С 15 марта учетная ставка снижена до 14,5 %: НБУ
Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку с 15 % до 14,5 % с 15 марта 2024 года. Дальнейшее замедление инфляции, сохранение устойчивой ситуации на валютном рынке, а также положительные сдвиги в вопросах получения внешней помощи позволяют раньше возобновить цикл смягчения процентной политики.
В начале 2024 года инфляция замедлялась быстрее, чем ожидал НБУ
В феврале инфляция замедлилась до 4,3 % в годовом исчислении. Этому помимо прочего способствовало большее предложение отдельных продуктов питания и эффекты от значительных прошлогодних урожаев. В частности, благодаря теплой погоде и активизации продаж продукции из хранилищ снижались цены на некоторые овощи. Определенный эффект на продовольственные цены имела и переориентация отдельных производителей на внутренний рынок. Кроме того, в дальнейшем инфляцию ограничивал мораторий на повышение ряда тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Базовая инфляция также замедлилась – до 4,5 % г/г. Устойчивая ситуация на валютном рынке, обеспеченная, в частности, мерами монетарной политики и валютного надзора НБУ, способствовала улучшению инфляционных и курсовых ожиданий большинства групп респондентов. Это ограничивало фундаментальное ценовое давление. Разница между официальным и наличным курсом гривни почти нивелирована, а курс гривни умеренно колебался как в одну, так и в другую сторону, как и предполагает управляемая гибкость обменного курса.
С момента предыдущего монетарного решения в январе рыночные ставки по гривневым инструментам не претерпели заметных изменений. Доходность банковских депозитов и ОВГЗ и дальше превышала инфляционные ожидания бизнеса и граждан. Это вместе с обеспечением контролируемой ситуации на валютном рынке способствовало поддержанию интереса экономических агентов к сбережениям в национальной валюте. В частности, увеличивались вложения украинцев в ОВГЗ и стабильно росли депозиты населения сроком от трех месяцев.
Инфляция будет оставаться умеренной, в частности, благодаря последовательной монетарной политике НБУ
По оценкам НБУ, инфляция будет оставаться в пределах целевого диапазона 5 % ±1 п. п. в ближайшие месяцы и только умеренно ускорится во втором полугодии. Постепенный рост доходов украинцев и повышенные расходы бизнеса в условиях войны будут подпитывать инфляционное давление. В то же время фиксация отдельных жилищно-коммунальных тарифов и монетарная политика НБУ, направленная на поддержание привлекательности гривневых активов и курсовой устойчивости, будут и дальше ограничивать рост потребительских цен.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны
Январский макропрогноз НБУ основывался на предположении о существенном улучшении ситуации безопасности с 2025 года, однако риск затяжной агрессии россии против Украины сохраняется. Продолжительная война будет тормозить экономическое восстановление и усложнит задачи НБУ по удержанию инфляции около цели 5 % на протяжении 2025–2026 годов.
Сохраняется также риск недостаточности международного финансирования, однако в последнее время наблюдались положительные сдвиги в этом вопросе. Так, в конце февраля Совет Европейского Союза одобрил начало инструмента Ukraine Facility общим объемом 50 млрд евро на 2024–2027 годы. В его рамках уже в марте Украина должна получить переходное финансирование в размере 4,5 млрд евро. Украина также достигла соглашения на уровне персонала по третьему пересмотру программы с Международным валютным фондом и ожидает решения Совета директоров Фонда через неделю. В марте – апреле Украина может получить более 10 млрд долл. США. Активизация поступлений внешней помощи в ближайшее время позволит существенно нарастить объем международных резервов.
В то же время актуальными остаются следующие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей для поддержания обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- существенные повреждения инфраструктуры, прежде всего портовой, что будет ограничивать экспорт;
- продолжение частичного блокирования границ с некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет ограничивать экспорт и удорожать импорт;
- углубление отрицательных миграционных тенденций.
Кроме того, могут реализоваться и положительные сценарии. Так, существенное расширение мощности морского коридора может способствовать более быстрому восстановлению украинского экспорта, а учитывая повышение эффективности мер валютного надзора – и увеличению объемов поступления валютной выручки.
Значительный стимул экономическому восстановлению может оказать реализация масштабных проектов восстановления Украины. Также в последнее время оживились дискуссии по использованию в пользу Украины обездвиженных российских активов. Реализация соответствующих инициатив может значительно улучшить ключевые макроэкономические характеристики.
Учитывая дальнейшее замедление инфляции и постоянное улучшение ожиданий, устойчивую ситуацию на валютном рынке, а также частичное снижение рисков, связанных с получением международной помощи, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 0,5 п. п. – до 14,5 %
Смягчение процентной политики поддержит восстановление экономики, не создавая угроз макрофинансовой устойчивости. Новый уровень ставок по операциям НБУ достаточен для поддержания привлекательности гривневых активов, курсовой устойчивости и сохранения умеренной инфляции.
В частности, для этих целей НБУ планирует сохранить операции с трехмесячными депозитными сертификатами (ДС) как действенный элемент операционного дизайна процентной политики, доказавший свою эффективность за последний год. В то же время в условиях цикла смягчения процентной политики и устойчивого замедления инфляции необходимость существенной разницы между ставкой по этой операции и учетной ставкой уменьшается. Учитывая это, НБУ снижает ставку по трехмесячным ГС на 1,5 п. п. – до 17,5 %. Кроме того, НБУ уменьшает ставку по кредитам рефинансирования на 1,5 п. п. – до 19,5 %. Ставка по ДС овернайт и дальше будет соответствовать уровню учетной ставки.
НБУ при необходимости продолжит модифицировать параметры операций с трехмесячными ДС. В частности, с 19 апреля для определения лимита вложений банков в трехмесячные ДС прирост гривневых депозитов физических лиц сроком более 93 дней будет рассчитываться за последние 12 месяцев (а не с 4 апреля 2023 года, как это происходит сейчас). Это будет стимулировать банки наращивать портфели срочных гривневых депозитов населения, что важно для поддержки курсовой устойчивости и защиты международных резервов.
НБУ будет продолжать цикл смягчения процентной политики при условии устойчивого снижения рисков для инфляции и курсовой устойчивости
НБУ и дальше готов динамично адаптировать процентную политику, учитывая изменения в балансе рисков для инфляции и курсовой устойчивости. Сохранение контролируемой ситуации на валютном рынке и умеренной инфляции, а также активизация поступлений внешней помощи создадут предпосылки для дальнейших шагов по снижению учетной ставки и смягчению валютных ограничений, которые поддержат развитие кредитования и восстановление экономики.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу