Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ответственность за выдачу фискального чека, в котором отсутствует акцизный налог

Разъяснение
21.08.2025

Какая предусмотрена ответственность при выдаче фискального чека, в котором отсутствуют обязательные реквизиты, в том числе акцизный налог?

В соответствии со ст. 3 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции обязаны, в частности, проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций (далее – РРО) или через зарегистрированные фискальным сервером контролирующего органа программные РРО (далее – ПРРО) с созданием в бумажной и/или электронной форме соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, и предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети «Интернет», при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме.

Физические лица – предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога и не зарегистрированные плательщиками НДС, при продаже товаров (кроме подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) или предоставлении услуг имеют право в расчетном документе указывать название товара (услуги) в виде, отражающем потребительские признаки товара (услуги) и идентифицирующем принадлежность такого товара (услуги) к товарной группе или услуге.

Форма и содержание фискального кассового чека на товары (услуги) (далее – фискальный чек) и других расчетных документов, предоставление покупателю которых обязательно, установлены Положением о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее – Положение № 13).

Обязательные реквизиты фискального чека определены п. 2 разд. II Положения № 13. При этом в фискальном чеке указываются обязательные реквизиты, в частности: название и адрес хозяйственной единицы; название товара (услуги)/упрощенное название товара (услуги), стоимость, буквенное обозначение ставки НДС; код товарной подкатегории согласно УКТВЭД (отмечается в случаях, предусмотренных действующим законодательством); ставки и суммы НДС и акцизного налога.

Кроме того, для субъектов хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию подакцизных товаров и зарегистрированных плательщиками акцизного налога (субъекты хозяйствования, зарегистрированные плательщиками другого налога, кроме НДС), фискальный чек должен содержать отдельной строкой буквенное обозначение, размер ставки такого налога, общую сумму такого налога по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки печатается название такого налога (стр. 22). В реквизите «Акцизний податок» его название приводится согласно Налоговому кодексу. При необходимости разрешается использовать сокращения.

Вместе с тем, при отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также при несоблюдении сферы его назначения, такой документ не будет приниматься в качестве расчетного (п. 3 разд. I Положения № 13).

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 установлено, что за нарушение требований Закона № 265 к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции, по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:

  • в случае установления в ходе проверки факта, в частности, невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки (далее – РК) на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:
    • 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за нарушение, совершенное впервые;
    • 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за каждое следующее нарушение.

Вместе с тем, согласно п. 12 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушение требований Закона № 265, совершенные ими в период с 1 января 2022 года по 1 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.

Согласно п. 14 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 начиная с 1 октября 2023 года субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, предоставлении услуг на:

  • временно оккупированных Российской Федерацией территориях Украины, – по дату завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • территориях активных боевых действий, – по дату завершения боевых действий на соответствующих территориях;
  • территориях возможных боевых действий, – по дату прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях.

Даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией.

Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые деяния либо временно оккупированных Российской Федерацией, определяется в установленном КМУ порядке.

Также за нарушение требований Закона № 265 должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются контролирующими органами к административной ответственности (ст. 26 Закона № 265).

В соответствии со ст. 1551 КУоАП к лицам, осуществляющим расчетные операции с нарушением установленного законом порядка проведения расчетов, применяется штраф в размере от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ.

Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, – влекут за собой наложение штрафа на лиц, совершающих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ.

ОИР, категория 109.18

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
10.09.2025
Можно ли во время военного положения изменять условия труда
Планируете изменения в трудовых отношениях с работниками? А как сегодня действуют условия труда относительно существенных изменений? Больше по теме: Что считается изменением существенных условий труда Увольнение работников в связи с изменением существенных условий труда Военное положение кард...
10.09.2025
Когда и на основании чего работодатель должен обеспечить работников спецодеждой
На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвре...
10.09.2025
Работник – донор: когда предоставить день отдыха
Имеет ли право работник на день отдыха после сдачи крови? Да, имеет. Больше по теме: Временная нетрудоспособность работника-донора во время дополнительного дня отдыха Донация крови: участие работодателя и льготы донорам После каждого дня донации крови работнику предоставляется день отдыха, который...
Лучшие материалы