В настоящее время вносить данные о военнообязанных для бронирования работников должен руководитель критического предприятия. Однако у руководителей-иностранцев такой возможности нет, ведь для этого требуется доступ к порталу «Дія». Министерство цифровой трансформации работает над альтернативным способом внесения данных в реестры для таких предприятий, а именно передачи компанией информации о бронировании в соответствующий государственный орган, определивший компанию критически важной, которая будет со своей стороны вносить данные в ДІю. Сейчас такая опция применяется для некоторых типов компаний (проектов МТД, работников специализированных учреждений ООН, членов наблюдательных советов и пр.). Минцифры работает над тем, чтобы сделать такой механизм доступным и для предприятий, не имеющих технической возможности воспользоваться сервисом онлайн.
Об этом стало известно на состоявшейся 15 мая общей встрече Европейской Бизнес Ассоциации с представителями Минобороны, Минэкономики и Министерства цифровой трансформации.
Также на встрече обсудили вопросы дальнейшей цифровизации процессов воинского учета, планируемые в ближайшее время нормативные изменения и другие актуальные для бизнеса запросы, в частности:
- учет общего количества военнообязанных – мобилизованных работников после 18 апреля 2024 года. Тестирование новых объемов в системе «Оберіг» продолжается, внедрение ожидается в ближайшие недели;
- проблемы с отменами бронирований в Дії. Выявлены ситуации, когда статус бронирования у работника в Резерв+ внезапно исчезает. Также работодатель может обнаружить, сформировав информацию из реестра военнообязанных. Минобороны работает над запуском push-уведомлений об отмене бронирования с указанием причины в приложении «Резерв+»;
- период перебронирования. Предложение о снижении срока с 72 до 24 часов не поддерживается Минэкономики, Минобороны и Генеральным штабом ВСУ из-за риска злоупотреблений. Зато бизнес озвучил предложение о возможности подачи заявки на повторное бронирование (т. е. продление действующих бронирований) заранее (например, за 1 месяц до завершения текущего бронирования);
- автоматизация отсрочки научных и научно-педагогических кадров. Минобороны отметил, что работы по этому вопросу уже ведутся, следует следить за анонсами и обновлениями;
- мониторинг критически важных предприятий. Министерства будут проводить системный мониторинг компаний с критическим статусом на соответствие критериям критичности. Мониторинг будет проходить постепенно и без установленных сроков;
- проблемы с расчетом дохода. Разъяснено, что общий доход работника включает больничные, отпускные и прочие выплаты. Выплаты из других месяцев будут рассматриваться индивидуально;
- цифровизация отчетности компаний. Все базовые карточки военнообязанных уже находятся в реестре «Оберіг» и других государственных реестрах. Цифровизация отчетности компаний для уменьшения административной нагрузки на бизнес – это другое функциональное направление, требующее дополнительной обработки;
- рассматривается возможность автоматического предоставления отсрочки для работников, воспитывающих и содержащих троих детей, если некоторые из этих детей не являются родными (дети жены из предыдущего брака);
- отсутствие ответственности за нарушение сроков рассмотрения заявлений на критичность. В настоящее время сроки носят декларативный характер, и ответственность должностных лиц за их несоблюдение не предусмотрена. В то же время госорганы отмечают, что основная причина задержек – некачественный пакет документов, предоставляемых компаниями (отчетность, сведения о компании и т. п.);
- проблемы с актуализацией данных в реестре «Оберіг», отображаемые в Дії. Ведь данные об уволенных работниках иногда остаются в реестре месяцами. Работникам рекомендовано самостоятельно актуализировать информацию о месте работы через приложение «Резерв+».
Минцифры