Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Расходы на улучшение арендованных ОС подлежат налоговой амортизации у арендатора

12.04.2019

Подлежат ли амортизации в налоговом учете расходы на улучшение (ремонт) арендованных основных средств и учитывается ли сумма такой амортизации при корректировке финансового результата до налогообложения?

Согласно пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности, на разницы, возникающие согласно положениям НКУ.

Корректировка финансового результата до налогообложения на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, осуществляется согласно п. 138.1 и 138.2 ст. 138 НКУ.

Подпунктом 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 НКУ установлено, что расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (далее – НП(С)БУ) или международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 разд. I НКУ, подпунктами 138.3.2–138.3.4 п. 138.3 ст. 138 НКУ. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные НП(С)БУ, кроме «производственного» метода.

Для расчета амортизации согласно положениям п. 138.3 ст. 138 НКУ определяется стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной согласно положениям бухгалтерского учета.

Согласно абзацу второму п. 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181, и п. 21 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методические рекомендации № 561), затраты арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов. Такие затраты зачисляются в состав основных средств как первоначальная стоимость нового объекта подгруппы 2.7 классификации основных средств, приведенной в п. 7 Методических рекомендаций № 561.

Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (технический осмотр, техническое обслуживание, ремонт и т. п.), включаются в состав расходов отчетного периода (п. 32 Методических рекомендаций № 561).

Согласно п. 7 Международных стандартов бухгалтерского учета 16 «Основные средства» (далее – МСБУ 16) себестоимость объекта основных средств нужно признавать активом, если и только если есть вероятность, что будущие экономические выгоды, связанные с объектом, поступят к субъекту хозяйствования.

Во время признания объект основных средств, который соответствует критериям признания актива, нужно оценивать по его себестоимости (п. 15 МСБУ 16).

МСБУ 16 не определяет единицу оценки для признания, то есть из чего состоит объект основных средств. Итак, необходимо суждение при применении критериев признания к конкретным обстоятельствам субъекта хозяйствования. Возможно, будет целесообразным объединить отдельно незначимые объекты (например, литейные формы, инструменты и краски) и применять критерии к совокупной стоимости (п. 9 МСБУ 16).

Согласно принципу признания в п. 7 МСБУ 16, субъект хозяйствования не признает в балансовой стоимости объекта основных средств расходы на ежедневное обслуживание объекта. Наоборот, эти расходы признаются в прибыли или убытке, когда они понесены. Расходы на ежедневное обслуживание объекта, как правило, – это расходы на заработную плату и расходные материалы, а также это могут быть расходы на незначительные детали. Назначение этих расходов часто определяют как «ремонты и техническое обслуживание» объекта основных средств (п. 12 МСБУ 16).

Таким образом, расходы на улучшение (ремонт) арендованных основных средств, увеличивающие будущие экономические выгоды, которые сначала ожидались от их использования, в налоговом учете отражаются как отдельный объект группы 9 «прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет.

Вместе с тем при определении объекта налогообложения налогоплательщики-арендаторы на основании положений абзаца второго п. 138.1 и абзаца второго п. 138.2 ст. 138 НКУ должны увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму начисленной амортизации стоимости улучшения (ремонта) арендованных основных средств согласно НП(С)БУ или МСФО и уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации стоимости улучшения (ремонта) арендованных основных средств согласно п. 138.3 ст. 138 НКУ.

ОИР, категория 102.05

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Утверждены изменения к Инструкции о порядке начисления и уплаты ЕСВ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.05.2025 Определены критерии, при которых деятельность не будет считаться предоставлением финансовых услуг Обнародованы п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
06.06.2025
Таможенное оформление завершено, но РК не зарегистрирован: в каком отчетном периоде отразить НН по товарам РЭО
Данные РК, составленного с целью приведения показателей НН по операциям по экспорту отдельных видов товаров в соответствие с показателями таможенной декларации, в налоговой декларации не отражаются. Больше по теме: Режим экспортного обеспечения: заполняем отчетность по НДС Режим экспортного обеспе...
06.06.2025
В какой очередности уменьшается налоговый долг за счет отрицательного значения в декларации по НДС
Зачисление суммы, указанной в строке 20.1 налоговой декларации по НДС в счет уменьшения налогового долга по НДС в ИКП производится в предельный день подачи налоговой декларации по НДСисключительно для погашения налогового долга по НДС в таком порядке: в первую очередь – в счет основного платеж...
06.06.2025
Что указать работодателю в справке, подтверждающей стаж работы во вредных условиях
В справке должны быть указаны: периоды работы, которые зачисляются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, в которые включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основ...
Лучшие материалы