.1.3 НКУ).

В соответствии с п. 75.1 НКУ контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Абзацем первым пп. 75.1.1 НКУ определено, что камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных, в частности, в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) (абзацы второй и третий пп. 75.1.1 НКУ).

Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок (абзац первый п. 77.1 НКУ).

Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии оснований, определенных в ст. 78 НКУ.

В частности, одним из определенных НКУ оснований является неподача налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации, расчета, отчетности для налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии с п. 39.4 НКУ, если их представление предусмотрено законом (пп. 78.1.2 НКУ).

В соответствии с пп. 111.1.2 НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяется, в частности, административная ответственность.

Вопросы относительно административной ответственности регулируются КУоАП.

Так, ст. 2342 КУоАП определено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением законодательства о сборе и учете единого взноса (ст. 1651 КУоАП).

От имени налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители налоговых органов и их заместители, уполномоченные ими должностные (служебные) лица.

Так, ч. 1 ст. 1651 КУоАП предусмотрена ответственность, в частности, за неподачу, несвоевременную подачу, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или предоставление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законами от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) и от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) в виде наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 30 до 40 НМДГ.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1651 КУоАП, влекут наложение штрафа, в т. ч. на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, от 40 до 50 НМДГ.

Кроме того, по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами, указанными в ст. 218–221 КУоАП, протоколы о правонарушениях, в частности, предусмотрены ст. 1634 КУоАП, имеют право составлять уполномоченные должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и его территориальных органов (абзац двадцать шестой п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).

Итак, ч. 1 ст. 1634 КУоАП предусмотрена ответственность в частности за неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан в виде предупреждения или наложения штрафа, в частности, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 2 до 3 НМДГ.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1634 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа в частности на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 3 до 5 НМДГ.

Таким образом, КУоАП предусмотрено применение к должностным лицам юридического лица административной ответственности только за:

  • неподачу, несвоевременную подачу, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законами № 2464 и № 1058 (ст. 1651 КУоАП),
  • и неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан (ст. 1634 КУоАП).

ОИР, категория 132.03

 

 

 

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
05.12.2025
Реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним
Минэкономики обобщило и разместило реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним. Больше по теме: Коллективный договор: уточняем условия Как прописать в коллективном договоре количество дней отпуска за работу с компьютером? Минэ...
05.12.2025
Учитывается ли сумма акциза при определении объема операций для обязательной регистрации плательщиком НДС
При расчете общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС согласно разд. V НКУ, начисленная (уплаченная) в течение последних 12 календарных месяцев для определения необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС сумма акцизного налога, который начи...
05.12.2025
О госрегистрации аренды земли, на которую не оформлено право собственности сельсовета – письмо Минюста
Минюст обнародовал письмо-разъяснение «Об отдельных вопросах в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Больше по теме: Действие договора аренды было автоматически продлено до 18.11.2022, но право аренды не прекращено в Госреестре вещных п...
Лучшие материалы