Государственная налоговая служба Украины по результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью (далее – Общество) предоставила индивидуальную налоговую консультацию по вопросам практического применения норм законодательства относительно передачи дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции.
Индивидуальная налоговая консультация
Государственная налоговая служба Украины по результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью (далее – Общество) о получении индивидуальной налоговой консультации по вопросам практического применения норм законодательства относительно передачи дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции, и руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), в пределах компетенции уведомляет.
Как указано в обращении, Общество получает горючее исключительно для нужд собственного потребления, имеет лицензию на право хранения горючего (исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки) и не является распорядителем акцизных складов – плательщиком акцизного налога по реализации горючего.
В Общество обратилось отделение Национальной полиции с просьбой выделить в соответствии с п. 6 ст. 105 Закона Украины от 02.07.2015 № 580-VIII «О Национальной полиции» дизельное горючеес целью обеспечения бесперебойной работы подразделения (далее – Закон № 580).
Общество просит предоставить консультацию по следующим вопросам:
1. Можно ли применять пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса при передаче дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции реализацией горючего?
2. Считается ли передача дизельного горючего на безвозмездной основе отделению Национальной полиции реализацией горючего?
3. Нужно ли Обществу для передачи дизельного топлива Национальной полиции на безвозмездной основе получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим, регистрироваться плательщиком акцизного налога и регистрировать акцизный склад?
Относительно указанных вопросов
Согласно ст. 1 Закона № 580 Национальная полиция Украины – это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержанию публичной безопасности и порядка.
Деятельность полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины согласно Закону № 580.
Согласно п. 6 ст. 105 Закона № 580 на период введения в Украине военного положения, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации и/или других государств против Украины и 60 дней после этого коммунальные и частные предприятия могут выделять органам и подразделениям полиции денежные средства, транспорт и другие материально-технические средства, как и выполнять работы, услуги, необходимых выполнения полномочий полиции.
Согласно п. 7.3 ст. 7 Кодекса любые вопросы налогообложения регулируются Кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения о внесении изменений в этот Кодекс и/или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
Согласно пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса – реализация горючего для целей раздела VI Кодекса – любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного:
Не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:
В период действия правового режима военного положения, чрезвычайного положения не считаются реализацией горючего:
Пунктом 69.5 ст. 69 раздела ХХ Кодекса установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 2102-IX, операции по добровольной передаче или отчуждению или изъятию товаров, в том числе подакцизных, предоставления услуг в пользу Вооруженных сил Украины и добровольческих формирований территориальных общин, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их объединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства, органам местного самоуправления, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или учреждениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.
Национальная полиция Украины отсутствует в перечне центральных органов власти, подразделений, учреждений, организаций и т. п., безвозмездная передача которым на период действия военного положения:
Следовательно, безвозмездная передача горючего отделению Национальной полиции является реализацией горючего в понимании пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.
Согласно пп. 212.1.15 п. 212.1 ст. 212 Кодекса плательщиками акцизного налога является лицо (в том числе юридическое лицо, ведущее учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица), постоянное представительство, реализующее, в частности, горючее.
Согласно пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса акцизный склад – помещение или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего.
Не является акцизным складом:
Распорядителем акцизного склада является, в частности, субъект хозяйствования – плательщик акцизного налога, который осуществляет производство, обработку (переработку), смешивание, разлив, погрузку-разгрузку, хранение, реализацию горючего на акцизном складе и имеет документы, подтверждающие право собственности или пользования помещениями и/или территорией, относящихся к акцизному складу (пп. 14.1.224 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Следовательно, в случае если Общество осуществляет реализацию (отпуск, отгрузку) горючего другим лицам, помещение (территория), на которой находится это горючее, является акцизным складом в понимании пп. 14.1.6 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, соответственно, на него распространяются положения Кодекса, в частности, относительно регистрации согласно пп. 212.3.4 п. 212.3 ст. 212 Кодекса плательщиком акцизного налога, регистрации акцизного состава и расположенных на акцизном складе расходомеров-счетчиков, уровнемеров-счетчиков и резервуаров, согласно пп. 230.1.2 п. 230.1 ст. 230 Кодекса, составление акцизных накладных и их регистрации согласно ст. 231 Кодекса в Едином реестре акцизных накладных, а горючее должно учитываться в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.
Также на лицо, являющееся плательщиком акцизного налога по реализации горючего, распространяются нормы п. 49.21 ст. 49 Кодекса относительно обязанности подачи деклараций по акцизному налогу (в котором плательщик самостоятельно исчисляет сумму налоговых обязательств по акцизному налогу) за каждый установленный Кодексом отчетный период независимо от того, осуществляли ли такие плательщики хозяйственную деятельность в отчетном периоде.
Законом Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481) определены основные принципы государственной политики по регулированию производства, экспорту, импорту, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, и горючим.
Согласно ст. 1 Закона № 481:
Порядок получения лицензий определен ст. 15 Закона № 481.
Следовательно, если субъект хозяйствования будет осуществлять хозяйственную деятельность, которая относится к оптовой/розничной торговле горючим, ему необходимо получить соответствующие лицензии на определенный вид деятельности.
При этом хранение горючего другим лицам не может производиться на основании лицензии на право хранения горючего (исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки).
Вместе с этим информируем, что каждый конкретный случай налоговых взаимоотношений, в том числе и тех, о которых говорится в обращении, необходимо рассматривать с учетом договорных условий и обстоятельств осуществления соответствующих хозяйственных операций, в том числе с детальным изучением и анализом договоров, первичных документов и материалов, оформлением которых сопровождались такие операции, позволяющие идентифицировать фактическую их сущность.
Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
ГНС