Проведение предпринимательской деятельности в киосках: разъяснение Антимонопольного комитета
Антимонопольный комитет Украины на заседании 28 марта 2024 года принял рекомендательные разъяснения относительно применения законодательства о защите экономической конкуренции органами местного самоуправления во время принятия управленческих решений по установлению правил осуществления предпринимательской деятельности во временных сооружениях.
В них разъяснено:
- какие действия советов могут считаться антиконкурентными и рассматриваться на предмет наличия признаков нарушений, определенных ст. 15 Закона от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции» (далее – Закон № 2210);
- какие подходы применяются органами Комитета при рассмотрении вопросов соответствия действий органов местного самоуправления законодательству о защите экономической конкуренции при принятии ими управленческих решений по правилам предпринимательской деятельности во временных сооружениях.
Также в документе подчеркивается, что установление правил осуществления предпринимательской деятельности во временных сооружениях должно происходить с соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции (а именно отсутствия негативного влияния на конкуренцию) и приведены примеры несоблюдения отдельными органами местного самоуправления этих требований, в частности:
- вымогательства подачи субъектами хозяйствования не предусмотренных Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности», утвержденным приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.10.2011 № 244, зарегистрированным в Министерстве юстиции 22.11.2012 под № 1330/20068 (далее – Порядок), документов для возможности размещения временных сооружений и оформления паспорта привязки временных сооружений;
- определения отдельной процедуры подачи, рассмотрения и получения документов для размещения временных сооружений вопреки установленной Порядком, что может приводить к отказу в предоставлении паспорта привязки временных сооружений, являющегося основанием для их размещения, на основаниях, не предусмотренных Порядком ;
- установления не предусмотренных Порядком условий приостановки и аннулирования действия паспорта привязки временных сооружений;
- установления требований в части соответствия намерений относительно месторасположения временных сооружений комплексной схеме размещения временных сооружений;
- установления обязанности заключать договор о долевом участии в содержании объекта благоустройства.
Такие действия органов местного самоуправления могут оказать негативное влияние на конкуренцию на соответствующих рынках продаж товаров, оказания услуг и выполнения работ во временных сооружениях, поскольку могут приводить к возникновению у субъектов хозяйствования дополнительных расходов (материального, ресурсного, временного или иного характера), которые могли бы использоваться ими для повышения собственной конкурентоспособности.
Приведенное свидетельствует о необходимости повышения осведомленности органов местного самоуправления о соответствующих нормах законодательства, учитывая, что АМКУ в соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 7 Закона от 26.11.1993 № 3659-XII «Об Антимонопольном комитете Украины», ч. 6 ст. 4 Закона № 2210 принял рекомендательные разъяснения, определяющие подходы, рекомендуемые применять органам местного самоуправления при принятии управленческих решений по установлению правил осуществления предпринимательской деятельности во временных сооружениях.
Антимонопольный комитет
Комментарии к материалу