Трансфертное ценообразование: все, что нужно знать! (часть 2)
08.02.2017 1676 0 0
ГФС в письме от 02.02.17 г. № 2376/7/99-99-15-02-01-17 отметил, что 1 января 2017 года вступил в силу Закон Украины от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (далее - Закон N 1797). Основными изменениями Закона N 1797 относительно трансфертного ценообразования являются следующие:
Проведение корректировки коммерческих и финансовых условий операций
Подпунктом 39.2.2.1 Кодекса предусмотрено для обеспечения сопоставимости и избежания влияния различий между контролируемой и неконтролируемой операциями осуществлять корректировку таких различий коммерческих и финансовых условий как в контролируемой, так и в потенциально сопоставимых неконтролируемых операциях. Ранее норма давала возможность корректировать только различия в неконтролируемых операциях.
Применение методов трансфертного ценообразования
Законом N 1797 уточнено применение методов установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки".
В частности для метода сравнительной неконтролируемой цены определена возможность применения для сравнения цены контролируемой операции не только сопоставимых неконтролируемых операций, осуществленных плательщиком и другими лицами, а также сведений, полученных из других информационных источников, указанных в подпункте 39.5.3 Кодекса.
При использовании метода цены перепродажи должна сравниваться валовая рентабельность контролируемой операции, а для метода "затраты плюс" - валовая рентабельность себестоимости.
Для метода чистой прибыли уточнена возможность использования не только показателей рентабельности, которые базируются на показателе чистой прибыли, а также и показателя рентабельности операционных затрат. В то же время подпунктом 39.3.6.2 Кодекса предусмотрено, что метод чистой прибыли используется, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о достаточном уровне сопоставимости условий контролируемой сделки с условиями сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операций) при использовании метода сравнительной неконтролируемой цены, цены перепродажи или "затраты плюс".
Самостоятельные корректировки
Изменениями к подпункту 39.5.4 Кодекса плательщику разрешено при осуществлении самостоятельной корректировки налоговых обязательств рассчитывать их соответственно максимальному или минимальному значению диапазона цен (рентабельности), а не значению медианы такого диапазона.
Документация по трансфертному ценообразованию
Законом N 1797 расширено содержание документации, которую налогоплательщики, осуществляющие контролируемые операции, должны составлять и хранить за каждый отчетный период.
Налогоплательщик дополнительно к перечню информации, которая указывалась в документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с предыдущих правил подпункта 39.4.6 Кодекса, должен еще раскрыть:
данные о лицах, корпоративными правами которых в размере 20 и более процентов владеет налогоплательщик. Данные должны быть такими, что дают возможность идентифицировать таких связанных лиц (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица, код лица, установленный в стране их регистрации) и раскрывать информацию относительно критериев признания таких лиц связанными;
информацию о лицах, которым налогоплательщик предоставляет местные управленческие отчеты;
описание структуры управления налогоплательщика, схему его организационной структуры;
описание деятельности и стратегии деловой активности, осуществляемой налогоплательщиком, в частности, экономические условия деятельности, анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), на которых осуществляет свою деятельность налогоплательщик, информацию об основных конкурентах;
сведения об участии налогоплательщика в реструктуризации бизнеса или передачи нематериальных активов в отчетном или предыдущем году, с объяснением аспектов этих операций, повлиявших или влияющих на деятельность налогоплательщика;
копии договоров (контрактов), касающихся контролируемой операции;
сведения о фактически проведенные расчеты в контролируемой операции (сумму и валюту платежей, дату, платежные документы).
При подготовке документации по трансфертному ценообразования, которая подается плательщиком по запросу Государственной фискальной службы Украины в соответствии с подпунктами 39.4.4 и 39.4.8 Кодекса после 01.01.2017 г., должны применяться нормы, действующие на момент направления запроса.
Отметим, что несмотря на перенос срока представления отчета о контролируемых операции на 1 октября года, следующего за отчетным, срок направления плательщику запроса на предоставление документации из трансфертного ценообразования (подпункт 39.4.4 Кодекса) не изменился - такой запрос может быть отправлен ДФС не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такую контролируемую операцию (операции) было осуществлено.
Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 3 раздела III Порядка проведения мониторинга контролируемых операций, утвержденного приказом Минфина от 14.08.2015 г. N 706, инициирование контролирующим органом направлении запроса налогоплательщиков относительно представления документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с подпунктом 39.4.4 Кодекса должно осуществляться с учетом анализа отчетов о контролируемых операциях.
Ответственность и штрафные санкции
Изменились штрафные санкции за нарушения, связанные с налоговой отчетностью по трансфертному ценообразованию.
Во-первых, штрафные санкции отныне привязаны к размеру прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.
При этом в случае применения после 01.01.2017 г. штрафных санкций по налоговой отчетности за 2015 и 2016 годы будет использоваться прожиточный минимум для трудоспособного лица, установленный согласно состоянию на 1 января 2015 года и 1 января 2016 года.
Во-вторых, пунктом 120.3 Кодекса введены новые штрафные санкции в случае непредставления налоговой отчетности.
С 01.01.2017 г. непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операции (уточняющего отчета) и/или документации по трансфертному ценообразованию по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты штрафа (штрафов), влечет за собой наложение штрафа, что равняется 5 размерам прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день их непредставление. Следует отметить, что Законом N 1797 в этом случае не ограничен верхний предел суммы штрафа (финансовой санкции).
В-третьих, введена отдельная, более "мягкую" ответственность за нарушение в случае, когда плательщик самостоятельно до начала проверки контролирующим органом выявил факт несвоевременного представления отчета о контролируемых операции, документации по трансфертному ценообразованию и несвоевременное декларирование операций в ранее поданном отчете и представил отчет (уточненный отчет).
Статью 120 Кодекса дополнена новым пунктом 120.4, которым предусмотрено применение следующих штрафов:
одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременной подачи отчета о контролируемых операции, но не более 300 размеров прожиточного минимума;
одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете о контролируемых операции в случае представления уточняющего отчета, но не более 300 размеров прожиточного минимума;
двух размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 Кодекса, но не более 200 размеров прожиточного минимума.
Кроме того, новой редакцией пункта 50.1 Кодекса предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации с налога на прибыль предприятий за предыдущий налоговый (отчетный) год с целью осуществления самостоятельной корректировки согласно статье 39 этого Кодекса, при условии представления уточняющего расчета в срок не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, штраф в размере трех процентов от суммы занижения налогового обязательства не применяется.
Основания для проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки"
Вместе с изменением названия (ранее - "проверка налогоплательщика по вопросам полноты начисления и уплаты налогов во время осуществления контролируемых операций) претерпели изменений основания для проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", определенные подпунктом 39.5.2.1 Кодекса. Такая проверка может быть проведена контролирующим органом в случае представления налогоплательщиком документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с подпунктом 39.4.4 Кодекса или в случае непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований пункта 39.4 Кодекса отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию.
При этом основания для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с подпунктами 78.1.14 - 78.1.16 Кодекса не претерпели изменений.
Разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций
Законом N 1797 определено, что финансовый результат налогового (отчетного) периода корректируется в контролируемых операциях, по результатам налогового (отчетного) года.
Одновременно уточнено терминологию этих подпунктов относительно условий, при которых происходит увеличение финансового результата до налогообложения при осуществлении контролируемых операций, а именно слова "обычных цен" заменены словами "цены, определенные по принципу "вытянутой руки".
Читайте также:
Подробнее по ссылке: https://uteka.ua/publication/Transfer...
Трансфертное ценообразование: все, что нужно знать! (часть 1)
Относительно трансфертного ценообразования
Комментарии к материалу