Установлены новые правила учета доходов и расходов физлиц-предпринимателей
С 1 января вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенные Законом от 14.07.20 г. № 786-IX. В частности, отменено обязательное ведение Книги учета доходов и расходов. Авансовые платежи по НДФЛ рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно по фактическим данным учета доходов и расходов, который ведется согласно п. 177.10 НК (пп. 177.5.1 НК).
Рассмотрим, как теперь должны вести учет предприниматели в зависимости от их системы налогообложения.
Так, физлица-предприниматели на общей системе налогообложения, как и раньше, обязаны вести учет доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Но учет доходов и расходов можно будет осуществлять как в бумажном, так и в электронном виде (в т. ч. через Электронный кабинет, в котором должен появиться соответствующий сервис) по типовой форме, которую должен утвердить Минфин и которая заменит старую форму Книги учета. Пока такая форма не утверждена.
В Информационном письме № 16 налоговики разъяснили, что до момента утверждения Минфином новой формы действующей остается Книга учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Министерства доходов и сборов от 16.09.13 г. № 481.
Предприниматели – единщики первой и второй групп могут вести учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов. Единщики третьей группы тоже ведут учет в произвольной форме, но не только полученных доходов, но и понесенных расходов.
То есть с 2021 года всем предпринимателям – единщикам первой – третьей групп отменили ведение типовых форм Книг учета. В то же время вести учет все-таки нужно, и делать это можно будет в бумажном и/или электронном виде.
Налоговики, комментирующие такие нововведения в Информационном письме № 16, обращают внимание, что:
- указанным единщикам регистрировать Книги (или другие формы) учета с 1 января 2021 года не нужно;
- с 1 января 2021 года также исчезают основания для применения к единщикам административного штрафа за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета;
- сообщать налоговикам об избранной форме учета предпринимателям-единщикам не нужно.
Впрочем, налоговые органы имеют право запросить указанную информацию в порядке, определенном НК для проверки соблюдения плательщиком требований НК относительно предельного объема дохода за соответствующий период. То есть, если налоговики пришлют запрос, в котором попросят предоставить копию документа, в котором ведется учет, ее нужно будет предоставить. И, конечно, оригинал настоящего документа понадобится во время налоговых проверок.
Поэтому налоговики отмечают, что такие записи должны содержать данные по крайней мере о месячных оборотах и являются источником информации для составления плательщиком налога отчетности по ЕН.
В Информационном письме № 16 также отмечено, что предприниматели-единщики, которые начали вести Книгу учета до 2021 года, не должны снимать ее с регистрации в ГНС и могут продолжать вести Книги учета по формам, утвержденным приказом Минфина от 19.06.15 г. № 579.
Обратите внимание: предприниматели, как единщики, так и общесистемщики, должны хранить Книги учета, которые они вели до 1 января 2021 года, еще три года (это вытекает из норм п. 44.1 и 44.3 НК).
Комментарии к материалу