Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Процедура подачи и рассмотрения возражений к акту проверки

Разъяснение
13.11.2024

Как осуществляется подача и рассмотрение возражений к акту проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической, камеральной), в случае несогласия с выводами, фактами, данными, изложенными в акте проверки?

В соответствии с п. 86.7 Налогового кодекса (далее – НК) в случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки (кроме документальной внеплановой проверки, проведенной в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК), они имеют право подать свои возражения и дополнительные документы и пояснения, в частности, но не исключительно, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НК, в контролирующий орган, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Такие возражения, дополнительные документы и разъяснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

Подпунктом 86.7.1 НК определено, что акт проверки, возражение к акту проверки и/или дополнительные документы и пояснения, в случае их представления налогоплательщиком в определенном п. 86.7 НК порядке (далее – материалы проверки), рассматриваются комиссией такого контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений и пояснений к актам проверок (далее – комиссия по рассмотрению возражений), которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя контролирующего органа.

Рассмотрение материалов проверки осуществляется комиссией по рассмотрению возражений контролирующего органа в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений в соответствии с п. 86.7 НК (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проверки и указанных в возражениях, дополнительных документах и пояснениях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 42 НК.

Подпунктом 86.7.2 НК установлено, что в случае получения от налогоплательщика, в определенном п. 86.7 НК порядке, возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений, контролирующий орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте/способе рассмотрения материалов проверки, в том числе в режиме видеоконференции. Такое уведомление направляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и пояснений, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения. Информация (уведомление) о рассмотрении контролирующим органом, определенным пп. 41.1.1 НК, материалов проверки в режиме видеоконференции направляются налогоплательщику в электронном виде в электронный кабинет.

Согласно пп. 86.7.3 НК налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя, в том числе в режиме видеоконференции, о чем отмечается в поданных возражениях. Непосредственно при рассмотрении материалов проверки налогоплательщик вправе предоставлять письменные (кроме случаев рассмотрения материалов проверки в режиме видеоконференции) и/или устные пояснения относительно предмета рассмотрения.

Отсутствие налогоплательщика или его представителя, уведомленного в предусмотренном ст. 86 НК порядке о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не препятствует рассмотрению материалов проверки.

Подпунктом 86.7.4 НК определено, что при рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений:

  • устанавливает, совершил ли налогоплательщик, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение налогового, валютного и/или иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, отраженных в акте проверки, а также установленные при рассмотрении предоставленных налогоплательщиком в соответствии с п. 86.7 НК письменных пояснений и их документального подтверждения (в т. ч. относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства, ссылаясь на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);
  • исследует вопросы наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности;
  • исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК;
  • определяет размер денежных обязательств и/или сумму уменьшения бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС и/или сумму уменьшения НДФЛ, задекларированного к возврату из бюджета, в частности при использовании права на налоговую скидку, и/или занижения или завышения суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС, а также необходимость отправки (вручения) налогоплательщику соответствующего налогового уведомления-решения в случаях, предусмотренных НК.

При рассмотрении материалов проверки контролирующим органом исследуются все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные налогоплательщиком или истребованные у него, письменные и устные пояснения налогоплательщика, другие фактические данные, имеющиеся или доступные контролирующему органу.

По результатам рассмотрения материалов проверки комиссия по рассмотрению возражений принимает заключение, которое является неотъемлемой частью материалов проверки.

При установлении необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном пп. 78.1.5 НК, заключение по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.

В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, проведенной на основании пп. 78.1.5 НК в связи с рассмотрением предоставленных в порядке, определенном п. 86.7 НК, возражений к акту (справки) проверки, или рассмотрением жалобы на принятое контролирующим органом налоговое уведомление-решение, они вправе подать свои возражения в контролирующий орган, проводивший такую проверку, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получение акта (справки). Рассмотрение таких возражений не осуществляется отдельно. Такие возражения приобщаются к материалам проверки или материалам по рассмотрению жалобы, а приведенные в них факты и данные учитываются контролирующим органом при формировании в предусмотренном пп. 86.7.4  НК порядке заключения по результатам рассмотрения материалов проверки или при рассмотрении жалобы на принятое налоговое уведомление-решение в порядке, установленном ст. 56 НК.

Согласно пп. 86.7.5 НК налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа на основании заключения комиссии контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия такого заключения комиссией и предоставления (отправки) письменного ответа налогоплательщику, в порядке, определенном п.п. 86.7.1 НК.

Контролирующим и другим государственным органам запрещается использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не направлено (не вручено) налогоплательщику или оно считается отозванным в соответствии с пп. 60.1.2 и 60.1.4 НК.

ГУ ГНС в Черкасской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент подписал Закон о «заморозке» кредитов для аграриев Совместительство: ограничения, особенности и необходимые действия работодателя Правительство разрешило бронировать 100 % работников критически важных предприятий на прифронтовых террит...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
22.08.2025
Если бизнес пострадал в результате войны – получите временное освобождение от налоговых обязанностей
Право на освобождение имеют юридические и физические лица, которые пострадали от российской агрессии и не могут выполнять свои налоговые обязанности из-за ее последствий. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Опубликован перечень ВОТ и территорий ведения боевых действий: как воспользоваться налоговым...
22.08.2025
Списание кредиторской задолженности, возникшей вследствие деятельности ФЛП: что с налогообложением
Поскольку кредиторская задолженность ФЛП перед юрлицом возникла в результате проведения хоздеятельности (получение товара без дальнейшей оплаты его стоимости), то доход в виде списанной кредиторской задолженности включается в состав общего налогооблагаемого дохода ФЛП. В то же время, если списание к...
22.08.2025
Для повторного увольнения после восстановления нельзя использовать то же основание: судебное решение
Несоблюдение процедуры увольнения работника после восстановления на работе по решению суда является нарушением трудового законодательства и основанием для его восстановления на работе. Работодатель обязан заново осуществить новое персональное предупреждение работника о последующем увольнении не позд...
Лучшие материалы