Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

В какие сроки ГНС направляет решение о возможности или невозможности своевременного исполнения налоговой обязанности плательщиком

10.03.2023 37 0 0

В какие сроки контролирующий орган принимает и направляет решение (предыдущее решение) о возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности (в т. ч. если от налогоплательщика не получены дополнительные документы в подтверждение основания невозможности своевременного исполнения налоговой обязанности) ) и каким образом такие решения направляются налогоплательщику?

Порядок подтверждения возможности или невозможности исполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 29.07.2022 № 225, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25 августа 2022 года под № 967/38303 (далее – Порядок № 225).

Решение (предварительное решение) о возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности (далее – решение (переднее решение)) принимается контролирующим органом по результатам рассмотрения поданного налогоплательщиком заявления в произвольной форме об отсутствии возможности исполнения им своей налоговой обязанности (далее – заявление) и документов (копий документов), информации, которые могут быть использованы для подтверждения такой невозможности, в сроки определены разд. ІІІ Порядка №225.

Согласно п. 1 разд. ІІІ Порядка № 225 заявление налогоплательщика в произвольной форме и соответствующие документы (копии документов) рассматриваются контролирующим органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения, с возможностью продления срока рассмотрения с учетом срока, предусмотренного для направления предварительного решения. Налогоплательщики предоставляют документ или несколько документов (копию документа или документов), информацию, которая может быть использована для подтверждения невозможности выполнения ими своих налоговых обязанностей.

В случае недостаточности документов (копий документов), подтверждающих невозможность выполнения у налогоплательщика налоговых обязанностей, контролирующий орган направляет предварительное решение по форме, прилагаемой к Порядку № 225, с предложением о предоставлении налогоплательщиком конкретных дополнительных документов (копий документов) на подтверждение указанного в заявлении основания (оснований) невозможности выполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей.

Предварительное решение должно быть направлено налогоплательщику не позднее 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения контролирующим органом заявления и соответствующих документов (копии документов), информации в порядке, предусмотренном п. 3 разд. ІІІ Порядка № 225.

Налогоплательщик может подать в контролирующий орган дополнительные документы (копии документов) обоснования/объяснения в подтверждение указанного в заявлении основания (оснований) невозможности выполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения предварительного решения.

Дополнительные документы (копии документов) обоснования/объяснения рассматриваются контролирующим органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения.

Если налогоплательщик не предоставил дополнительных документов (копий документов), обоснований/объяснений в подтверждение указанного в заявлении основания (оснований) невозможности выполнения налоговых обязанностей, руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение на основании предварительно поданного налогоплательщиком заявления, документов (копий документов) и информации, которые могут быть использованы для подтверждения возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

При этом, в случае непредоставления налогоплательщиком дополнительных документов (копий документов), обоснований/объяснений, решение должно быть направлено налогоплательщику не позднее 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения налогоплательщиком предварительного решения.

Пунктом 3 разд. ІІІ Порядка № 225 определено, что контролирующий орган направляет предварительное решение и решение налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 главы 1 разд. II Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 г. № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ).

Направление предыдущего решения и решение путем его отправки в Электронный кабинет налогоплательщика осуществляется с одновременной отправкой по электронному адресу (адреса) налогоплательщика информации о виде документа, дате и времени его отправки в Электронный кабинет.

Предыдущее решение и решение, направленное контролирующим органом в Электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если оно сформировано с соблюдением требований, установленных разд. II Кодекса.

Согласно п. 42.1 ст. 42 НКУ налоговые уведомления-решения, налоговые требования или другие документы по вопросам администрирования налогов, сборов, платежей, налогового контроля, в том числе по вопросам проведения проверок, сверок, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверенные печатью такого контролирующего органа и отражаться в Электронном кабинете.

Документы считаются должным образом врученными, если они направлены в порядке, определенном п. 42.4 ст. 42 НКУ, присланные по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику (его представителю) (п. 42.2 ст. 42 НКУ).

Абзацем первым п. 42.4 ст. 42 НКУ определено, что налогоплательщики, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в Электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины от 22 мая 2003 года № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 851) и от 05 октября 2017 года № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 2155).

Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом п. 42.4 ст. 42 НКУ, подавших заявление о желании получать документ через Электронный кабинет, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 путем отправки документа в Электронный кабинет с одновременным отправлением налогоплательщику по его электронному адресу (адреса) информации о виде документа, дате и времени его отправления в Электронный кабинет (абзац второй п. 42.4 ст. 42 НКУ).

Документ, отправленный контролирующим органом в Электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований Законов № 851 и № 2155 и доступен в Электронном кабинете (абзац третий п. 42.4 ст. 42 НКУ).

Датой вручения налогоплательщику документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, которая отправляется из Электронного кабинета автоматически и свидетельствует о дате и времени доставки документа налогоплательщику. В случае если доставка документа состоялась после 18 часов, датой вручения документа налогоплательщику считается следующий рабочий день. Если доставка состоялась в выходной или праздничный день, датой вручения документа налогоплательщику считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем (абзац четвертый п. 42.4 ст. 42 НКУ).

В случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке документа в Электронный кабинет в течение двух рабочих дней со дня его отправки такой документ в бумажной форме на третий рабочий день со дня отправки из Электронного кабинета направляется по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручается налогоплательщику (его представителю) (абзац пятый п. 42.4 ст. 42 НКУ).

В случае если налогоплательщик не подал заявление о желании получать документы через Электронный кабинет, переписка с налогоплательщиком осуществляется путем отправки по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручаются налогоплательщику (его представителю) (абзац первый п. 42.5 ст.42 НКУ).

В случае если почта не может вручить налогоплательщику документ в связи с отсутствием по местонахождению должностных лиц налогоплательщика, их отказом принять документ, ненахождение фактического местоположения (местонахождение) налогоплательщика или по другим причинам, документ считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причины невручения (абзац второй п. 42.5 ст. 42 НКУ).

Следовательно, решение (предварительное решение) принимается контролирующим органом по результатам рассмотрения поданного налогоплательщиком заявления в произвольной форме и документов (копий документов), информации, которые могут быть использованы для подтверждения невозможности выполнения им своих налоговых обязанностей, в сроки определены разд. ІІІ Порядка № 225, и направляется налогоплательщику одним из следующих способов:

  • средствами электронной связи в электронной форме путем отправки документа в Электронный кабинет с одновременным отправлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его отправки в Электронный кабинет (для плательщиков, подавших заявление о желании получать документ через электронный кабинет);
  • путем отправки по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • путем личного вручения налогоплательщику (его представителю).

https://evp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы