Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проверки по РРО: позиция бизнес-омбудсмена

05.10.2023

Как известно, в период с 01.01.2022 по 01.10.2023 действует освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от ответственности за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – «Закон»). Соответственно, с 1 октября 2023 г. ожидается увеличение количества фактических проверок, которые будут проводиться налоговыми органами на предмет надлежащего проведения расчетных операций через РРО.

Совет бизнес-омбудсмена искренне надеется, что бизнес успел добросовестно подготовиться к проведению проверок, чтобы предотвратить строгие штрафы. Также Рада ожидает, что такие проверки не станут поводом для начала массовых преследований бизнеса и проявлений чрезмерного формализма и фискального упорства при применении штрафов со стороны налоговиков.

Обязанность бизнеса устанавливать РРО имела широкий публичный резонанс, поэтому маловероятно, что кто-то из целевой аудитории еще не знает о нем. Однако дьявол кроется в деталях, вернее в обязательных реквизитах фискальных чеков. Такие реквизиты время от времени меняются и их изменения не всегда в полной мере коммуникируются, при том что отсутствие хотя бы одного из реквизитов фискального чека может влечь за собой драконовские штрафы для бизнеса.

Совет бизнес-омбудсмена начал фиксировать в своем потоке жалоб возникновение новой тенденции - когда к бизнесу применяются штрафы согласно п. 1 ст. 17 Закона за то, что при безналичных расчетах в фискальных чеках не было указано всех обязательных реквизитов (строки 11-18), что является следствием несоединения/несочетания РРО с банковским платежным терминалом.

Закон прямо не устанавливает обязанности бизнеса соединять/соединять РРО с платежным терминалом, ограничений использования такого РРО, а также отдельной ответственности за их несоединение/несочетание.

Однако, существует требование приведения формы и содержания фискальных чеков в соответствие с требованиями Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденное Приказом Министерства финансов Украины № 13 от 21.01.2016 (далее – «Положение № 13»), согласно которым, при отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, такой документ не принимается как расчетный.

Благодаря этому на практике у налоговиков есть определенные аргументы рассматривать выдачу фискального чека, в котором не указаны все обязательные реквизиты, как невыдачу его вообще, а у бизнеса – небезосновательные опасения получить по результатам проверки штраф в размере 100% и 150% от стоимости проданных. с нарушением товаров, без ограничения периода в течение которого продолжалось нарушение. Такие аргументы налоговиков и опасения бизнеса подкреплены Верховным Судом в постановлении от 02.02.2023 по делу № 500/6845/21, где суд разграничил понятия «недостатки реквизитов» и «отсутствие реквизитов», указав, что в последнем случае может применяться санкция. 1 ст. 17 Закона.

Поэтому Совет бизнес-омбудсмена, в первую очередь, обращает внимание бизнеса на то, что при наличии соответствующих оснований, РРО необходимо соединить/соединить с банковским платежным терминалом, чтобы обеспечить отражение в фискальных чеках реквизиты строк 11-18 при осуществлении безналичных. расчетов.

При этом следует обратить внимание на то, что когда Приказом Минфина № 306 от 18.06.2020 к Положению № 13 добавлялись новые обязательные реквизиты для фискального чека, то было предусмотрено, что их указание является необязательным в 2 случаях:

1) если версии внутреннего программного обеспечения РРО включены в Госреестр и РРО состоял на учете в контролирующих органах до дня вступления в силу настоящего приказа (абз. 1 п. 3 Положения № 13); или

2) если отсутствует техническая возможность доработки РРО их производителями (поставщиками) с целью обеспечения возможности выполнения всех требований к форме и содержанию расчетных документов (абз. 3 п. 3 Положения № 13 и ч. 3 ст. 12 Закона).

Следует заметить, что подобные вопросы актуальны и в отношении других обязательных реквизитов фискальных чеков (например, qr-кода, штрихкода и т.п.).

Несмотря на предусмотренные в законодательстве исключения из опыта административного обжалования данной категории жалоб Совет бизнес-омбудсмена, к сожалению, пока не видит готовности налоговиков учитывать такие исключения при проверках бизнеса. Поэтому Совет бизнес-омбудсмена пользуется возможностью напомнить о важности соблюдения принципа правовой определенности, согласно которому каждый человек должен иметь возможность воспользоваться предоставленными ему правами.

Так, недопустимы случаи, когда бизнес привлекается к ответственности, если РРО были поставлены на учет до вступления в силу Приказа Минфина № 306 от 18.06.2020, ведь по общему правилу закон не может иметь обратного действия во времени, если это прямо им не предусмотрено. Это же касается и случаев, когда организациями, обслуживающими РРО, подтверждено отсутствие технической возможности соединить/соединить РРО с платежным терминалом в силу их технико-конструкторских особенностей.

Бизнес-омбудсмен Романа Ващук отмечает: «Восстановление внимания налоговиков к РРО должно начаться на основе взаимодействия и коммуникации с бизнесом, а также взвешенных подходов при проверках и применении штрафов, учитывая недостаточное соответствие нормативной базы принципу качества закона и недостаточную коммуникацию соответствующих требований соединение/сочетание РРО с платежным терминалом. Только сервисный подход, а не фискальный, может стать залогом построения доверия между бизнесом и государственными органами. Поэтому Рада искренне желает, чтобы возобновление внимания РРО началось с разъяснений и заблаговременного информирования бизнеса об имеющихся нарушениях, а также благоразумного применения штрафов в зависимости от последствий совершенных бизнесом нарушений».

https://boi.org.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы