Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предпринимателям-общесистемщикам об учете товарных запасов

12.04.2019

В Индивидуальной налоговой консультации от 28.02.19 г. № 811/Д/99-99-13-01-02-14/ІПК (далее – ИНК № 811) ГФС разъясняет предпринимателю, как вести учет товарных запасов.

Обратите внимание, что обязательная форма ведения бухгалтерского учета предусмотрена для предприятий (п. 2 ст. 3 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996). На предпринимателей действие Закона № 996 не распространяется.

Определение понятия «запасы» и порядок их учета изложены в П(С)БУ 9 «Запасы». Предприниматель по собственному желанию может выбрать порядок учета товарных запасов, приведенный в П(С)БУ 9. Такое разъяснение дает ГФС в ИНК № 811.

Напомним, что необходимость ведения учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) предусмотрена законодательными нормами:

  • предприниматель обязан вести учет доходов и расходов, составлять отчетность и иметь подтверждающие документы о происхождении товара (пп. 16.1.2, 16.1.12, п. 44.1, 177.10 Налогового кодекса, далее – НК). А значит, предприниматель будет обязан по требованию проверяющих представить им документы по остаткам ТМЦ;
  • субъекты хозяйствования, которые проводят расчетные операции, обязаны вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации и вправе продавать только те товары (услуги), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении реестра расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»);
  • контролирующий орган имеет право требовать от налогоплательщиков снятия остатков ТМЦ во время проверки (пп. 20.1.9 НК).

Например, у предпринимателя могут возникать разовые расходы, связанные с ведением хоздеятельности, которые можно отнести ко всей партии закупленного товара. Это оплата транспортировки товаров, погрузочно-разгрузочных работ и пр. Данные расходы увеличивают стоимость товарных запасов. Но отражение полной суммы таких затрат в составе расходов предпринимателя на дату уплаты этих сумм приведет к неправильному определению налогооблагаемого дохода. Предприниматель на общей системе налогообложения имеет право признать расходы в момент продажи товара – и только в части полученного дохода (т. е. выручки от продажи товара). Доход отражается в Книге учета доходов и расходов (форма и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов утверждены приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481, далее – Книга, Порядок № 481) на дату получения выручки (ст. 6 Порядка № 481; ОИР, категория 104.05).

Судя по всему, ГФС при проверке захочет увидеть правильное распределение и отражение в Книге таких затрат при продаже товаров.

Поэтому, хотя предприниматель и не обязан вести бухучет, но обеспечить учет ТМЦ для выполнения вышеприведенных норм законодательства он обязан – в любой удобной для него форме. А по желанию для ведения учета товарных запасов он может руководствоваться П(С)БУ 9.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.04.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Отсрочку от мобилизации для студентов и педагогов могут ограничить: законопроект ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 22.04.2025 Категорию тех, кто имеет преимущественное право оставления на работе при увольнении, расширят: проект закона Как ГНС будут применять видеоре...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
29.04.2025
Баланс ответственности между руководителем и работником: судебная практика
Хмельницкий апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу прокурора на оправдательный приговор заведующему хозяйством больницы, обвиняемому в нарушении правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на предприятии, повлекших гибель человека. По версии след...
29.04.2025
Меры предосторожности и профилактика несчастных случаев на территориях боевых действий
Больше по теме: Проверки пожарной безопасности: правила и нюансы Условия военного положения требуют повышенного внимания работников и работодателей к принятию мер по безопасности труда и профилактике несчастных случаев на производстве. В процессе работы на территориях, связанных с проведением боев...
29.04.2025
Аттестация рабочих мест по условиям труда во время военного положения
Больше по теме: Аттестация должностных лиц местных советов: кого касается и как проводится Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на предприятиях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потен...
Лучшие материалы