Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Смешивание бензина и дизтоплива с приложениями (присадками) не требует получения лицензии – Верховный Суд

14.08.2024

Субъекту хозяйствования не нужно получать специальное разрешение (лицензию) на право осуществления такого вида хозяйственной деятельности, как изготовление товарных бензинов и товарного дизельного топлива методом смешивания компонента автомобильного бензина и компонента дизельного топлива с приложениями (присадками), имеющими разные коды УКТВЭД.

К такому выводу пришел Кассационный административный суд в составе Верховного Суда (далее – КАС ВС) по делу о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, которым начислена сумма штрафных санкций.

В соответствии с обстоятельствами дела, предприятие в пределах хозяйственной деятельности получало для реализации и хранения топливо в готовом виде от поставщиков, что подтверждается соответствующими документами о подтверждении качества горючего. В целях улучшения качества горючего истец смешивал автомобильный бензин А-95-Евро-Е5 с присадками BASF Keropur 3786, в результате чего было получено топливо под торговой маркой «PULLS».

Налоговый орган по результатам фактической проверки истца составил акт с выводом об осуществлении производства горючего без лицензии на право производства горючего, что является нарушением требований ст. 2 Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (Закон) и пп. 230.1.3 Налогового кодекса (далее – НК). Было принято налоговое уведомление-решение и применены к плательщику штрафные санкции. По мнению контролирующего органа, смешивание автомобильного бензина с присадкой является производством нового топлива, требующего лицензии. Не соглашаясь с принятым решением, истец обратился в суд с указанным иском.

Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что деятельность по смешиванию автомобильного бензина с присадками не подпадает под лицензионную деятельность по производству горючего в понимании Закона, поскольку в процессе такого смешения нет полного технологического цикла производства, заключающегося в переработке сырья в продукцию, готовую к потреблению .

Пересматривая обжалованные решения, КАС ВС оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения – без изменений ввиду следующего.

Субъект хозяйствования, который намерен осуществлять или осуществляет тот вид деятельности, который указан именно в указанном Законе, обязан получить специальное разрешение (лицензию).

Согласно установленным по этому делу обстоятельствам субъект хозяйствования осуществлял деятельность, отвечающую признакам, которые в НК определены как «смешивание... готовой продукции, что приводит к получению подакцизных товаров (продукции)». Суды не установили, что истец изготовлял новый продукт (горючее) с полным технологическим циклом производства, заключающийся в переработке сырья в продукцию, готовую к потреблению, или в результате такой деятельности произошло изменение октанового числа, формы, свойств или физико-химического состава такого горючего. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что деятельность истца отвечает определению понятия «производство горючего», которое подпадает под требования лицензирования в понимании Закона. Соответственно, истец не обязан получать лицензию для ведения такой деятельности.

Верховный Суд отметил, что к спорным правоотношениям в части определения, какая деятельность является производством горючего и подлежит лицензированию, должны быть применены нормы указанного Закона как специального, регулирующего производство и оборот горючего.

Контролирующий орган ошибочно применил предписания НК, не подлежащие применению в этом случае, поскольку законодатель четко и разборчиво сформулировал тезис о необходимости получения лицензии «на производство одного из указанных в этом Законе видов деятельности», а именно на производство горючего с детализацией и конкретизацией такого вида деятельности: «Переработка нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, в результате которой получается горючее или другие продукты переработки», а не того вида деятельности, который указан в НК.

В этом деле суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о применении к этим правоотношениям предписаний Закона, установив, что у истца нет обязанности получать специальные разрешения (лицензию), в связи с отсутствующими в его деятельности признаками производства горючего путем переработки нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси

Просмотреть постановление Верховного Суда от 25.07.2024 по делу № 380/20490/21 (административное производство № К/990/15348/23) можно по ссылке.

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
11.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Минфин отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 30.10.2025 Президент подписал Закон о бронировании работников с проблемными ВУД Принят Закон об обосновании выдачи листков нетрудоспособности Верховная Рада приняла за основу законопроект ...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
11.11.2025
Спецтехника под видом гумпомощи: будут судить организатора контрабанды
В ходе проведения обыска правоохранители изъяли транспортное средство, стоимость которого, в случае законного ввоза на таможенную территорию Украины, составила бы более 1,6 млн грн. Детективы завершили досудебное расследование и направили в суд обвинительный акт в отношении жителя Львовщины, организ...
11.11.2025
Компания, выполнявшая оборонный контракт, возместила почти 5 млн грн неуплаченных налогов
Предприятие, специализирующееся на производстве бетонных конструкций для оборонного сектора, вернуло денежные средства, предназначенные для уплаты налогов, в бюджет. Больше по теме: Как определить обычную цену ОС при их ликвидации для целей НДС? Как определить обычную цену на сельхозпродукцию...
11.11.2025
Приобретение оборудования частично оплачено третьим лицом: начислять ли обязательства по НДС
Основанием для включения сумм НДС в налоговый кредит является НН, составленная на основании первичных документов и зарегистрированная в ЕРНН поставщиком (плательщиком НДС). В то же время, если оплата такого оборудования будет осуществляться не непосредственно предприятием, а третьим лицом, то у пред...
Лучшие материалы