Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку с 15 % до 14,5 % с 15 марта 2024 года. Дальнейшее замедление инфляции, сохранение устойчивой ситуации на валютном рынке, а также положительные сдвиги в вопросах получения внешней помощи позволяют раньше возобновить цикл смягчения процентной политики.
В феврале инфляция замедлилась до 4,3 % в годовом исчислении. Этому помимо прочего способствовало большее предложение отдельных продуктов питания и эффекты от значительных прошлогодних урожаев. В частности, благодаря теплой погоде и активизации продаж продукции из хранилищ снижались цены на некоторые овощи. Определенный эффект на продовольственные цены имела и переориентация отдельных производителей на внутренний рынок. Кроме того, в дальнейшем инфляцию ограничивал мораторий на повышение ряда тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Базовая инфляция также замедлилась – до 4,5 % г/г. Устойчивая ситуация на валютном рынке, обеспеченная, в частности, мерами монетарной политики и валютного надзора НБУ, способствовала улучшению инфляционных и курсовых ожиданий большинства групп респондентов. Это ограничивало фундаментальное ценовое давление. Разница между официальным и наличным курсом гривни почти нивелирована, а курс гривни умеренно колебался как в одну, так и в другую сторону, как и предполагает управляемая гибкость обменного курса.
С момента предыдущего монетарного решения в январе рыночные ставки по гривневым инструментам не претерпели заметных изменений. Доходность банковских депозитов и ОВГЗ и дальше превышала инфляционные ожидания бизнеса и граждан. Это вместе с обеспечением контролируемой ситуации на валютном рынке способствовало поддержанию интереса экономических агентов к сбережениям в национальной валюте. В частности, увеличивались вложения украинцев в ОВГЗ и стабильно росли депозиты населения сроком от трех месяцев.
По оценкам НБУ, инфляция будет оставаться в пределах целевого диапазона 5 % ±1 п. п. в ближайшие месяцы и только умеренно ускорится во втором полугодии. Постепенный рост доходов украинцев и повышенные расходы бизнеса в условиях войны будут подпитывать инфляционное давление. В то же время фиксация отдельных жилищно-коммунальных тарифов и монетарная политика НБУ, направленная на поддержание привлекательности гривневых активов и курсовой устойчивости, будут и дальше ограничивать рост потребительских цен.
Январский макропрогноз НБУ основывался на предположении о существенном улучшении ситуации безопасности с 2025 года, однако риск затяжной агрессии россии против Украины сохраняется. Продолжительная война будет тормозить экономическое восстановление и усложнит задачи НБУ по удержанию инфляции около цели 5 % на протяжении 2025–2026 годов.
Сохраняется также риск недостаточности международного финансирования, однако в последнее время наблюдались положительные сдвиги в этом вопросе. Так, в конце февраля Совет Европейского Союза одобрил начало инструмента Ukraine Facility общим объемом 50 млрд евро на 2024–2027 годы. В его рамках уже в марте Украина должна получить переходное финансирование в размере 4,5 млрд евро. Украина также достигла соглашения на уровне персонала по третьему пересмотру программы с Международным валютным фондом и ожидает решения Совета директоров Фонда через неделю. В марте – апреле Украина может получить более 10 млрд долл. США. Активизация поступлений внешней помощи в ближайшее время позволит существенно нарастить объем международных резервов.
В то же время актуальными остаются следующие риски:
Кроме того, могут реализоваться и положительные сценарии. Так, существенное расширение мощности морского коридора может способствовать более быстрому восстановлению украинского экспорта, а учитывая повышение эффективности мер валютного надзора – и увеличению объемов поступления валютной выручки.
Значительный стимул экономическому восстановлению может оказать реализация масштабных проектов восстановления Украины. Также в последнее время оживились дискуссии по использованию в пользу Украины обездвиженных российских активов. Реализация соответствующих инициатив может значительно улучшить ключевые макроэкономические характеристики.
Смягчение процентной политики поддержит восстановление экономики, не создавая угроз макрофинансовой устойчивости. Новый уровень ставок по операциям НБУ достаточен для поддержания привлекательности гривневых активов, курсовой устойчивости и сохранения умеренной инфляции.
В частности, для этих целей НБУ планирует сохранить операции с трехмесячными депозитными сертификатами (ДС) как действенный элемент операционного дизайна процентной политики, доказавший свою эффективность за последний год. В то же время в условиях цикла смягчения процентной политики и устойчивого замедления инфляции необходимость существенной разницы между ставкой по этой операции и учетной ставкой уменьшается. Учитывая это, НБУ снижает ставку по трехмесячным ГС на 1,5 п. п. – до 17,5 %. Кроме того, НБУ уменьшает ставку по кредитам рефинансирования на 1,5 п. п. – до 19,5 %. Ставка по ДС овернайт и дальше будет соответствовать уровню учетной ставки.
НБУ при необходимости продолжит модифицировать параметры операций с трехмесячными ДС. В частности, с 19 апреля для определения лимита вложений банков в трехмесячные ДС прирост гривневых депозитов физических лиц сроком более 93 дней будет рассчитываться за последние 12 месяцев (а не с 4 апреля 2023 года, как это происходит сейчас). Это будет стимулировать банки наращивать портфели срочных гривневых депозитов населения, что важно для поддержки курсовой устойчивости и защиты международных резервов.
НБУ и дальше готов динамично адаптировать процентную политику, учитывая изменения в балансе рисков для инфляции и курсовой устойчивости. Сохранение контролируемой ситуации на валютном рынке и умеренной инфляции, а также активизация поступлений внешней помощи создадут предпосылки для дальнейших шагов по снижению учетной ставки и смягчению валютных ограничений, которые поддержат развитие кредитования и восстановление экономики.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm