Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Суд поддержал налоговиков в деле по определению постоянного представительства иностранной компании

04.09.2024

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда направляя дело на новое рассмотрение заметил, что для подтверждения вывода об отнесении предприятия к постоянному представительству в понимании предписаний п. 5 ст. 5 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений налогов на доходы (далее – Конвенция), ратифицированная Верховной Радой 04.07.2013 Законом № 412-VI, определяющее значение имеет исследование доказательств, относительно осуществления коммерческой деятельности. Следовательно судами первой и апелляционной инстанций при принятии решения не соблюден принцип официального выяснения всех важных обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.

Судом установлено, что интересы нерезидента представляли уполномоченные лица – граждане Украины, действовавшие на основании доверенностей. В соответствии с содержанием этих доверенностей представители нерезидента имели полные права относительно распоряжения недвижимым имуществом и финансами нерезидента, имели право приобретать доли в украинских компаниях и отчуждать их. Кроме указанного, последние использовали полномочия заключать от имени нерезидента сделки, в частности, договоры о приобретении и продаже корпоративных прав, договоры о предоставлении услуг. Также эти лица от имени нерезидента принимали участие в общем собрании предприятий, корпоративные права которых принадлежат нерезиденту, принимали решение о выплате дивидендов, утверждали устав общества. Данные лица не являются агентами с независимым статусом, поскольку активно вовлечены в деятельность группы связанных лиц, в которую входит, в том числе и нерезидент, получают заработную плату от украинских предприятий, являющихся членами группы компаний, в которую входит и нерезидент, являются бенефициарными владельцами нерезидента и украинских предприятий, не получавших никакого дохода из-за границы за представление интересов нерезидента, что и является прямым признаком постоянного представительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 5 Конвенции.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что все инвестиции компании нерезидента находятся в Украине, и руководятся из Украины физическими лицами – гражданами Украины, согласно п. 4 ст. 10 Конвенции, а также согласно ст. 7 Конвенции, Украина облагает налогом доходы нерезидента на основании налогового законодательства.

Так, согласно п. 23 и 24 официального комментария к Модельной Конвенции ОЭСР деятельность представительства не может считаться вспомогательной, если она преимущественно осуществляет такие же функции, что и материнская компания. То есть, если основной вид деятельности представительства тождественен с видом деятельности нерезидента (материнской компании), определенное в уставных документах нерезидента, представительство в целях налогообложения рассматривается как постоянное представительство.

Для разграничения «постоянного» представительства от «непостоянного» (некоммерческого) следует выделить ключевые характеристики, которые служат базой для их разграничения. Прежде всего, деятельность непостоянного представительства носит исключительно подготовительный или вспомогательный характер деятельности компании нерезидента и должна быть отличной от уставных функций материнской компании. Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом по постановлениям от 21.12.2022 (по делу № 200/7051/20-а) и от 15.03.2016 (по делу № 826/14127/14).

Коллегия судов также отметила, что «для признания представительства нерезидента имеющим статус постоянного представительства необходимым условием является осуществление им коммерческой деятельности.

По своей сути, этот термин является эквивалентным термину «хозяйственная деятельность», который используется в Налоговом кодексе (далее – НК), а также в значительном количестве других международных договоров.

Таким образом, уяснение характера хозяйственной деятельности нерезидента имеет значение с учетом определения постоянного представительства.

Термину «хозяйственная деятельность» дано определение в пп. 14.1.36 НК как деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

Следовательно, хозяйственная деятельность характеризуется, прежде всего, направленностью на получение дохода, а также определенными организационными усилиями, которые предпринимаются в осуществлении соответствующей деятельности (в т. ч. организационными, финансовыми, человеческими и т. п.).

Так, в случае осуществления на территории Украины представительством хозяйственной деятельности, в частности, но не исключительно, деятельности, направленной на предоставление услуг третьим лицам (консультаций, рекламных акций и т. п.), и осуществления других действий, которые могут свидетельствовать о хозяйственном или коммерческом характере деятельности представительства, представительство приобретает признаки постоянного и обязано платить налог на прибыль с доходов, полученных с источником происхождения из Украины.

Учитывая виды деятельности нерезидента <...> и ввиду деятельности истца <...> такие действия истца указывают на хозяйственный характер осуществляемых функций. Письма за подписью главы Представительства, содержащиеся в материалах дела, констатирующих факт ведения хозяйственной деятельности и заключения соглашений с разными государственными институтами, дополнительно подтверждают такую квалификацию.

Определяющим признаком постоянного представительства является наличие определенного места деятельности. Для того чтобы место деятельности имело характер постоянного представительства, не обязательно, чтобы такое место имело определенное оформление в виде обособленного подразделения. В частности, <...> постоянным представительством может считаться не только филиал, но также и другое место управления, офис, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место разведки.».

Подытоживая указанное, Верховный Суд считает выводы судов предыдущих инстанций ошибочными, преждевременными и сделанными без исследования всех доказательств по делу.

Кроме вышеизложенного, коллегия судей Кассационного административного суда считает, что «вывод судов о том, что документальная внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пп. 78.1.1 НК, не могла быть начата, а начатая должна быть остановлена, является необоснованным, поскольку именно ст. 78 НК является базовой нормой, которая при наличии соответствующих оснований дает право контролирующему органу проводить проверку, в данном случае по основаниям, предусмотренным пп. «б» пп. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК по вопросам налогообложения юридическими лицами или иными нерезидентами, осуществляющими хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины, доходы, полученные нерезидентами с источником их происхождения из Украины, а положения пп. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК, в свою очередь, не ограничивают оснований их проведения, указанные в ст. 78 НК.».

Позиция контролирующего органа также была усилена материалами, полученными от иностранных компетентных органов, что еще раз доказывает, что обмен налоговой информацией с иностранными государствами является важным инструментом доказательства установленных нарушений, в том числе в судебном порядке.

Как результат, налогоплательщиками уплачена доначисленная сумма в размере около 50 млн грн.

Ссылки на постановления суда (Постановление 1 и Постановление 2)

ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
02.09.2025
Что (не) следует делать работодателям при профессиональной адаптации ветеранов
В Государственной службе занятости дали советы работодателям по обращению с работниками-ветеранами. Рассмотрим, что же советуют в ведомстве. Больше по теме: Оплата труда лиц, поддерживающих ветеранов войны Трудоустройство лиц с инвалидностью: есть ли особенности выполнения норматива для предприяти...
02.09.2025
Можно ли установить испытание для выпускника ЗВО
Можно ли установить испытания для молодого специалиста, которого приняли на работу после окончания ЗВО? Больше по теме: Приказ о продлении испытательного срока Уведомление об увольнении в связи с установлением несоответствия занимаемой должности по результатам испытания Приказ об увольнении в свя...
02.09.2025
Какие виды работ запрещены для несовершеннолетних
Используете труд лиц до 18 лет? Рассмотрим, какие виды работ запрещены для несовершеннолетних. Больше по теме: Особенности увольнения несовершеннолетних работников Особенности практики несовершеннолетних Несовершеннолетние лица (14–18 лет) в трудовых правоотношениях пользуются рядом существе...
Лучшие материалы