Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Проверки по РРО: позиция бизнес-омбудсмена

05.10.2023 35 0 0

Как известно, в период с 01.01.2022 по 01.10.2023 действует освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от ответственности за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – «Закон»). Соответственно, с 1 октября 2023 г. ожидается увеличение количества фактических проверок, которые будут проводиться налоговыми органами на предмет надлежащего проведения расчетных операций через РРО.

Совет бизнес-омбудсмена искренне надеется, что бизнес успел добросовестно подготовиться к проведению проверок, чтобы предотвратить строгие штрафы. Также Рада ожидает, что такие проверки не станут поводом для начала массовых преследований бизнеса и проявлений чрезмерного формализма и фискального упорства при применении штрафов со стороны налоговиков.

Обязанность бизнеса устанавливать РРО имела широкий публичный резонанс, поэтому маловероятно, что кто-то из целевой аудитории еще не знает о нем. Однако дьявол кроется в деталях, вернее в обязательных реквизитах фискальных чеков. Такие реквизиты время от времени меняются и их изменения не всегда в полной мере коммуникируются, при том что отсутствие хотя бы одного из реквизитов фискального чека может влечь за собой драконовские штрафы для бизнеса.

Совет бизнес-омбудсмена начал фиксировать в своем потоке жалоб возникновение новой тенденции - когда к бизнесу применяются штрафы согласно п. 1 ст. 17 Закона за то, что при безналичных расчетах в фискальных чеках не было указано всех обязательных реквизитов (строки 11-18), что является следствием несоединения/несочетания РРО с банковским платежным терминалом.

Закон прямо не устанавливает обязанности бизнеса соединять/соединять РРО с платежным терминалом, ограничений использования такого РРО, а также отдельной ответственности за их несоединение/несочетание.

Однако, существует требование приведения формы и содержания фискальных чеков в соответствие с требованиями Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденное Приказом Министерства финансов Украины № 13 от 21.01.2016 (далее – «Положение № 13»), согласно которым, при отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, такой документ не принимается как расчетный.

Благодаря этому на практике у налоговиков есть определенные аргументы рассматривать выдачу фискального чека, в котором не указаны все обязательные реквизиты, как невыдачу его вообще, а у бизнеса – небезосновательные опасения получить по результатам проверки штраф в размере 100% и 150% от стоимости проданных. с нарушением товаров, без ограничения периода в течение которого продолжалось нарушение. Такие аргументы налоговиков и опасения бизнеса подкреплены Верховным Судом в постановлении от 02.02.2023 по делу № 500/6845/21, где суд разграничил понятия «недостатки реквизитов» и «отсутствие реквизитов», указав, что в последнем случае может применяться санкция. 1 ст. 17 Закона.

Поэтому Совет бизнес-омбудсмена, в первую очередь, обращает внимание бизнеса на то, что при наличии соответствующих оснований, РРО необходимо соединить/соединить с банковским платежным терминалом, чтобы обеспечить отражение в фискальных чеках реквизиты строк 11-18 при осуществлении безналичных. расчетов.

При этом следует обратить внимание на то, что когда Приказом Минфина № 306 от 18.06.2020 к Положению № 13 добавлялись новые обязательные реквизиты для фискального чека, то было предусмотрено, что их указание является необязательным в 2 случаях:

1) если версии внутреннего программного обеспечения РРО включены в Госреестр и РРО состоял на учете в контролирующих органах до дня вступления в силу настоящего приказа (абз. 1 п. 3 Положения № 13); или

2) если отсутствует техническая возможность доработки РРО их производителями (поставщиками) с целью обеспечения возможности выполнения всех требований к форме и содержанию расчетных документов (абз. 3 п. 3 Положения № 13 и ч. 3 ст. 12 Закона).

Следует заметить, что подобные вопросы актуальны и в отношении других обязательных реквизитов фискальных чеков (например, qr-кода, штрихкода и т.п.).

Несмотря на предусмотренные в законодательстве исключения из опыта административного обжалования данной категории жалоб Совет бизнес-омбудсмена, к сожалению, пока не видит готовности налоговиков учитывать такие исключения при проверках бизнеса. Поэтому Совет бизнес-омбудсмена пользуется возможностью напомнить о важности соблюдения принципа правовой определенности, согласно которому каждый человек должен иметь возможность воспользоваться предоставленными ему правами.

Так, недопустимы случаи, когда бизнес привлекается к ответственности, если РРО были поставлены на учет до вступления в силу Приказа Минфина № 306 от 18.06.2020, ведь по общему правилу закон не может иметь обратного действия во времени, если это прямо им не предусмотрено. Это же касается и случаев, когда организациями, обслуживающими РРО, подтверждено отсутствие технической возможности соединить/соединить РРО с платежным терминалом в силу их технико-конструкторских особенностей.

Бизнес-омбудсмен Романа Ващук отмечает: «Восстановление внимания налоговиков к РРО должно начаться на основе взаимодействия и коммуникации с бизнесом, а также взвешенных подходов при проверках и применении штрафов, учитывая недостаточное соответствие нормативной базы принципу качества закона и недостаточную коммуникацию соответствующих требований соединение/сочетание РРО с платежным терминалом. Только сервисный подход, а не фискальный, может стать залогом построения доверия между бизнесом и государственными органами. Поэтому Рада искренне желает, чтобы возобновление внимания РРО началось с разъяснений и заблаговременного информирования бизнеса об имеющихся нарушениях, а также благоразумного применения штрафов в зависимости от последствий совершенных бизнесом нарушений».

https://boi.org.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы