Трудовые споры: причины возникновения и порядок решения
15.09.2016 6595 0 0
Трудовые споры - это неурегулированные вследствие непосредственных переговоров разногласия между работником (коллективом работников) и работодателем по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения существующих условий труда.
Классифицировать трудовые споры можно по субъектам, содержанию, характеру и порядку рассмотрения (подведомственности). По субъектам различают индивидуальные и коллективные трудовые споры. Если субъектами индивидуальных трудовых споров являются работник и работодатель, то субъектами коллективных трудовых споров являются:
- на производственном уровне - наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации или их структурные подразделения или профсоюзная и другая уполномоченная наемными работниками организация и собственник предприятия или уполномоченный им орган или представитель;
- на отраслевом, территориальных уровнях - наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий), или административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные этими наемными работниками органы и собственники, объединение собственников или уполномоченные ими органы или представители;
- на национальном уровне - наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы или их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы и собственники, объединение собственников или уполномоченные ими органы (представители) на территории большинства административно-территориальных единиц Украины.
Индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о труде решаются в порядке, предусмотренном главой XV КЗоТ "Индивидуальные трудовые споры".
По признаку подведомственности можно выделить три вида порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
1. Общий порядок, согласно которому трудовой спор последовательно рассматривается в комиссии по трудовым спорам (КТС) и в суде (ст. 221 КЗоТ). Рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решения и спор будет перенесен в суд. В других случаях каждая из сторон имеет право обратиться в суд в связи с несогласием с решением КТС. При этом необходимо помнить, что Конституция Украины предусмотрела право каждого гражданина обращаться в суд за защитой нарушенного права. Поэтому работник имеет право выбора органа, куда ему можно обращаться за защитой нарушенных трудовых прав: в комиссию по трудовым спорам или в суд.
2. Судебный порядок, по которому трудовой спор непосредственно рассматривается судом (статьи 55,124 Конституции, ст. 232 КЗоТ).
3. Особый порядок, предусматривающий особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников (судей) прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, имеющих классные чины) (ст. 222 КЗоТ). Согласно ст. 2 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 года трудовой спор (конфликт) - это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:
- установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;
- заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
- выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
- невыполнения требований законодательства о труде.
Коллективные трудовые споры разрешаются с помощью примирительной процедуры, охватывающей рассмотрение его примирительной комиссией и (или) трудовым арбитражем. В примирительных процедурах могут принимать участие независимые посредники и Национальная служба посредничества и примирения. В случае, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, работники могут прибегнуть к забастовке.
Согласно ст. 44 Конституции Украины, те, кто работают, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку установлен Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или владелец или уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительной процедуры или не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Согласно ст. 17 Закона, забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) в целях разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.
Источник: http://dspif.gov.ua/news/234-trudov-s...
Комментарии к материалу