Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Установлены новые правила учета доходов и расходов физлиц-предпринимателей

08.01.2021

С 1 января вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенные Законом от 14.07.20 г. № 786-IX. В частности, отменено обязательное ведение Книги учета доходов и расходов. Авансовые платежи по НДФЛ рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно по фактическим данным учета доходов и расходов, который ведется согласно п. 177.10 НК (пп. 177.5.1 НК).

Рассмотрим, как теперь должны вести учет предприниматели в зависимости от их системы налогообложения.

Так, физлица-предприниматели на общей системе налогообложения, как и раньше, обязаны вести учет доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Но учет доходов и расходов можно будет осуществлять как в бумажном, так и в электронном виде (в т. ч. через Электронный кабинет, в котором должен появиться соответствующий сервис) по типовой форме, которую должен утвердить Минфин и которая заменит старую форму Книги учета. Пока такая форма не утверждена. 

В Информационном письме № 16 налоговики разъяснили, что до момента утверждения Минфином новой формы действующей остается Книга учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Министерства доходов и сборов от 16.09.13 г. № 481.

Предприниматели – единщики первой и второй групп могут вести учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов. Единщики третьей группы тоже ведут учет в произвольной форме, но не только полученных доходов, но и понесенных расходов.

То есть с 2021 года всем предпринимателям – единщикам первой – третьей групп отменили ведение типовых форм Книг учета. В то же время вести учет все-таки нужно, и делать это можно будет в бумажном и/или электронном виде.

Налоговики, комментирующие такие нововведения в Информационном письме № 16, обращают внимание, что:

  • указанным единщикам регистрировать Книги (или другие формы) учета с 1 января 2021 года не нужно;
  • с 1 января 2021 года также исчезают основания для применения к единщикам административного штрафа за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета;
  • сообщать налоговикам об избранной форме учета предпринимателям-единщикам не нужно.

Впрочем, налоговые органы имеют право запросить указанную информацию в порядке, определенном НК для проверки соблюдения плательщиком требований НК относительно предельного объема дохода за соответствующий период. То есть, если налоговики пришлют запрос, в котором попросят предоставить копию документа, в котором ведется учет, ее нужно будет предоставить. И, конечно, оригинал настоящего документа понадобится во время налоговых проверок.

Поэтому налоговики отмечают, что такие записи должны содержать данные по крайней мере о месячных оборотах и являются источником информации для составления плательщиком налога отчетности по ЕН.

В Информационном письме № 16 также отмечено, что предприниматели-единщики, которые начали вести Книгу учета до 2021 года, не должны снимать ее с регистрации в ГНС и могут продолжать вести Книги учета по формам, утвержденным приказом Минфина от 19.06.15 г. № 579.

Обратите внимание: предприниматели, как единщики, так и общесистемщики, должны хранить Книги учета, которые они вели до 1 января 2021 года, еще три года (это вытекает из норм п. 44.1 и 44.3 НК).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
15.09.2025
Требовать ли трудовую книжку при трудоустройстве совместителя
Ответим на следующие вопросы: должен ли предоставить трудовую книжку работник при трудоустройстве по совместительству и какой документ должен предоставить работник вместо трудовой книжки. Больше по теме: Особенности оформления на работу совместителя Должен ли предоставить трудовую книжку работник п...
15.09.2025
Перепоручение: как правильно оформить доверенность на передачу полномочий
Рассмотрим, что такое перепоручение; какова форма доверенности, выданной в порядке перепоручения; условия и особенности оформления, когда перепоручение утрачивает силу; порядок отмены доверенности и т. д. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, о...
15.09.2025
Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года
Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязате...
Лучшие материалы