Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проверки по РРО: позиция бизнес-омбудсмена

05.10.2023

Как известно, в период с 01.01.2022 по 01.10.2023 действует освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от ответственности за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – «Закон»). Соответственно, с 1 октября 2023 г. ожидается увеличение количества фактических проверок, которые будут проводиться налоговыми органами на предмет надлежащего проведения расчетных операций через РРО.

Совет бизнес-омбудсмена искренне надеется, что бизнес успел добросовестно подготовиться к проведению проверок, чтобы предотвратить строгие штрафы. Также Рада ожидает, что такие проверки не станут поводом для начала массовых преследований бизнеса и проявлений чрезмерного формализма и фискального упорства при применении штрафов со стороны налоговиков.

Обязанность бизнеса устанавливать РРО имела широкий публичный резонанс, поэтому маловероятно, что кто-то из целевой аудитории еще не знает о нем. Однако дьявол кроется в деталях, вернее в обязательных реквизитах фискальных чеков. Такие реквизиты время от времени меняются и их изменения не всегда в полной мере коммуникируются, при том что отсутствие хотя бы одного из реквизитов фискального чека может влечь за собой драконовские штрафы для бизнеса.

Совет бизнес-омбудсмена начал фиксировать в своем потоке жалоб возникновение новой тенденции - когда к бизнесу применяются штрафы согласно п. 1 ст. 17 Закона за то, что при безналичных расчетах в фискальных чеках не было указано всех обязательных реквизитов (строки 11-18), что является следствием несоединения/несочетания РРО с банковским платежным терминалом.

Закон прямо не устанавливает обязанности бизнеса соединять/соединять РРО с платежным терминалом, ограничений использования такого РРО, а также отдельной ответственности за их несоединение/несочетание.

Однако, существует требование приведения формы и содержания фискальных чеков в соответствие с требованиями Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденное Приказом Министерства финансов Украины № 13 от 21.01.2016 (далее – «Положение № 13»), согласно которым, при отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, такой документ не принимается как расчетный.

Благодаря этому на практике у налоговиков есть определенные аргументы рассматривать выдачу фискального чека, в котором не указаны все обязательные реквизиты, как невыдачу его вообще, а у бизнеса – небезосновательные опасения получить по результатам проверки штраф в размере 100% и 150% от стоимости проданных. с нарушением товаров, без ограничения периода в течение которого продолжалось нарушение. Такие аргументы налоговиков и опасения бизнеса подкреплены Верховным Судом в постановлении от 02.02.2023 по делу № 500/6845/21, где суд разграничил понятия «недостатки реквизитов» и «отсутствие реквизитов», указав, что в последнем случае может применяться санкция. 1 ст. 17 Закона.

Поэтому Совет бизнес-омбудсмена, в первую очередь, обращает внимание бизнеса на то, что при наличии соответствующих оснований, РРО необходимо соединить/соединить с банковским платежным терминалом, чтобы обеспечить отражение в фискальных чеках реквизиты строк 11-18 при осуществлении безналичных. расчетов.

При этом следует обратить внимание на то, что когда Приказом Минфина № 306 от 18.06.2020 к Положению № 13 добавлялись новые обязательные реквизиты для фискального чека, то было предусмотрено, что их указание является необязательным в 2 случаях:

1) если версии внутреннего программного обеспечения РРО включены в Госреестр и РРО состоял на учете в контролирующих органах до дня вступления в силу настоящего приказа (абз. 1 п. 3 Положения № 13); или

2) если отсутствует техническая возможность доработки РРО их производителями (поставщиками) с целью обеспечения возможности выполнения всех требований к форме и содержанию расчетных документов (абз. 3 п. 3 Положения № 13 и ч. 3 ст. 12 Закона).

Следует заметить, что подобные вопросы актуальны и в отношении других обязательных реквизитов фискальных чеков (например, qr-кода, штрихкода и т.п.).

Несмотря на предусмотренные в законодательстве исключения из опыта административного обжалования данной категории жалоб Совет бизнес-омбудсмена, к сожалению, пока не видит готовности налоговиков учитывать такие исключения при проверках бизнеса. Поэтому Совет бизнес-омбудсмена пользуется возможностью напомнить о важности соблюдения принципа правовой определенности, согласно которому каждый человек должен иметь возможность воспользоваться предоставленными ему правами.

Так, недопустимы случаи, когда бизнес привлекается к ответственности, если РРО были поставлены на учет до вступления в силу Приказа Минфина № 306 от 18.06.2020, ведь по общему правилу закон не может иметь обратного действия во времени, если это прямо им не предусмотрено. Это же касается и случаев, когда организациями, обслуживающими РРО, подтверждено отсутствие технической возможности соединить/соединить РРО с платежным терминалом в силу их технико-конструкторских особенностей.

Бизнес-омбудсмен Романа Ващук отмечает: «Восстановление внимания налоговиков к РРО должно начаться на основе взаимодействия и коммуникации с бизнесом, а также взвешенных подходов при проверках и применении штрафов, учитывая недостаточное соответствие нормативной базы принципу качества закона и недостаточную коммуникацию соответствующих требований соединение/сочетание РРО с платежным терминалом. Только сервисный подход, а не фискальный, может стать залогом построения доверия между бизнесом и государственными органами. Поэтому Рада искренне желает, чтобы возобновление внимания РРО началось с разъяснений и заблаговременного информирования бизнеса об имеющихся нарушениях, а также благоразумного применения штрафов в зависимости от последствий совершенных бизнесом нарушений».

https://boi.org.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.09.2025
Дата определения ставки акциза и курса гривни при пополнении остатка горючего
При составлении Заявки плательщиком осуществляется расчет объемов горючего, исходя из уплаченной на электронный счет суммы акцизного налога, рассчитываемой по ставке акцизного налога, действующей на дату ее составления и исходя из официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ, д...
17.09.2025
Какие существуют виды инструктажей по охране труда
Инструктаж по охране труда существует не в одном виде и применяется в разных случаях! Более подробно – на инфографике. Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Инструкция по охране труда для студентов, проходящих производственную практику В соответствии со ст. 18 Закон...
17.09.2025
Несвоевременное уведомление о несчастном случае: есть ли ответственность
Случился ли несчастный случай на производстве? Несвоевременно подали информацию о нем? Подробнее об ответственности работодателя смотрите ниже. Больше по теме: Смерть единственного учредителя фермерского хозяйства: как работать дальше? Прекращение трудового договора в случае смерти работника или р...
Лучшие материалы