Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Правовые основания для подачи сведений об участии работников в профсоюзах отсутствуют – Федерация профсоюзов

06.12.2023 3 0 0

Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) в письме от 06.11.2023 № 07/01-23/556 высказала свою позицию относительно применения положений ст. 20 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В последнее время органами пенсионного страхования, местными органами власти, органами местного самоуправления был направлен ряд поручений руководителям предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере их управления, по организации работы по внесению сведений о пребывании работников в профсоюзах в Реестр застрахованных лиц.

В то же время, органы Пенсионного фонда направили страхователям уведомление о возможности сформировать на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда в личном кабинете страхователя обращение на подачу сведений об участии застрахованных лиц в профсоюзных организациях.

ФПУ усматривает указанные действия органов государственной власти (в т. ч. Пенсионного фонда) и местного самоуправления не соответствующими требованиям ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

Так, согласно абзацу четвертому ч. 2 ст. 20 Закона № 2464 с целью учета в электронной форме сведений о трудовой деятельности работника страхователь подает сведения о работнике относительно перевода на другую работу (должность), увольнения, возобновления на работе, приостановления/возобновления действия трудового договора, а также о присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, принесении присяги, принадлежности или непринадлежности лиц, работающих, в том числе предпринимателей, или обеспечивающих себя работой самостоятельно, к профессиональным союзам и/или к лицам, которые подлежат обязательным медицинским осмотрам.

При этом абзацем седьмым ч. 2 ст. 20 Закона № 2464 определено, что порядок и сроки подачи сведений, указанных в абзацах первом – шестом этой части, то есть и относительно принадлежности или непринадлежности работающих лиц к профессиональным союзам, устанавливаются Пенсионным фондом по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование государственной политики в сферах труда, трудовых отношений и занятости населения, социальной защиты населения.

Согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного постановлением КМУ от 23.07.2014 № 280, Пенсионный фонд является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином через Министра социальной политики, который реализует государственную политику по вопросам пенсионного обеспечения и ведения учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию.

Пунктом 1 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.1992 № 731 (далее – Положение № 731), установлено, что государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, которые являются субъектами нормообразования, осуществляется в соответствии с Указом Президента от 03.10.1992 № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти», настоящего Положения и других актов законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов .

В соответствии с п. 2 Положения № 731 государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты, которые содержат одну или более норм, затрагивающих права, свободы, законные интересы и касающиеся обязанностей граждан и юридических лиц, устанавливают новую или изменяют, дополняют или отменяют организационно-правовой механизм их реализации, или имеют межведомственный характер, то есть являются обязательными для других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, не относящихся к сфере управления субъекта нормообразования.

Пунктом 15 Положения № 731 определено, что министерства, другие центральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативно правовые акты только после их государственной регистрации и официального опубликования. В случае нарушения указанных требований нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут быть применены.

На сегодня информация об утверждении, в установленном законодательством порядке, Пенсионным фондом соответствующего нормативно-правового акта или внесения соответствующих изменений в действующие нормативно-правовые акты – отсутствует.

Исходя из всего вышеприведенного считаем, что по состоянию на сегодняшний день правовые основания для обязательства страхователей подавать указанные сведения о работниках отсутствуют.

Указанный вопрос обсуждался на совещании руководства ФПУ и ее членских организаций с представителями правления ПФУ, которыми было отмечено, что внесение в Реестр застрахованных лиц сведений о принадлежности или непринадлежности работников к профсоюзам – является добровольным делом, а также что юридической ответственности за их неподачу не предусмотрено.

Дальнейшая проработка указанного вопроса в рамках взаимодействия сторон социального диалога, а также принятие возможных мер реагирования будут осуществляться руководством ФПУ в соответствии с решениями вышеупомянутого постановления Президиума ФПУ.

Это письмо носит исключительно информативно-аналитический характер и не фиксирует нормативно-правовых или организационно-распорядительных решений.

Профсоюз работников государственных учреждений г. Киева

Комментарии к материалу

Лучшие материалы