Расчеты за товары карточками через интернет: когда надо применять РРО?
В Индивидуальной налоговой консультации от 01.04.19 г. № 1368/6/99-99-14-05-01-15/ІПК налоговики в очередной раз разъяснили, когда надо применять РРО при расчетах с использованием банковских платежных карточек (далее – ПК) через Интернет.
Как известно, интернет-магазины применяют РРО при расчетах за товары и услуги на общих основаниях. Самое главное, что необходимо понимать: расчетная операция подразумевает не только прием наличных денег, но и ПК с оформлением соответствующего расчетного документа об оплате (ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР).
Как обычно производятся расчеты при заказах товаров в интернет-магазинах? Потребитель может оплатить товар или услугу либо наличными (при получении товара от курьера или у почтового оператора), либо путем перечисления денег на текущий счет продавца, либо с помощью ПК.
Напомним: согласно пп. 7 п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 05.11.14 г. № 705, платежная операция – это действие, инициированное пользователем электронного платежного средства (которым является ПК), по внесению или снятию наличных со счета, осуществлению расчетов в безналичной форме с использованием этого электронного платежного средства и/или его реквизитов по банковским счетам.
Услуга по технологическому, информационному обслуживанию платежных операций с применением ПК называется эквайрингом (п. 1.9 ст. 1 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III). В обычном магазине для физического считывания данных с ПК устанавливаются POS-терминалы.
Интернет-эквайринг – это технологическая разновидность эквайринга, позволяющая принимать к оплате ПК через Интернет. Главное отличие от обычного эквайринга состоит в отсутствии терминала. Для «считывания» данных ПК после оформления заказа клиент переадресуется на платежную форму, где самостоятельно вводит данные своей банковской карты — номер, срок действия, имя и фамилию владельца, код CVV2/CVC2 (как видим, это соответствует общему определению платежной операции с использованием ПК, приведенному выше).
Продавец передает эти данные и сумму заказа так называемому платежному провайдеру. Это субъект хозяйствования, предоставляющий онлайн-сервис по осуществлению электронных платежей, обеспечивающий максимально просто для покупателя и в то же время надежно и безопасно технологическое сопровождение транзакции (перечисление денег от покупателя продавцу). Как правило, платежные провайдеры дают имена и логотипы своим платежным сервисам, по которым их легко узнать. Примерами распространенных платежных сервисов (платежных систем) является Portmone, LiqPay. Субъекты хозяйствования, предоставляющие подобные услуги и зарегистрированные НБУ в качестве операторов платежной инфраструктуры, приведены на официальном сайте НБУ в разделе «Головна»/«Платіжні системи та розрахунки»/«Реєстрація та оцінювання платіжних систем»/«Відомості з Реєстру платіжних систем»/«Оператори послуг платіжної інфраструктури».
За свои услуги платежные провайдеры могут взимать комиссию с покупателя за каждый платеж. Какую именно – об этом можно узнать на сайте интернет-магазина: такая информация размещена в разделе об оплате.
Таким образом, в целях применения РРО использование ПК при расчетах через Интернет подчиняется общим правилам. Если продавец обязан применять РРО, то когда покупатель рассчитался за выбранный товар через Интернет с применением ПК, продавец должен пробить чек через РРО и отправить его потребителю вместе с товаром.
Комментарии к материалу