Регистрация акцизных складов и составление акцизных накладных
Государственная фискальная служба Украины согласно ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) рассмотрела обращение Общества относительно предоставления разъяснений по вопросам регистрации акцизных складов и составления акцизных накладных по отдельным операциям с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Украины, Законом Украины от 23 ноября 2018 года № 2628-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» (далее – Закон № 2628) и в пределах компетенции сообщает.
Согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Согласно статье 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация предоставляется по вопросам практического применения отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Государственная фискальная служба Украины реализует государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела (п. 1 Положения о Государственной фискальной службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая 2014 года № 236).
К ситуации 1
В обращении Общество отмечает, что осуществляет операции по продаже горючего с помощью топливных карточек и талонов. При этом Общество не осуществляет операций по физическому отпуску (отгрузке) горючего, а осуществляет только операции по продаже топливных карточек, талонов на горючее, по которым горючее получается покупателями через АЗС, принадлежащие другим субъектам хозяйствования.
Кто в таком случае является распорядителем акцизного склада? Каким образом будет составлена Обществом акцизная накладная в разрезе акцизных складов, которые не принадлежат Обществу?
Субъект хозяйственной деятельности, который будет осуществлять какие-либо операции, определенные пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, является лицом, реализующим горючее, и согласно пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса является плательщиком акцизного налога.
Так, с 01.07.19 г. применяются следующие нормы Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) (с изменениями).
Так, под реализацию горючего понимаются какие-либо операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/ акцизного склада передвижного до акцизного склада, до акцизного склада передвижного, для собственного потребления или промышленной переработки каким-либо другим лицам.
Итак, с 1 июля 2019 года непосредственно сама операция по реализации третьим лицам топливных карточек и талонов на горючее, при которой не происходит физической передачи (отпуска, отгрузки) горючего потребителю не относится к операциям по реализации горючего в понимании пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.
В указанном случае фактический отпуск горючего потребителю осуществляется не Обществом, а АЗС. Такая АЗС, которая является местом розничной торговли горючим, на которое получена лицензия на право розничной торговли горючим (п. 231.1 ст. 231 Кодекса), должна быть зарегистрирована плательщиком акцизного налога с реализации горючего в установленном порядке и обязана составлять акцизные накладные на такие объемы реализованного горючего, зарегистрировав акцизные накладные в Едином реестре акцизных накладных (далее – ЕРАН) согласно п. 231.1 ст. 231 Кодекса с соблюдением сроков, установленных п. 231.6 ст. 231 Кодекса.
Согласно подпункту 14.1.6 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса, акцизный склад – это:
а) специально оборудованные помещения на ограниченной территории (далее – помещения), расположенные на таможенной территории Украины, где под контролем постоянных представителей контролирующего органа распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем изготовления, обработки (переработки), смешивание, разлива, упаковки, фасовки, хранения, получения или выдачи, а также реализации спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий;
б) помещения или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем изготовления, обработки (переработки), смешивания, разлива, нагрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего.
Не является акцизным складом:
а) помещения обособленных подразделений распорядителя акцизного склада, которые используются им исключительно для упаковки, фасовки, хранения, получения или выдачи маркированных марками акцизного налога водки и ликеро-водочных изделий, отгруженных с акцизного склада, а также для осуществления оптовой и/или розничной торговли согласно полученной распорядителем акцизного склада лицензии;
б) помещения или территория, на каждой из которых общая вместимость расположенных емкостей для нагрузки-разгрузки и хранения горючего не превышает 200 кубических метров, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) – собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах, которые не превышают 1 000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам;
в) помещения или территория независимо от общей вместимости расположенных емкостей для нагрузки-разгрузки и хранения горючего, собственником или пользователем которых является субъект хозяйствования – плательщик единого налога четвертой группы, который получает в течение календарного года горючее в объемах, которые не превышают 10 000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам;
г) топливный бак как емкость для хранения горючего непосредственно в транспортном средстве или техническом оборудовании, устройства.
Согласно подпункту 14.1.224 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса распорядитель акцизного склада – субъект хозяйствования, который получил лицензию на право производства спирта этилового, алкогольных напитков, зарегистрированный плательщиком акцизного налога, или субъект хозяйствования – плательщик акцизного налога, осуществляющий производство, обработку (переработку), смешивание, разлив, нагрузку-разгрузку, хранение, реализацию горючего на акцизном складе и имеет документы, подтверждающие право собственности или пользования помещениями и/или территорией, которые относятся к акцизному складу.
Отмечаем, что согласно п. 22 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» Кодекса налогоплательщики обязаны с 1 мая 2019 года до 1 июня 2019 года зарегистрировать в системе электронного администрирования реализации горючего все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут по состоянию на 1 июля 2019 года.
К ситуации 2
В обращении Общество отмечает, что оборудовало акцизный склад расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками и предоставляет услуги по хранению горючего в резервуарах, которые принадлежат ему на правах собственности. Общество принимает горючее на хранение и выдает его с хранения заказчику.
Кто в данном случае составляет акцизную накладную – распорядитель акцизного склада (Общество) или заказчик?
Право на составление акцизных накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики акцизного налога в порядке, предусмотренном ст. 212 Кодекса (п. 231.4 ст. 231 Кодекса).
В указанном случае заказчик при передаче горючего с акцизного склада/акцизного склада передвижного на акцизный склад Общества для хранения, а также Общество при выдаче горючего с хранения заказчику осуществляют операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего. Указанные операции относятся к операциям по реализации горючего в понимании пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.
Итак, и заказчик, и Общество при осуществлении операций по реализации (физической передаче, отпуску, отгрузке) горючего составляют акцизные накладные в двух экземплярах по каждой операции и регистрируют их в ЕРАН с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица (п. 231.1 ст. 231 Кодекса) и сроков, установленных п. 231.6 ст. 231 Кодекса.
Руководствуясь нормами действующего законодательства Украины, субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования должны осуществлять свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.
Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 21.02.19 г. № 645/6/99-99-12-01-02-15/ІПК
Комментарии к материалу